Самый авторитетный российский дизайнер Артемий Лебедев специального высшего образования не получил, что не мешает ему уже много лет успешно руководить собственной студией. Но если вы всерьез задумали стать профессиональным дизайнером, не стоит рассчитывать на такое же удачное стечение обстоятельств – для начала лучше все-таки закончить хороший вуз.
В Москве специальность «Дизайн» предлагают более 70 вузов и среди них достаточно много государственных. Правда, бюджетных мест выделяется совсем мало, так что стоимость обучения может оказаться важным критерием при выборе. Некоторые вузы специализируются в определенных направлениях дизайна. Например, в Институте дизайна и рекламы большое внимание уделяется рекламной составляющей, в Институте индустрии моды вы научитесь отлично разбираться в тенденциях модной одежды, интерьера, в Московском государственном техническом университете «МАМИ» (МГТУ «МАМИ«) будете проектировать автомобили, в Московском государственном художественно-промышленном университете им. С.Г. Строганова (МГХПУ) – все остальные виды транспорта, а в Московском государственном университете геодезии и картографии (МИИГАиК) – красиво и правильно оформлять карты и атласы. Для того чтобы лучше понять специфику будущей учебы, можно уточнить название кафедры, выпускающей дизайнеров в данном вузе. К примеру, нетрудно догадаться, что на кафедре инженерной и машинной графики будет сильная техническая и компьютерная подготовка, а на кафедре дизайна среды больше творческой, ручной работы.
Большинство вузов предлагает подготовку по одной или нескольким «стандартным» специализациям.
С пером и планшетом
Специалисты по графическому дизайну (в Строгановке его называют коммуникативным) работают в области полиграфии, промышленной графики (создают рекламные плакаты, буклеты, книги, журналы и т. д.), рекламы, упаковки, шрифтов и т. д. Одним из направлений графического дизайна является веб-дизайн, то есть «рисование» сайтов.
Для начала все будущие дизайнеры знакомятся с «пропедевтикой» – основными закономерностями композиции и колористики. Уже на втором курсе начинается основная дисциплина для всех дизайнеров – проектирование, а также типографика (умение работать со шрифтами), фотографика – умение заказать, срежиссировать, скадрировать и даже самостоятельно снять необходимую фотографию. К пятому курсу студенты готовы к выполнению одной из самых сложных задач – поиску уникальной проектной идеи (т. н. креатив).
Красиво и функционально
Создавать самые разные предметы быта (мебель, посуда, бытовая техника и т. д.), орудия труда, механизмы и многое другое вы научитесь на специализации «промышленный дизайн». Это одно из самых интересных и сложных направлений дизайна, ведь, кроме оригинальности, дизайнерские проекты должны выполнять поставленные задачи. Для этого дизайнеру нужно представлять не только конечный результат своего проекта, но и процесс его изготовления, транспортировки, хранения, использования и даже утилизиции.
В процессе создания современного стула или чайника не обойтись без компьютерных программ: 3D Studio, Adobe Photoshop, Adobe PageMaker, CorelDraw, AutoCAD, ArchiCAD, Autodesk и многих других.
Мир вокруг
На специализации «дизайн среды» объектами проектирования является все, что нас окружает. Это и интерьеры помещений различного назначения, начиная от квартир и заканчивая кинотеатрами и торговыми центрами, и входные зоны различных зданий с элементами ландшафтного дизайна, а также малые архитектурные формы: скульптуры, настенные панно, фонтаны. Профильные предметы для дизайнеров среды – ландшафтное проектирование, архитектурно-дизайнерское материаловедение, основы эргономики и др. И здесь не обойтись без специальных компьютерных программ, среди которых все те же ArhiCAD, AutoCAD и т. д.
Студенты МГХПУ им. С.Г. Строганова для начала знакомятся с традиционными приемами проектной графики, постепенно переходя к проектированию единичных средовых объектов: модульного конструктора-игры, крупногабаритных игрушек, выставочного стенда и т. д. Старшекурсники работают уже с комплексными системными объектами: например, развлекательно-спортивными комплексами на воде, интерьерами клубов, музеев, ресторанов.
Из мастерской – на подиум
Одна из самых популярных специализаций – «дизайн костюма». Изучив все тонкости работы с одеждой, можно стать стилистом, модельером, художником по костюмам и даже байером или мерчендайзером. Для этого придется учить историю костюма и кроя, историю домов моды, проектирование костюма (в том числе бионику, батик, декоративные отделки и аксессуары и т. д.). Во время обучения студенты могут реализовать свои самые смелые творческие проекты и принимать активное участие в модных показах, конкурсах и выставках.
Практика
На протяжении всей учебы будущие дизайнеры оттачивают свое мастерство. Студентов ждет несколько видов практики: музейно-художественная, обмерная, практика по выполнению в материале и производственная. Она может проходить как в стенах вуза – в компьютерном классе, мастерских, лабораториях, так и за его пределами.
