Кризис жанра
Российский рынок ритейла последние годы показывал устойчивый рост. По данным Nielsen, рынок рос на 30-40% в год, и до его насыщения было далеко. Около 37% рынка в 2007 году приходилось на долю торговых сетей.
Они росли очень активно во многом за счет поглощения мелких игроков. В этом году, по самым оптимистическим прогнозам аналитиков, рынок вырастет 15-20% и достигнет $540 млрд. С наступлением кризиса почти все ритейлеры корректируют свои планы по развитию, а некоторым приходится даже сокращать число своих розничных точек, закрывать нерентабельные магазины.
Так, по данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт», у аптечной сети «Ригла» количество точек продаж в первом полугодии 2008 года уменьшилось на 57 по сравнению с тем же периодом 2007 года и составляет 593. Как следствие, доля рынка компании за тот же период уменьшилась с 2,74% до 2,58%. Со своими региональными магазинами прощается парфюмерно-косметическая сеть «АрбатПрестиж». Закрывают некоторые свои розничные точки торговые сети «Техносила», «Патэрсон», «Седьмой континент». Сеть «Азбука вкуса» заморозила планы регионального развития, сосредоточившись на ключевом для себя столичном рынке. А крупнейший игрок продуктового ритейла – компания X5 Retail Group (торговые сети «Перекресток», «Пятерочка») объявила о сокращении программы капитальных затрат на 2008 год с $1,4 млрд. до $1 млрд.
О приближении трудных времен аналитики предупреждали ритейлеров задолго до наступления глобального финансового кризиса, еще полтора года назад: игроки, набравшие в свое время кредиты под развитие (на торговлю, по данным Центрального Банка, приходится до 25% всех кредитов коммерческих организаций), перестали справляться с долговой нагрузкой. Естественно, что сейчас, в условиях дефицита кредитных средств, у большинства операторов крупных розничных сетей возникли проблемы рефинансирования долга, выплаты по которому нужно будет производить уже в ближайшее время. Нужно еще учесть, что кредитные ставки в среднем за 2008 год увеличились на 4%. В кризисной ситуации российское правительство рекомендовало ВТБ и Сбербанку оказать финансовую помощь крупнейшим продуктовым сетям в виде кредитов по ставке 15-18% годовых на сумму до $2 млрд.
На помощь извне претендовали X5 Retail Group, «Магнит», «Дикси», «Седьмой континент», «Мосмарт», «Виктория», «Лента», «О’Кей» и «Холидей классик». Дело в том, что многие сети стали задерживать выплаты своим поставщикам, а позиция поставщиков в отношении задолженностей резко изменилась. «Дистрибьюторы аккуратней, четче и жестче, чем раньше, контролируют товарные кредиты. Строже соблюдаются условия договора. Если раньше задержка платежа на две недели считалась приемлемой, то теперь после просрочки платежа больше чем на семь дней блокируются отгрузки товара, высылаются претензии», – объясняет генеральный директор дистрибьюторской компании «Айленд» Дмитрий Васильков. По словам Анны Каревой, руководителя департамента по связям с общественностью и инвесторами компании X5 Retail Group, в связи с неплатежами со стороны небольших региональных ритейлеров у поставщиков компаний-производителей начинаются проблемы с закупкой сырья и материалов. «Сейчас все поставщики пытаются поднять отпускные цены. Мы получили от значительной их части просьбу об увеличении цен от 5 до 30%. Мы крайне неохотно соглашаемся на увеличение отпускных цен и в этом случае оговариваем удлинение сроков платежей в среднем на 20%.
Мы также своевременно платим за поставки тем, кто готов сохранить цены на прежнем уровне, и готовы выкупать у поставщиков товарные остатки, но с дисконтом», – замечает Анна Карева. Повышение цен, вопреки распространенному мнению, ритейлерам сегодня крайне невыгодно: падает товарооборот, который, напротив, необходимо резко увеличивать, чтобы были средства на соответствующие выплаты. Поэтому «Перекресток» объявил о снижении цен на ассортимент на 30% в своих магазинах, располагающихся в Москве и Санкт-Петербурге, а в премиальной «Азбуке вкуса», по словам пресс-секретаря сети «Азбука вкуса» Андрея Голубкова, ценовая политика в связи с кризисом меняться не будет. Интересно, что, несмотря на появившуюся на рынке информацию о резком увеличении арендных платежей (некоторые девелоперы, чтобы отыграть ожидаемые потери, действительно повысили ставки, по разным данным, от 20% до 50%), сейчас, по словам консультанта по торговой и коммерческой недвижимости компании Paul’s Yard Олега Тимирова, девелоперы стараются входить в положение операторов. «Операторы написали письмо, в котором просят девелоперов не повышать арендные ставки, и предложили ряд антикризисных мер. Раньше была фиксированная арендная ставка – 90% договоров работали именно по этой схеме. Теперь, по всей видимости, арендная ставка будет привязана к проценту с оборота. И это вполне цивилизованное решение, так как если кризис не преодолевать сообща, то это может плохо кончиться для всех».
