Творческая специальность: Куда пойти учиться на художника, моделлера, аниматора, звукорежиссера. Часть 2
Следующий вуз в нашем исследовании — МГУ, факультет журналистики, кафедра новых медиа и теории коммуникации. Звучит несколько странновато, но здесь тоже учат компьютерной графике, причем именно в том виде, в котором ей не учат во ВГИКе. Студенты группы с несколько странным названием «Визуальные коммуникации» все пять лет работают с графикой, осваивая пакеты Adobe, Corel, 3DS Max, а в дополнение слушают лекции о восприятии визуальной информации, теории цвета, композиции.
МГУ им. М. В. Ломоносова
Название: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Сайт: http://msu.ru, http://journ.msu.ru
Неофициальный студенческий сайт: http://journ.ru
Телефон приемной комиссии: +7 (495) 629-56-79
Следующий вуз в нашем исследовании — МГУ, факультет журналистики, кафедра новых медиа и теории коммуникации. Звучит несколько странновато, но здесь тоже учат компьютерной графике, причем именно в том виде, в котором ей не учат во ВГИКе. Студенты группы с несколько странным названием «Визуальные коммуникации» все пять лет работают с графикой, осваивая пакеты Adobe, Corel, 3DS Max, а в дополнение слушают лекции о восприятии визуальной информации, теории цвета, композиции. Правда, классическое гуманитарное образование накладывает на программу свой отпечаток: студентам придется продираться сквозь дебри русского языка, читать очень много литературы, разбираться в философских теориях. Впрочем, это расширяет кругозор и наверняка поможет создавать оригинальные визуальные образы. Приготовьтесь учить языки: насильно заставлять не будут, но хорошим тоном считается окончить факультет со знанием трех-четырех иностранных языков (все изучаются на бесплатной основе). Кстати, художникам рекомендуют учить не только английский, но еще и испанский, китайский и японский.
Большой плюс МГУ в том, что здесь работают на «Маках», без которых на Западе никуда. |
Поступать на журфак выгодно тем, кто не особо силен в живописи: здесь нет экзамена по изокомпозиции, зато есть творческий конкурс, на который придется принести пять публикаций в СМИ — положение обязывает. Утешает лишь то, что устроиться в газету незадолго до поступления еще можно, а вот научиться рисовать за пару месяцев едва ли.
Об особенностях преподавания компьютерной графики на журфаке МГУ мы спросили Игоря Шефера, специалиста-практика и преподавателя курса «Цифровой графический дизайн», и руководителя профстудии «Визуальные коммуникации» Святослава Некляева.
[Некляев]: Первый курс обучения — воспитание у студентов художественного восприятия, работа над ошибками школы, где детей не учат ни рисовать, ни учиться. На первом курсе мы предлагаем студентам рисовать аниме (современную японскую анимацию): она настраивает вчерашних школьников на новый лад и в графическом смысле ставит им мозги на место. Для аниме не нужны безумные спецэффекты и дорогущие компьютеры, его можно рисовать даже в Paint, где есть равномерная заливка. Так студент отрабатывает основы композиции, учится рисовать эмоции, концентрируется на деталях, старается убрать все лишнее.
Еще одна проблема с бывшими школьниками — «шапочное» знакомство с изучаемыми программами. Куда лучше было бы, если бы школьник в глаза не видел Photoshop. Но студенты приходят в вуз, умея как-то пользоваться графическими пакетами: они привыкли обрабатывать мамины отпускные фотографии и делать прикольный фотомонтаж одноклассниц и, что хуже, привыкли, что любой результат их работы на компьютере приводит маму и одноклассницу в неописуемый восторг: мама ведь так не умеет. А преподаватель требует от студентов высококлассных работ, и в результате студент считает, что к нему относятся предвзято или его недооценивают.
[Игромания]: Считается, что студенты-графики тратят на учебу больше всех: апгрейд компьютера, иностранная литература, лицензионные пакеты программ, планшет, фотокамера, поездки на выставки и мастер-классы… Насколько оправданны эти траты? Почему вузы не предоставляют студентам свое оборудование?