После первого курса студенты выезжают на экскурсии в му зеи Москвы, по Золотому кольцу и др. Некоторые из памятников архитектуры им необходимо нарисовать, как и несколько пейзажей. В Международной славянской академии во время первой практики студенты осваивают также курс основ фото- и видеосъемки, изучают методику экспонирования, искусство фотографии и основы композиции.
Чем придется заниматься на обмерной практике – зависит от специализации. Средовые дизайнеры обмеряют архитектурные памятники, помещения и наружные габариты домов. Графические дизайнеры работают с упаковками, средствами массовой информации и т. д. Дизайнеры костюма снимают мерку со своих моделей и заодно работают над проектом – то есть, собственно, создают костюм.
На самой длительной и ответственной практике – производственной – студенты трудятся в дизайнерских фирмах по своему профилю. Например, в Институте индустрии моды организуется практика в домах моды, ателье, лабораториях, дизайн-студиях, авторских мастерских и т. п.
Рисуем и поступаем
Для поступления в любой серьезный вуз необходимо уметь рисовать на уровне выпускника художественной школы (оканчивать такую школу не обязательно, можно достичь необходимого мастерства и самостоятельно). А чтобы попасть в топ-вуз (например, Строгановку), не обойтись без дополнительной подготовки на курсах или с репетитором.
Художественные способности будущих дизайнеров проверяются в несколько этапов. Еще до начала экзаменов во многих вузах предусмотрен предварительный творческий конкурс, на который нужно предоставить несколько работ в разных жанрах. Те, кто успешно преодолеет этот этап, допускаются к вступительным экзаменам, которых обычно три: рисунок, живопись и композиция. Ну и, конечно, русский язык (по результатам ЕГЭ).
Об учебе и практике
Полина Ващенко, выпускница Московского государственного университета печати:
– Я всегда интересовалась цветом и книгой и заранее знала, что буду поступать в МГУ. С детства я любила делать что-то из бумаги: то плакаты на дни рождения, то пригласительные, то меню в рестораны…
Самым трудным и в то же время интересным был предмет «история искусств». На экзаменах, как в «Что? Где? Когда?», нужно было по любому фрагменту картины сказать ее автора и название. Для художника, мне кажется, самые тяжелые экзамены и зачеты «не по профессии» – политология, экономика, правоведение. Все профессиональные предметы сдаются легко: компьютерная графика, эстамп, дизайн периодических изданий, композиция издания и т. д. Мне всегда нравилось в типографиях: под шум машин и фальцовки листов проводились лекции по допечатной, печатной и послепечатной подготовке. На четвертом курсе у нас была практика в «Альфа-дизайне» – в виде лекции и рассказов про печатные машины и остальные станки, затем мы писали свой отчет-работу по техническим характеристикам машин и работы персонала в целом.
А на третьем курсе была самая интересная практика – мы делали сложноструктурную книгу по композиции издания! Я, например, делала про Париж и предсказания о его гибели, кто-то про Барселону, Лондон…
Марк Боярский, выпускник МГХТУ им. С.Г. Строганова (графический дизайн):
– Строгановку я выбрал потому, что это лучший художественный вуз с академическим подходом к образованию. Самым интересным предметом показалась скульптура, просто потому что я ее люблю. А так было здорово – целый набор предметов из сферы искусства, от гравюры до истории графического дизайна.
Самым трудным на первом курсе показались мне макет и начертательная геометрия. Тяжелый и интересный предмет, конечно, «проект» – проектная графика, то есть специальность. Практика после четвертого курса и далее – это и есть реальная работа. После первого курса – зарисовки в зоопарке и ботаническом саду, после второго – обмеры упаковки: упаковка любая (коробка от конфет хитрой формы, например) раскладывается в плоскость и дальше обмеривается, и потом нужно построить такую же, но пропорционально меньше с указанием всех размеров: радиусы дуг, линии сгибов, биговки и разрезов – понять строение коробки. После третьего – журнальная сетка, которую тоже надо понять и нарисовать.
К моменту практики я работал в журнале дизайнером, и это мне и зачитывалось. На просмотр было достаточно принести выпуски с закладками на разворотах, которые я делал, но кому-то, конечно, преподаватели просто давали единичные заказы – календари, отчеты, упаковки, серии плакатов, сайты и т. д.
В чем ценность
Ольга Суслова, доцент учебного центра «Арт-дизайн» РГГУ:
– Мы набираем очень маленькие группы, поэтому можем уделять много внимания каждому студенту. Кроме того, мы обеспечиваем всех студентов отличной литературой – периодикой и серьезными профессиональными изданиями. Процесс обучения у нас больше направлен не на знакомство с компьютерными программами, а на работу руки. Возможно, уровень «креативности» дизайнера и не зависит от количества лет, проведенных за партой, но чем больше за плечами информации и опыта, тем более ценный и интересный объект может создать дизайнер.
|
С. Юдина
Свежие комментарии