Вузы заманивают абитуриентов скидками
Демографический кризис заставляет вузы вести настоящую борьбу за каждого студента. Учебные заведения предоставляют всевозможные скидки за обучение, создают в школах спецклассы и устраивают олимпиады, а также тратят на рекламу гигантские суммы.
Примером гибкого подхода к плате за обучение может служить Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники. В списке льгот, которые может получить абитуриент, представлены различные варианты, сообщает газета «Ведомости». Самая большая скидка на стоимость обучения – 20% – предоставляется тем, у кого на небюджетных местах обучаются брат или сестра, а 10%-ная льгота дается детям и внукам сотрудников вуза, абитуриентам, закончившим школу без троек, и тем, у кого есть рекомендация члена Ассоциации выпускников ТУСУР. Можно получить 5%-ную льготу за победу в конкурсе вуза на лучшую презентацию выбранной специальности или если привести на платный факультет товарища.
Как отмечают аналитики, такая маркетинговая активность вузов объясняется демографическим кризисом. По данным Минобрнауки, в настоящее время в российских вузах учится 7,5 миллиона человек, но за ближайшие пять лет их число сократится до 4,2 миллиона. С другой стороны, благодаря ЕГЭ между вузами усилилась конкуренция: абитуриенты могут подавать документы в разные вузы и на разные формы обучения.
Наибольший объем средств на маркетинг и рекламу в 2010 году выделила Академия народного хозяйства (более 112 миллионов рублей), ВШЭ (86 миллионов рублей), Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики (43 миллиона) и Бауманка (34,5 миллиона рублей). Расходы большинства остальных вузов колеблются в пределах от двух до 14 миллионов рублей. Из всех видов рекламы большая часть расходов идет на продвижение в Интернете, отмечают представители вузов.
По доле затрат на маркетинг и рекламу от общего объема расходов лидируют Российский государственный гуманитарный университет (22%), Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики (19,5%), Бауманка (13%) и ВШЭ (10%). Наименьшие затраты характерны для Плехановки, МГУ, ММА имени И.М. Сеченова, Российского государственного медицинского университета и МФТИ – их траты на маркетинг и рекламу составили менее 1% от общего объема расходов.
В последнее время, как отмечают специалисты, вузы используют все более широкие способы привлечения абитуриентов. Теперь они шефствуют над школьниками, проводя олимпиады и создавая спецклассы, выпускникам которых почти гарантировано зачисление, а также предлагают помощь в подготовке к ЕГЭ. В некоторых «закрытых городах» отдельные филиалы МИФИ контролируют даже детсады.
Свежие комментарии