Великие троечники
Как быть, если ты не блестящий гений, вроде Моцарта, а просто крепкий середняк, как Сальери? Не стоит печалиться. Отрицая привычные представления о роли таланта в построении карьеры, Джон Максвелл* утверждает, что реванш троечников — свершившийся факт.
Если ваш ребенок учится на тройки, не огорчайтесь — у него отличные шансы преуспеть в жизни. По исследованию журнала Fortune, больше половины генеральных директоров крупных транснациональных компаний не были ни отличниками, ни даже хорошистами в школе и университете. 65% американских сенаторов и 75% президентов США за последние 40 лет — троечники. Больше 50% «сделавших себя» миллиардеров-предпринимателей — троечники или люди без высшего образования. В некотором смысле наша цивилизация управляется плохими учениками.
Джон Максвелл попытался разобраться, почему так происходит, и пришел к парадоксальному выводу: для личного успеха талант — это сдерживающий фактор. По-настоящему успешные люди — это чаще всего «серые мышки», не обладающие от природы особыми способностями, но сумевшие переделать себя благодаря набору «волшебных» личностных качеств, основное из которых — обучаемость.
Таланты из ада
«Я не хочу, чтобы люди сидели на одной должности по пять лет и скучали. Нашей компании очень нужно постоянное внутреннее движение, а оно усиливается благодаря талантливым людям. При такой системе все руководители увлечены своей работой, а Enron движется в направлении, которое их интересует больше всего», — эту пафосную фразу с гордостью произнес в 2001 году президент компании Enron Джеффри Скиллинг. Он был одним из первых западных топ-менеджеров, который сформировал в управленческой культуре моду на слово «талант». После вскрывшихся махинаций, Скиллинг сел в тюрьму, но «талант» — по-прежнему любимое слово современного менеджерского жаргона.
Между тем классик теории менеджмента Питер Друкер как-то заметил: «Не существует никакой связи между эффективностью человека и его «талантом», то есть интеллектом, воображением и знаниями. Интеллект, воображение и знания — важные ресурсы, но только эффективное их использование приносит результат. Сами по себе они просто ставят пределы тому, чего человек способен добиться». В интерпретации Друкера и вслед за ним Максвелла, эффективность — это набор из 13 личностных качеств, которые служат необходимым дополнением к таланту и превращают его в успех. Эти качества:
- обучаемость (центральное свойство);
- вера;
- страсть;
- инициатива;
- фокус;
- подготовка;
- практика;
- постоянство;
- смелость;
- характер;
- отношения;
- ответственность;
- командная работа
При отсутствии хотя бы одного из этих качеств талант из ресурса превращается в обузу. Ранние успехи делают его «необучаемым». Талантливый человек становится далеким от жизни самовлюбленным эгоистом, а в худшем случае превращается в «гениального разрушителя». Такого, какими и были топ-менеджеры Enron, провозгласившие «войну за таланты».
Кролик-спаситель
Проблема Уинстона Черчилля была в том, что ему никогда не сиделось на месте. Именно потому в школе он получал тройки, и, вообще, с учебой у него была масса проблем: не то, что у его друзей-«ботаников». Но уже в 16 лет Черчилль заявил школьному учителю: «Мир ожидают серьезные испытания. Лондон и вся Англия окажутся в опасности, и я, занимая высокий пост, спасу столицу и всю Империю».
Абсурдная самоуверенность 16-летнего подростка оказалась точным описанием будущего исторического пути Черчилля. Русский историк Лев Гумилев называет людей, похожих на Черчилля, «пассионариями». Их основные качества — вера и страсть. В современной жизни у таких людей есть менее возвышенное прозвище: кролик-энерджайзер. Один такой «кролик» способен заразить своей энергией миллионы. Вот, например, что сказал один из первых летчиков Чарльз Линдберг: «Это самый большой выброс адреналина — делать то, что тебе так хотелось делать всю жизнь. Кажется, что ты можешь лететь без самолета». По мнению Максвелла, любой средний человек может сделать отсюда следующий вывод: надо найти свою собственную страсть и преследовать ее с тем же остервенением, с каким Черчилль защищал британскую империю, а Линдберг — рвался в небо. Даже если вы не хотите спасти мир, стоит заняться именно тем, что вам по-настоящему нравится. Открытие танцевальной студии или разведение улиток, если это ваша страсть, вполне возможно, превратят вас в «кролика-энерджайзера».
Экзамен по смелости
«Что заставляет вас петь? Что заставляет вас плакать? Что заставляет мечтать?» — это пример вопросов из практического задания к главе «страсть» книги «Таланта никогда не достаточно». Преимущество книги Максвелла — она устроена как учебник, и каждая главка, посвященная одному из личных качеств, сопровождается домашним заданием. Создается полная иллюзия, что можно научиться и страсти, и смелости, и даже характеру. До некоторой степени это действительно так. Однако все это работает только в том случае, если у вас уже есть внутренний пассионарный мотор, не дающий сидеть спокойно: тогда полезны и советы «составить список приоритетов» и «распределить время между прошлым, настоящим и будущим». Но если у человека нет «вечного двигателя» веры в себя, непонятно, где взять энергию, заставляющую совершать все эти сложные действия. В этом случае подойдет совет французского математика и философа Паскаля. Например, если хотите поверить в бога — ходите в церковь и исповедуйтесь. Постепенно жизнь с богом войдет в привычку, и вы поверите на самом деле. Так что даже если вы не верите, что вам предстоит спасти империю, но очень хотите это совершить, делайте все в соответствии с этой верой. Тогда все получится, как получилось у 60-летнего Черчилля, которому, правда, пришлось ждать 44 года, чтобы его вера стала реальностью.
И. Алексеев
Свежие комментарии