Как считают аналитики, первопричиной кризисного положения, в котором оказались многие торговые сети в настоящее время, является не только и не столько глобальный кризис, сколько неграмотный менеджмент. Правда, по мнению консультанта «Финама» Максима Калягина, каждый случай развития розницы стоит рассматривать отдельно. «Например, в случаях с холдингом «Марта» и сетью «Банана-мама» в первую очередь, наверно, нужно говорить именно о просчетах в менеджменте», – считает он.
За банкротством холдинга «Марта», который в прошлом году был одной из самых быстроразвивающихся компаний, наблюдало все торговое сообщество. Стремительный рост, обеспечивающийся заемными средствами, в этом году обернулся катастрофой: еще в мае «Марта» с трудом находила деньги для выплаты по облигационным займам, летом начали один за другим закрываться магазины продуктовой сети «Гроссмарт», в августе случился технический дефолт по облигационному займу на 2 млрд. рублей, а в сентябре компания «Элексор», занимающаяся развитием продуктового ритейла «Марты», подала иск в суд с требованием признать себя банкротом. Через несколько недель еще одна структура, принадлежащая холдингу, – «Инвестритэйлгруп» пошла по тому же пути. Долговая нагрузка холдинга составила 14 млрд. рублей (приблизительно $550 млн.), то есть в десять раз больше EBITDA (для ритейла надежным считается показатель 1 к 5). По мнению консультанта компании «Столичный проект» Максима Битюкова, к такому результату привело отсутствие четкой стратегии развития. «Активы скупали, не обращая внимания на их рентабельность», – констатирует Битюков.
Другой яркий пример – сеть магазинов детских товаров «Банана-мама». Тоже когда-то «самая быстроразвивающаяся» сеть в своем сегменте. Однако и здесь ритейлеру пришлось расплачиваться за слишком бурный рост: долговая нагрузка сети порой достигала 3,5 млрд. руб. И несмотря на это, компания продолжала размещать облигационные займы на 1,5 млрд. руб. Объем закупок «Банана-мамы» увеличивался соответственно с темпами роста сети, при этом никакого анализа по продажам не проводилось. То есть закупался и тот товар, который продавался хорошо, и тот, который не продавался совсем. В результате на складах накапливались остатки, за которые сеть не хотела платить поставщикам, предпочитая вкладывать деньги в открытие новых магазинов. Параллельно с «детским проектом» у владельцев сети «Банана-мама», братьев Олега и Игоря Яковлевых, начались проблемы и со своим основным активом – сетью по продаже бытовой техники «Эльдорадо». По мнению аналитика потребительского рынка, пожелавшего остаться неназванным, учитывая все эти проблемы, вряд ли компания получит дешевые кредиты на рефинансирование. Ситуация усугубляется еще и тем, что у «Банана-мамы» магазины находятся не в собственности, а в аренде, так что заложить их или продать, как это могут сделать другие ритейлеры, у компании не получится.
Сеть «Аптеки 36,6», которая, в отличие от «Банана-мама», открывает точки не на арендуемых, а на собственных площадях, столкнулась с теми же проблемами. Опять бурный рост, и опять – убытки по нарастающей: в 2005 году долг составил $16,4 млн., в 2006-м – почти $27 млн., через год случился глобальный кризис и долг стал в десять раз больше. Сеть оказалась непривлекательным заемщиком, кредиты для нее подорожали, и, чтобы снизить расходы, было приостановлено открытие новых аптек (в результате к концу 2007 года их оказалось 1230 вместо запланированных 1450), а чтобы выйти из кризиса, был нанят новый менеджмент.
Старый менеджмент просто не успевал за ростом компании: не секрет, что огромное количество аптек сети в настоящее время работают под другими вывесками. «Еще годом ранее сети скупали все, что им предлагалось, особо не анализируя рентабельность покупки. Соответственно за годы активной региональной экспансии в состав сетей вошло большое количество слабых активов, от которых сейчас избавляются. Все крупные фармритейлеры заявили в этом году, что борьба за ликвидность будет основополагающей стратегией на текущий и следующий годы», – объясняет Давид Мелик-Гусейнов, руководитель «Фармэксперта». По его мнению, у сети «Аптеки 36,6» на данный момент нет достаточной финансовой подушки, чтобы суметь пережить этот кризис без серьезных проблем. «Конечно, развитие розничных сетей определяется различными стратегиями и приоритетами. Каждая из стратегий имеет свои плюсы и минусы, – рассуждает Денис Шириков, руководитель отдела по работе с розничными сетями компании «Nielsen Россия», – рискованные операции всегда имеют большую прибыльность, но ключевым фактором успеха является время. Некоторым игрокам не хватило времени, чтобы завершить задуманное, например, нарастить долю рынка или удачно продать бизнес на взлете цен». Однако, по его мнению, такой подход имеет мало общего с долгосрочным планированием бизнеса, ответственным отношением к ресурсам и их стоимости. А в период кризиса компании, придерживающиеся подобной стратегии, оказываются наиболее уязвимы.
А. Упатов
источник: http://www.mybiz.ru/index.php?page=3289
Свежие комментарии