В художественных вузах преподавателей принято называть «мастерами», а семинары — «мастерскими». |
[Некляев]: Вузы обязаны предоставлять оборудование только для проведения семинаров и мастер-классов внутри самого вуза, никто не может обязать учебное заведение давать технику «на вынос». Говорят, это неправильно и несправедливо, что государство не заботится о своих студентах. Но ведь это абсурдно: если мы настаиваем, что вуз должен обеспечивать студента последней моделью планшета и официальным программным обеспечением, то почему мы не просим школу выдавать первоклашкам ручки и тетрадки? Я считаю, что, если человек что-то хочет в этой жизни, он должен вкладывать в себя деньги. А студенты тем временем кутят в дорогих клубах и жалуются, что у них нет денег на технику.
[Шефер]: Классические художественные вузы не выдают студентам ни бумагу, ни мольберты, ни холсты: студент все покупает сам. Считается, что цифровой фотоаппарат и апгрейд компьютера стоят дороже, чем пресловутые кисти и краски классического художественного вуза, но это очень наивная точка зрения. Студенты-живописцы покупают темперу, гуашь и акварель, багетные рамки, оплачивают труд натурщиц. Прибавьте сюда еще и отдельное помещение под живопись! Это с компьютером можно спать в одной комнате, а от холста месяц пахнет масляными красками. Вот и выходит, что $350-400 живописцы тратят только на аренду восьмиметровой комнатушки под мастерскую. Четыре месяца аренды — новехонький системный. Мне, кстати, во многих случаях даже интереснее было бы увидеть, как ученик выполняет задание карандашом, пастелью, акрилом, но художественные материалы — недешевая нынче вещь, и приходится мириться с изображением на компьютере.
[Игромания]: Говорят, на факультетах, связанных с компьютерной графикой, остро стоит вопрос кадров: мол, в СССР таких специалистов не обучали, потом Союз развалился, и сейчас в большинстве вузов, особенно в негосударственных, работают самоучки или в лучшем случае «переучки» — люди, прошедшие кратковременные курсы. Действительно ли в вузах проблемы с кадрами или это все выдумки?
От сессии до сессии живут студенты весело: фестиваль творческой самодеятельности СПбГУКиТ — «ЛИКи Сейшн». |
[Некляев]: К сожалению, вы правы: в большинстве вузов работают непрофессионалы, и наша задача — найти специалистов, которые, начиная как самоучки, уже получили достаточные знания через программы курсов и стажировок, имеют достаточный уровень художественного или технического образования.
Другое дело, что немногие практики могут работать со студентами. Они привыкли общаться с монитором, а не с живыми людьми. Впрочем, это решаемо: обычно человек, который приходит работать в вуз, сам заинтересован в общении, своеобразном драйве: у студентов незамыленный взгляд, профессионалы-практики учатся сами и ищут молодых специалистов в свою компанию. Многие думают, будто наша апатичная молодежь творит всякую чушь, а тем временем студенты смотрят на проблему с ракурса, с которого на нее никогда не посмотрит взрослый.
К счастью, сейчас МГУ может платить специалистам достойные деньги. Это не заоблачные суммы, цифра зависит от количества часов, но мы стараемся, чтобы зарплата достигала $350-450 в месяц за работу с одной группой (1-2 пары в неделю). Мы понимаем, что это не рыночная цена, но делаем все возможное.
[Шефер]: Проблема действительно не надуманная, она существует, говорю это как преподаватель-практик. Кстати, не стоит тут использовать слово «самоучка» в уничижительном контексте, ведь сначала кому-то надо научиться самому, а потом уже учить других.
[Игромания]: Итак, преподавательский состав в вузе важнее всего, но обычно абитуриентам представляют титулованных профессоров по литературе/философии/высшей математике, а про специализацию забывают. Если абитуриент подбирает вуз по преподавательскому составу и интересуется, кто преподает компьютерную графику и смежные дисциплины, на что он должен обращать внимание?
