Чем отличается учеба в школе от учебы в вузе? Если задать этот вопрос студенту, он, вероятнее всего, ответит что-то вроде «здесь все другое».
Первое открытие обычно удается сделать еще во время вступительных испытаний: преподаватели, часто люди преклонных лет, обращаются к семнадцатилетним молодым людям на «вы». Для школьной практики такой политес – редкость. Второе откровение первокурсника: то, что в школе сходило с рук, в университете «не прокатывает». От студента ждут ответственности, почти как от взрослого. «Натягивать тройку» вряд ли будут. Чтобы остаться без аттестата средней школы в нашей стране, нужно сделать что-то чудовищное. Да и то, вылетев из одной школы, можно устроиться в соседнюю практически без последствий. Университетский диплом не является обязательным, поэтому в достойных вузах с прогульщиками и двоечниками не церемонятся. Не хочешь учиться – работай, служи в армии. Такое жесткое отношение резко прибавляет сознательности, и перестроение на новый образовательный уклад проходит относительно безболезненно. Во всяком случае, у большинства студентов.
Несчастные 20 баксов
Некоторые трудности могут возникнуть с приспособлением к университетской системе преподавания. На продолжительных полуторачасовых парах (в некоторых случаях проводятся без перерыва) преподаются теоретические основы предмета, причем достаточно бегло. Практические занятия идут в формате семинаров и лабораторных работ, где студенты закрепляют теорию на практике. Интересно, что лекции и семинары по одному и тому же предмету могут проводить разные преподаватели. Например, лекцию читает седовласый профессор, а семинары ведет аспирант или дипломник «на подхвате».
Понятно, что многие студенты пренебрегают возможностью посещать все лекции и семинары. В таком случае достаточно переписать конспект и перехватить домашние задания у старосты. Вообще, лекции и, соответственно, их конспекты – это служебный, исключительно вспомогательный формат. Все требуемые знания содержатся в литературе (бумажной или электронной). Это учебники, медодические пособия, открытые энциклопедии, словари, редкие научные работы. Например, какому нормальному школьнику придет в голову лезть по ссылке из учебника в узкоспециальную монографию, которая доступна только за деньги и на английском языке? Но студент, который планирует проникнуть глубоко в предмет, обязан быть въедливым: читать, а если требуется, со скандалом выбивать деньги на доступ к закрытым западным источникам.
«Такие баталии за несчастные 20 баксов у нас проходят из года в год. Литература и новая статистика требуется постоянно, а по моему предмету активно работает только одна массачусетская лаборатория. Я бы сам заплатил, но запрос в банк данных может сделать только кафедра», – жалуется студент-дипломник одного из московских технических университетов. В университете тебя не учат, а рассказывают и показывают, где можно прочитать про любой предмет. Да и как можно научить, например, макроэкономике, когда параллельно студенту-экономисту приходится осваивать историю философии, математический анализ, статистику, информатику и т. д.? Пожалуй, ключевое отличие школы от вуза можно сформулировать так: в школе тебя учат, в вузе ты учишься сам.
Ботаники, звезды и остальные
Горе от ума У нас после физико-математического класса наблюдалась такая проблема. Т. к. за последние два года школы мы проходили университетскую программу первых двух курсов, то первые два после поступления пинали балду и сдавали все экзамены «по старой памяти». При помощи школьных знаний. А потом на третьем курсе все дружно вылетали из универа, потому что учиться так и не научились. Плюс не получили важных базовых вещей, которые в школе не изучили, в универе тоже, так как на экзамене они сначала были не нужны. eliebeth.livejournal.com
|
Правильных и обязательных студентов называют ботаниками (или ботами). Они исправно ходят на все университетские занятия, тщательно готовятся ко всем контрольным и экзаменам. У ботаника можно попросить переписать конспект. И еще раз о конспектах: лекторы очень любят, когда студенты тщательно записывают их слова, и могут поставить «автомат» просто по факту наличия конспекта. Настоящих ботаников на каждом потоке не много – обычно не больше 5–10% потока. Чаще всего это девушки из хороших семей, трудолюбивые и, как правило, очень стеснительные. Возможно, в ранге старосты – хранительницы журнала посещений.
Как это ни парадоксально, далеко не все преподаватели любят ботаников. Возможно, потому, что многие из них в университетские годы не были прилежными учениками. Более того, есть мнение, что «краснодипломники» (по окончании вуза отличникам выдают диплом красного цвета) – далеко не лучшие студенты, а впоследствии и работники.
