Определение прибыли: «по отгрузке» или «по оплате»?
Учет доходов и расходов любого предприятия можно вести двумя способами: «по оплате» или «по отгрузке». Способ «по оплате» предполагает, что все расходы и доходы предприятия учитываются только в момент оплаты. То есть, поступила оплата за товары или услуги предприятия от покупателя — это доходы, а оплатили товары или услуги поставщику — это расходы. При способе учета «по отгрузке», как несложно догадаться, учет доходов и расходов осуществляется аналогичным образом, но не в момент оплаты, а в момент отгрузки (получения) товаров и услуг. Рассмотрим плюсы и минусы обоих способов.
Способ «по оплате» позволяет оперативно оценивать текущее финансовое состояние предприятия и в принципе контролировать денежные потоки. В то же время, такой способ может вызвать ряд сложностей. К примеру, предприятие реализует товар через посредника. То есть, отгружает товар посреднику, а оплату получает уже после его продажи посредником. В данном случае оплата может поступить не через один месяц, может поступать частями и, тем самым, вызывать ряд сложностей при ведении учета. Может возникнуть также ситуация, когда покупателю реализовано несколько товарных групп, с разной себестоимостью. А покупателем оплачена некая сумма от общего заказа. В данном случае очень сложно определить, на какую именно товарную группу относить полученную сумму оплаты, так как в зависимости от выбора будет по-разному учитываться и прибыль.
Способ «по отгрузке», напротив, позволяет избежать всех сложностей с учетом доходов и расходов, даже если фактические расчеты с контрагентами осуществляются не в момент отгрузки (получения) товаров и услуг. Так как на момент отгрузки (поступления) фиксируется сумма стоимости товаров или услуг. В то же время, при таком способе учета не получится оперативно учитывать финансовое состояние предприятия.
Тем не менее, на большинстве предприятий учет доходов и расходов ведется методом «по отгрузке». Почему именно так? Связано это с тем, что времена, когда можно было отгрузить товар, а денег от покупателя по истечению всех сроков не получить, давно прошли. Конечно, от мошенников и форс-мажорных обстоятельств никто не застрахован. Но если покупатели проверены ни в одной сделке и доказали свою честность, то поводов для беспокойства на тему того, что товар (услуга) так и не будет оплачен, практически нет. И вариант с учетом «по оплате» наиболее оптимален для большинства крупных предприятий, так как они обычно реализуют свою продукцию через множество мелких посреднических фирм. Оплата в таких случаях, само собой, происходит по факту реализации.
Несмотря на явную выигрышность способа «по отгрузке» все же иногда требуется оперативная оценка финансовых активов предприятия. Поэтому наиболее оптимальным вариантом будет сочетания обоих способов. В частности, для управленческого учета наиболее подходит метод «по отгрузке», однако руководителю также требуется учитывать и фактические движения денег на его предприятии (эквивалент способа «по оплате»). То есть, необходимо либо при внедрении системы управленческого учета разрабатывать методику параллельного ведения обоих способов учета, либо воспользоваться, например, программой «1С:Управляющий». В данной программе учет можно вести и по отгрузке, и по оплате, то есть и избегать всех проблем с распределением доходов и расходов, и оперативно учитывать денежные потоки.
«времена, когда можно было отгрузить товар, а денег от покупателя по истечению всех сроков не получить, давно прошли»… Не смешите мои тапочки… можно лет шесть работать с конторой… и в один прекрасный день она сольётся (по причинам, не связанным с порядочностью хозяина)… и результаты всей финансовой деятельности просто погибнут… но налоги по отгрузкам будут уплачены… только какая с этого радость, если государству, эти налоги дерущему — абсолютно по барабану — заплатил тебе контрагент или нет… свою дольку мытари уже получили… а ты можешь годами обивать пороги арбитражных судов… да ещё блин пошлину заплатишь В ПРОЦЕНТАХ от суммы иска… это ваще агонь… кто может судиться за копейки… а я должен платить миллионы ЗА ОДНУ И ТУ ЖЕ РАБОТУ «БЕЗДЕЛЬНИКОВ»…
И это не СЛУЧАЙНЫЕ эпизоды… все проекты с ритейлом и вообще крупными конторами с госучастием заточены под чудовищную отсрочку от 60календарных дней (хотя в приватных переговорах НИ ОДИН из моих коллег-руководителей не смог мне объяснить — ЗАЧЕМ нужна такая отстрочка при РЕГУЛЯРНЫХ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ поставках… да и не смог бы… ибо это — откровенная лажа… это реализуемое право заказчика держать любого поставщика за горло… плюс возможность (заказчика-Покупателя) легко КИНУТЬ поставщика при желании…