[Шефер]: На стаж преподавательской деятельности, текущую работу по профилю, образование. Уточните про пакет программ, которые знает специалист. Не стоит, к примеру, учиться у одного человека всем пакетам Adobe, он наверняка недостаточно глубоко знает часть из них. У каждого преподавателя есть свое сильное место, и хорошо, если вуз подбирает разных специалистов на разные курсы. «Энциклопедистов», столь модных ныне, я бы избегал.
А при обучении, я думаю, главное, чтобы появился творческий ток в сети «преподаватель — студент», но это можно проверить только на практике.
[Игромания]: Преподаватели-технари жаловались нам, что способных студентов приманивают подработками — там проект написать, здесь код подправить, в результате — сессия побоку и отчисление. В творческой среде к таким подработкам отношение двоякое: с одной стороны, программу пропускает, а с другой — творит ведь, что в этом плохого? Вы одобряете, когда студент подрабатывает по специальности, или надо сначала выучиться, а потом работать?
[Некляев]: Я считаю, студенту работать просто необходимо, и чем раньше, тем лучше. Оптимальный вариант — со второго курса: студент уже адаптировался к требованиям вуза и получил нужные теоретические знания, пора практиковаться. Студентам важно как можно раньше почувствовать производственные требования: рисовать точно то, что требует работодатель, а не то, что у тебя в голове. Основная проблема современного школяра — понять, что именно от тебя хотят.
Не забывайте о великом счастье студента: если на работе от него требуют непосильной задачи, он всегда может подойти к преподавателю и спросить: «Как?» Начальство такого вопроса не поймет.
И потом, мы уже говорили, что учиться компьютерной графике — не самое дешевое удовольствие. Я не сторонник подхода «сидеть на шее у родителей», тем более что и не каждый родитель может раз в год покупать новые видеокарты и обновленные версии программ.
[Шефер]: Я тоже одобряю, когда студент подрабатывает по специальности. Пусть подрабатывает! Главное, чтобы студент не зазнавался и помнил, что учиться надо всегда, когда это возможно.
В отличие от ВГИКовцев студенты журфака на техническое оснащение не жалуются: на факультете есть 4 компьютерных класса (3 класса с PC и лаборатория медиаконвергенции с «Маками»). Здесь другая проблема: студентам отчаянно не хватает часов по специализации. За семинарами и лекциями по литературе, языкам и истории 5-6 часов компьютерной графики просто теряются. Большой плюс, что студенты могут с утра до ночи беспрепятственно сидеть в компьютерном классе, но в отсутствие преподавателя особо не преуспеешь. Правда, программа курса перерабатывается и дополняется каждые полгода, так что ждем улучшений.
СПбГУКиТ
В отличие от кино в игровой индустрии не существует специальности «оператор», но очень похожую работу приходится выполнять аниматорам под чутким руководством геймдизайнеров. |
Название: Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
Сайт: www.gukit.ru
Телефон приемной комиссии: +7 (812) 315-74-83
Сладкое мы, конечно, оставили напоследок: представьте себе, в России есть вуз, где можно получить диплом по специальности «Режиссура мультимедиа-программ» со специализацией «Режиссура компьютерных игр». То, как и чему учат будущих геймпродюсеров, достойно отдельной статьи (и мы наверняка ее напишем), а пока поговорим об особенностях программы и о поступлении.
СПбГУКиТ выигрывает у московских вузов почти во всем. У него объективно самая сбалансированная программа: около 60% — прикладные дисциплины (рисунок, геометрия, живопись, компьютерная графика, информатика, мастерство художественной анимации, пластическая анатомия, композиция и перспектива, звуковое решение анимационного фильма, живопись анимационного фильма, история анимации, мастерство художника анимации и даже архитектурно-стилевой и рекламный дизайн), оставшееся время — академические дисциплины (языки, история, литература, экономика и прочие). Важно, что профилирующие дисциплины, такие как компьютерная графика, мастерство анимации и живопись, красной нитью проходят через весь учебный курс: в отличие от других вузов здесь рисовать придется все пять лет. В качестве приятного дополнения: недавно в вузе открыли точки бесплатного Wi-Fi-доступа — в столовой, библиотеке, холлах.
