Законы объявили вне коррупции
Президент Дмитрий Медведев внесет в Госдуму законопроект об антикоррупционной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов. Новация призвана исключить трактовки законодательных норм, которые способствуют коррупционным преступлениям.
Так, в законе «О противодействии коррупции» отмечена необходимость создания механизма антикоррупционной экспертизы правовых актов. В национальном плане противодействия коррупции ее организация поручена генпрокурору Юрию Чайке. Вчера на заседании господин Чайка представил проект соответствующего закона. Президент поддержал инициативу. После заседания господин Чайка заявил, что законопроект будет внесен в Госдуму в ближайшее время.
Отметим, что 5 марта премьер-министр Владимир Путин подписал постановление об антикоррупционной экспертизе правительственных актов, в котором в частности утвердил методику выявления коррупционных факторов. Премьер рассчитывает, что «процесс нормотворчества» станет максимально прозрачным и публичным, и приглашает к участию в экспертизе «независимых экспертов, представителей гражданского общества, деловых и научных кругов».
Юрий Чайка заочно солидаризировался с Владимиром Путиным — к антикоррупционной экспертизе «будут привлечены общественные институты, в частности, представители ученых кругов, бизнеса, общественных организаций».
Директор департамента административной реформы Центра стратегических разработок Владимир Южаков заявил «Ъ», что законопроект пока плохо описывает проведение независимой экспертизы. В нем, по словам господина Южакова, идет речь об общественной экспертизе, однако «игнорируется независимая экспертиза, которая апеллирует не к абстрактному обществу, а к заинтересованным лицам, чьи интересы ущемляются». У экспертов есть и другие претензии. По словам господина Южакова, в проекте установлено значительно меньше коррупционных факторов, чем в постановлении правительства. Также проект предполагает, что ключевым исполнителем и ответственным за экспертизу является Генпрокуратура. Владимир Южаков считает, что ответственность должны нести те, кто «пишет, проводит экспертизу и принимает документы». Прокуратура же должна осуществлять надзор. Нет в проекте и запрета на принятие актов, содержащих коррупционные факторы, а также плохо прописана экспертиза действующих законов с подзаконными актами.
Вчера же на заседании совета Дмитрий Медведев сообщил о планах дополнить своими указами уже принятые антикоррупционные законы. Так, закон «О противодействии коррупции» в качестве одной из профилактических мер обязывает госслужащих представлять сведения об имуществе и доходах как своих, так и членов их семей. Список категорий госслужащих, сведения о доходах которых публикуются в СМИ, по закону должен быть установлен «нормативными правовыми актами РФ». Также установлено, что руководитель госслужащего обязан проверять достоверность сведений и посылать запросы в контролирующие органы в установленном президентом порядке. Вчера господин Медведев сообщил, что правила подачи сведений вместе с механизмом проверки их достоверности («тема сложная и щепетильная»), а также круг лиц, сведения о которых публикуются в СМИ, будут в ближайшее время утверждены его указом. «И президент там тоже есть»,— пояснил он. При этом он напомнил, что чиновники обязаны ежегодно подавать такие сведения руководителям, а также сотрудничать с имеющимися в госструктурах комиссиями по урегулированию конфликта интересов. После этого Дмитрий Медведев жестко заявил, что такие комиссии должны быть не только на федеральном уровне, а «отказ от предоставления требуемых сведений», как и «отказ от сотрудничества с комиссией», должны «вести к увольнению». Кстати, эти нормы имеются в законе «О противодействии коррупции». Также в ближайшее время может быть подписан президентский указ о порядке урегулирования конфликта интересов при переходе чиновника с госслужбы в коммерческие структуры, которые он курировал на прежнем рабочем месте.
Профилактике коррупции в значительной степени будет посвящена и федеральная программа реформирования и развития системы государственной службы (2009-2013 годы) — указ о ней Дмитрий Медведев подписал сразу после заседания. Программа предполагает формирование системы госслужбы как целостного государственно-правового института и внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы (о предыдущих этапах реформирования госслужбы см. справку).
Вчерашнее заседание президентского совета по противодействию коррупции было вторым по счету. На первом, которое состоялось 30 сентября, был утвержден базовый пакет антикоррупционных законов или, как выразился вчера господин Медведев, «правовая оболочка» антикоррупционной борьбы. В конце 2008 года эти законы были приняты. Вчера же совет обсуждал наполнение этой «оболочки», без которого базовый пакет в полной мере работать не будет. В отсутствие этих документов господин Медведев оценивает «промежуточные итоги» борьбы с коррупцией как «сверхскромные».
Кто реформировал госслужбу в России
Во время президентства Бориса Ельцина было предпринято несколько попыток реформирования госслужбы. В декабре 1991 года создано Главное управление по подготовке кадров для госслужбы при правительстве РФ, которое успело разработать концепцию реформирования госслужбы и ряд законопроектов, однако спустя два с половиной года было распущено. В июле 1995 года принят закон «Об основах государственной службы РФ». Он носил рамочный характер и требовал принятия множества уточняющих актов. В 1997 году к теме реформы вернулась экспертная группа под руководством помощника президента Михаила Краснова. За два года она подготовила 12 концепций реформы, но из-за частых смен правительства к их реализации так и не приступила.
В 1999-2000 годах над планами реформы госслужбы работал Центр стратегических разработок под руководством Германа Грефа. Центр действовал в рамках предвыборного штаба будущего президента Владимира Путина, который сделал реформу госслужбы одним из пунктов своей предвыборной программы. В августе 2001 года господин Путин одобрил концепцию реформы и для ее реализации сформировал комиссию под руководством премьер-министра Михаила Касьянова и рабочую группу под руководством замглавы администрации президента Дмитрия Медведева. В ноябре 2002 года была утверждена разработанная ими программа реформирования госслужбы на 2003-2005 годы.
В апреле 2003 года принят разработанный под руководством Дмитрия Медведева закон «О системе государственной службы», заменивший закон 1995 года. В отличие от старого, он ввел разделение госслужбы на гражданскую, военную и правоохранительную, ввел классные чины вместо квалификационных разрядов, а также замещение должностей по конкурсу. В июле 2004 года в дополнение к нему принят закон «О государственной гражданской службе РФ». Для его реализации 1 февраля 2005 года Владимир Путин своими указами утвердил процедуру проведения конкурсов для замещения вакантных должностей и квалификационных экзаменов для присвоения классных чинов.
И. Граник
источник: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1136268&NodesID=2
Свежие комментарии