Навстречу бакалавриату: за и против
Бакалавризация погубит уникальную систему российского образования. Так считают многие ректоры ведущих вузов, ученые, политические деятели. Но чиновники из Минобра с ними не согласны. Так ли страшен черт как его малюют, попытались выяснить и мы.
Болонский процесс в странах ЕС, призванный улучшить функционирование международной образовательной системы, берет свое начало с середины 1970-х, но официально был учрежден только 19 июня 1999 года при участии 29 европейских стран. В сентябре 2003 года к нему присоединилась и Россия, обязазавшись к 2010 году воплотить в жизнь основные принципы декларации: ввести двухуровневую систему обучения, расширить мобильность (межвузовское сотрудничество и обмен студентами), начать более тщательно контролировать качество образования, наладить кредитно-образовательную систему и решить вопрос с трудоустройством выпускников.
Зачем нам бакалавриат?
К нововведению российская общественность отнеслась неоднозначно. Многие абитуриенты и их родители смутно представляют себе, что такое Болонский процесс, или не знают о нем ровным счетом ничего. Именно поэтому перспектива Министерства образования настроиться на европейскую волну приводит в смятение и вызывает недоверие: чем же вдруг не угодил или почему изжил себя специалитет, взрастивший лучшие умы советского прошлого?
Многие ректоры, эксперты и преподаватели считают, что качество образования, которое студенты получают по программам баклавриата, значительно ниже, чем образование специалиста. Основывают они свое утверждение прежде всего на том, что бакалавр учится 4 года, а специалист — 5-6 лет. Приведет ли отмена специалитета к снижению качества образования, невозможно сказать наперед. Для того, чтобы сравнить уровень специалистов и бакалавров, нужно выпустить достаточное количесво последних. Но этого пока не произошло. Несмотря на ясно выраженную позицию Минобразования относительно перехода на двухуровневую систему, вузы продолжают набирать и обучать студентов по программам специалитета. Однако стоит заметить, что последнюю аккредитацию вузовские программы обучения специалистов получили в 2010 году, а это значит, что уже в 2015 принимать и обучать по программам специалитета они не смогут. Или смогут, но программы не получат госаккредитации.
Кроме того, часть основ и принципов, характерных для традиционного российского среднего и высшего образования, противоречат условиям Болонского процесса. К примеру, у российских выпускников-бакалавров могут возникнуть проблемы с трудоустройством, потому как работодатели берут их неохотно, рассматривая бакалавров как «недоспециалистов». А получение степени магистра (2 года после бакалавриата) в перспективе может стать платным. И тогда нарушится уже наша российская конституция, гарантирующая право на получение в конкурсном порядке бесплатного высшего образования*.
Но, невзирая на недостаток информации, опасения и видимые противоречия, Министерство образования продолжает осуществлять намеченные реформы.
Возможности и преимущества бакалавриата
Во-первых, бакалавриат, несмотря на все воззрения и доводы скептиков, является высшим образованием. Сокращение срока обучения еще не повод отвергать принадлежность бакалавриата к системе высшего образования. Теряя в годах, бакалавры приобретают больше самостоятельности: вместо углубленного прохождения всех предметов (нужных и не очень), в образовательной программе у будущих бакалавров, в отличие от специалистов, существуют дисциплины по выбору — т.е. студент самостоятельно решает, что ему нужно учить, а что нет. В течение первых двух лет обучение ведется по широкому профилю — студенты осваивают и сдают общие дисциплины, а на третьем курсе будущим бакалаврам необходимо определиться с конкретным направлением профессиональной деятельности.
Во-вторых, имея диплом бакалавра, выпускник может без особых проблем устроиться на работу за рубежом — например, в Западной Европе отсутствует понятие специалитета, и российские дипломы часто вызывают у иностранных работодателей недоумение. В будущем полученный в России диплом бакалавра будет приравнен к дипломам французских или, скажем, немецких выпускников. Кроме того, в некоторых вузах существует возможность получить два диплома сразу, за единовременный срок обучения. Так, к примеру, в Институте бизнеса и делового администрирования существует специальная программа, благодаря которой выпускники получают и российское, и зарубежное свидетельство об окончании вуза. В рамках этой программы два года студенты будут обучается за рубежом, а другие два —- в России.
В-третьих, бакалавры могут продолжить учебу и пойти на два года в магистратуру, чтобы получить высшую академическую степень или сразу начать заниматься научной деятельностью (степень бакалавра является начальной академической).
Мнения экспертов
Большинство российских эскпертов воспринимают Болонскую декларацию как документ, носящий рекомендательный характер, и сходятся во мнении, что главная проблема этого нововведения состоит в том, что россияне не понимают причин, ради которых оно делается.
Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктор Антонович Cадовничий уверен: подавляющая часть вузовского сообщества считает, что при современном уровне российского образования без фундаментальных знаний не возможно полноценное развитие науки, а бакалавриат их не дает и вряд ли когда-либо будет давать. «Для математики, физики и даже ряда гуманитарных специальностей он (бакалавриат — ред.) мне кажется неким понижением уровня высшего образования. Я считаю это неприемлемым, — делится своим мнением насчет бакалавриата ректор главного вуза страны. — Что касается экономических наук, то сегодня распространена точка зрения, что здесь возможен бакалавриат. Пусть решат эксперты. Если они посчитают, что для экономики страны пригодятся специалисты с четырехлетним сроком обучения, тогда я — не против».
А Дмитрий Викторович Ливанов, ректор Московского института стали и сплавов, сомневается в том, что введение бакалавриата и магистратуры приведет к тому, что вузы станут выпускать слабых профессионалов-недоучек. «Эффективность подготовки зависит не от времени, а от способа обучения, — говорит Ливанов, — Образовательная задача бакалавриата, рассматриваемого как полноценное высшее образование, состоит в формировании базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций. Люди, имеющие диплом бакалавра, будут готовы к профессиональной деятельности в качестве технологов, линейных руководителей производства. У нас будет три типа магистратуры: управленческая — менеджеры, технологическая — суперинженеры и исследовательская — исследователи в центрах крупных компаний».
Первый проректор Московского государственного института международных отношенийАлексей Богатуров полагает, что причины всех трудностей введения двухуровневой системы кроются в составлении учебного плана для бакалавриата и магистратуры, опорной точкой в котором стала специфика специалитета и попытка адаптироваться под определенные временные рамки, упустив из виду то, что переход на двухуровневую систему — это не набор определенных механических операций, а сложная методическая задача. «Болонский процесс главным образом декларирует сдвиг от получения просто знаний к умению применить эти знания на практике. В связи с этим, может, стоит совсем развести эти уровни образования? В бакалавриат отдать все самое прикладное, конкретное, а для магистратуры припасти более сложные способы объяснения действительности. Вряд ли человеку, который будет служить в МИДе простым переводчиком, нужна, например, философия политики».
|
Миинистр образования и науки РФ Андрей Фурсенко утверждает, что введение двухуровневой системы высшего образования является вынужденной мерой, исправляющей весомые погрешности советской системы и не в коем случае не превратится в точное и безоговорочное следование Болонской системе. Также реформа никак не повлияет на бюджетную политику вузов – магистратура не станет полностью платной. Кроме того, отмена специалитета позволит сделать образовательный процесс более эффективным, что повысит профессионализм выпускников вузов и даст им много новых возможностей.
* Глава 2, статья 43, пункт 3 Конституции Российской Федерации
Ирина Марочкина
Свежие комментарии