Кроме того, практика и занятия в СПбГУКиТ проходят на площадках «Ленфильма», «Леннаучфильма», Студии документальных фильмов Санкт-Петербургского телевидения, БКЗ «Октябрьский», да и вообще программа СПбГУКиТ гораздо теснее связана с производством, чем в остальных вузах.
«А из нашего окна площадь Красная видна» — это про журфак МГУ. Художники могут рисовать Спасскую башню с натуры. Ну и Манежная площадь, понятно, тоже неподалеку. |
Необычайной приветливостью порадовала и приемная комиссия. В СПбГУКиТ нам не без гордости сказали, что «одна из особенностей обучения специальности «Режиссура мультимедиа-программ» заключается в том, что наряду с обычным курсом режиссуры студенты изучают особенности интерактивного творчества и навыки работы в компьютерных программах, используемых при разработке интерактивного медиа, компьютерных игр, создании визуальных эффектов«. Особый упор в вузе делают на обучение специалистов, знающих специфику создания интерактивных мультимедийных проектов, компьютерных игр и виртуальных миров для индустрии развлечений. В СПбГУКиТ признают, что в играх «зритель из пассивного наблюдателя превращается в активного участника истории, взаимодействуя с персонажами и объектами виртуального пространства«. Это ли не победа игровой индустрии над образовательным ретроградством? Даже стоимость обучения в СПбГУКиТ приятно отличается от московских вузов: 92 000 рублей против 203 000 в МГУ и 220 000 во ВГИКе. Кроме того, у СПбГУКиТ есть филиалы во всех концах России: в Москве, Советске (Калининградская область), Якутске, Ханты-Мансийске.
В целом на образование студенты не жалуются. Наша исследовательская группа разузнала, что им катастрофически не хватает звуковых библиотек для озвучки проектов, а от стульев в аудитории №1311 болит спина, но, согласитесь, с этим можно мириться. Что касается нас, то мы бы с удовольствием добавили в программу лекции по геймдизайну, но вряд ли они скоро появятся.
Интересно, что при поступлении на творческий конкурс из литературных работ принимаются не только рассказы и эссе, но также сценарии компьютерных игр и мультимедийных произведений, а в качестве графических работ — раскадровки будущих компьютерных игр, мультимедиа-проектов, в том числе сделанные на компьютере.
Экзаменов несколько, в том числе два профильных собеседования с проверкой актерских данных, русский (ЕГЭ), литература (сочинение) и письменная работа по режиссуре — написание литературного сценария компьютерной игры, мультимедийного произведения по предложенной теме (время выполнения — 4-6 часов) плюс рисование раскадровки к отдельным сценам. Стоит ли говорить, что к компьютерным играм на факультете относятся более чем лояльно, а сдавать такие экзамены — одно удовольствие?
В СПбГУКиТ вас научат не только создавать анимацию, но еще и познакомят с историей костюма, дизайном, историей моды. |
Кому куда?
Пора подводить итоги. «Игровым» звукорежиссерам только одна дорога — во ВГИК: там можно получить хоть какое-то профильное образование. Сценаристы, режиссеры анимации, менеджеры и геймдизайнеры могут выбирать между ВГИКом и СПбГУКиТ, при этом СПбГУКиТ выигрывает в практических дисциплинах, а ВГИК все-таки полезнее будущим управленцам.
Художникам и геймдизайнерам принято советовать не только профильные вузы (в нашем случае это МГУ и ВГИК), но и классические художественные академии — Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова или Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Мол, художнику главное рисовать, а к компьютеру он быстро привыкнет. А вот наш эксперт с этим не согласен.
Call of Duty 4 — закат, столбы дыма, расстреливающие здание вертолеты и колонна танков на эстакаде. Все это — профессиональная работа режиссера. |
Мнение эксперта |
Выбирая профиль вуза, нужно отталкиваться от того, чем абитуриент хочет заниматься в будущем. В МГУ и ВГИКе преподают более профессиональные и прикладные предметы, причем ВГИК изначально специализируется на анимационной графике, правильнее даже сказать — на киноанимационной, не решая задачи рекламного и информационного творчества, а МГУ — на графике статической. При этом специализации МГУ и ВГИК ни в коем случае не пересекаются со специализациями МГАХИ (Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова) и РАЖВЗ (Российская академия живописи, ваяния и зодчества). Сравнивать их так же странно, как сравнивать Pixar и нидерландскую Академию живописи имени Виллема де Коонинга. Pixar — одна из лучших студий по производству мультфильмов (именно производству), а в Академии учат гениев, которые должны создавать произведения искусства со сроком жизни продолжительностью в десятилетия, а то и века. Можно поступить и в «суриковку», и в РАЖВЗ, но тогда вы станете классическими художниками, а не специалистами по компьютерной графике. Во ВГИКе же и МГУ научат именно тому, чему нужно: во ВГИКе — режиссировать анимационные фильмы, а в МГУ — доносить до игрока нужную информацию, делать акцент на нужных моментах геймплея, передавать игровой мир именно так, как человек привык воспринимать реальность. То есть МГУ и ВГИК друг друга дополняют. |
Что скажут разработчики? |
Как оказалось, художникам лучше поступать во ВГИК и МГУ или другие профильные вузы, где в первую очередь преподают теорию, но и о практике не забывают. Впрочем, наш разговор о вузах был бы неполным, если бы мы не спросили разработчиков и издателей, то есть потенциальных работодателей. О том, нужно ли настоящему художнику/дизайнеру высшее профессиональное образование и готов ли работодатель взять человека «с улицы» без опыта работы, рассуждает Андрей Иванченко (в игровых кругах более известный как Anry или Anry Nemo), российский художник-иллюстратор: оформлял обложки книг Сергея Лукьяненко, Ника Перумова, Святослава Логинова, Веры Камши, работал в «Акелле», а сейчас ведет проект «Disciples 3: Ренессанс». Я считаю, что при приеме на работу очень важно поверить человеку, заметить огонь в глазах, отнестись к нему внимательно и справедливо. Решающее значение играют не столько образование и даже не опыт работы, сколько интерес к этой работе и желание учиться. Несколько лет назад я получил письмо примерно следующего содержания: «Здравствуйте, меня зовут Маша, я криотехник, но очень хочу разрабатывать игры и готова старательно учиться. Буду рада работать у вас бесплатно«. Подобные письма — большая редкость! Сначала мы оформили Машу на ученическую ставку $100, чтобы проезд окупался, а потом взяли в штат: она замечательно себя проявила. Не знаю, имеет ли смысл пять лет учиться во ВГИКе или МГУ: знания повсюду, они абстрактны и никакого отношения ни ко ВГИКу, ни к МГУ не имеют. Главное, чтобы студент брал то, что дается, и тогда не важно, где он учится/учился. Когда я был совсем маленьким, мой старый друг Денис (сейчас живет в Новой Зеландии) как-то сказал: «Ничему нельзя научить человека, если он не хочет учиться«. Интернет, книги, общение, друзья, мелкая дурацкая работа… можно хоть улицы подметать, если это позволяет вам самосовершенствоваться. Что касается коротких курсов, то я слышал, что хорошее игровое образование дают в Британской школе дизайна и в московской школе компьютерной графики RealTime: там преподают настоящие профессионалы, которые могут не только читать теорию, но и приводить живые примеры из практики. Комментарий редакции. Как раз сейчас проекту «Disciples 3: Ренессанс» нужны 2D-художники. Мы проверили, что требуют от кандидата. Вот что написано в объявлении о приеме на работу на официальном сайте самого Anry: «Главное, обязательное, самое наиглавнейшее требование — знание Adobe Photoshop CS3. Под знанием понимается, что вы умеете работать в этой программе и решать в ней практические задачи. Знаете горячие клавиши, вас не ставят в тупик фразы «аккуратная альфа», «диапазон яркости» или «точка черного». Вы понимаете, что такое работать быстро. Фразы «навык работы» и «опыт работы» понимаются вами однозначно: опыт и навыки у вас есть«. И ни слова о возрасте, высшем образовании и сертификатах международных курсов.
|
Свежие комментарии