На любом потоке есть несколько «ярких звезд», которым, как назло, учеба дается донельзя легко. На экзамен такие «божьи дудки» могут запросто явиться с бодуна и, играючи, за пять минут решить сложнейшую задачу. Таких ветреных умников преподаватели тайно или явно включают в ближний круг любимцев. При этом могут предложить совместную работу в одном из научных проектов.
Наконец, основная часть университетского потока – типичные середняки. В меру ленивые, живущие без особого напряжения. Учеба для них – не тяжкая ноша, но и не легкая прогулка. Типичному студенту удается совместить личную жизнь, приработок и академический спурт, время которого настает в конце осени и в начале лета – в преддверие сессий. В результате студеческие годы вспоминаются едва ли не как самое лучшее время жизни. К тебе уже «на вы», но при этом не нагружают социальными обязанностями.
Общага
В студенческих городках живут иногородние учащиеся и москвичи, сумевшие поселиться в общежитие по неофициальным каналам. Общага дает своим обитателям по-настоящему экстремальный опыт автономии. Студент сам себя кормит, сам планирует бюджет, время и, естественно, образ жизни. Конечно, общежития отличаются друг от друга, и уровень комфорта зависит от богатства вуза, возраста зданий и коммуникаций. В любом случае, жизнь в общаге, как правило, не сравнима с родительским домом с точки зрения уюта. Но младшекурсников такие жертвы не особенно напрягают. Обычно обитатели студгородка образуют внутриинститутский клан. Они теснее общаются друг с другом и крепче дружат по сравнению с более многочисленной прослойкой моск вичей. Вместе с тем московские студенты с удовольствием приходят в гости к иногородним. А экзотический букет из табачного дыма, прокисшего пива и подгоревшей картошки прочно врезается гостям в память, как запах настоящей, пока недоступной свободы.
Страшная сессия
Честное признание
Первая сессия сложная была, это, наверное, как у всех. А потом я научилась. Нужно просто в течение семестра время свое правильно распределять, а не забивать. Тогда будешь в сессию учить уже знакомый тебе материал, останется повторить, в основном. Вот когда я шла в вуз (ИМТП), знакомые говорили: сложно учиться, нагрузка большая. Согласна, предметов много, часов тоже достаточно, нужно просто каждому выработать свой метод, и все будет хорошо. Все дело в нашей лени. Snowy на форуме studenty.ru
|
Главная страшилка всех первокурсников – первая сессия. Страх возникает во многих ситуациях, когда что-то в твоей жизни происходит в первый раз. Сдать первую сессию с минимальными потерями можно, но получается это не у всех. Если ты «бюджетник» и не сдаешь по каким-то причинам экзамены – пиши пропало. В ведущих вузах в первый же год отсеивается до 15% студентов.
Сессии сдаются дважды в год: в декабре-январе и мае-июне. Все предметы, которые вы изучали в течение семестра, нужно будет сдать. Часть зачетами (как правило, без оценки), часть – экзаменами (с оценкой). Сдача летней сессии осложняется непреодолимым желанием влюбляться и гулять, из-за чего времени на учебу совершенно не остается.
Больше всего неподготовленного студента может испугать количество предметов: в среднем их сдается около 10–12 за сессию. Например, студенты первого курса ГУУ, обучающиеся по специальности «Мировая экономика», в зимнюю сессию сдавали шесть зачетов: введение в специальность, логика, отечественная культура, этика, второй иностранный язык, физкультура; и пять экзаменов: политическая экономия, высшая математика, концепции современного естествознания, первый иностранный язык, компьютерная подготовка. Между зачетами перерывы 1–2 дня, между экзаменами – 2–4. Нервотрепки в первую сессию будет ощутимо меньше, если в течение семестра ходить на все контрольные, лабораторные и сдать все рефераты. Таким образом можно половину зачетов и даже какой-нибудь экзамен получить «автоматом». Кроме того, большинство преподавателей сначала не особенно зверствуют. «Я первой сессии очень боялся, ею все время пугали, поэтому подготовился хорошо, – рассказывает Павел Вязанкин, заканчивающий в этом году МГИЭМ. – Летом, в конце первого курса тоже было страшно, поэтому и летнюю сессию сдал неплохо и вовремя. А вот на втором курсе решил, что мне уже все знакомо и расслабился, в итоге – зимнюю сессию завалил».
На старших курсах многие студенты наконец-то вспоминают известную закономерность: первую половину
учебы в институте вы работаете на зачетку, вторую половину – зачетка работает на вас. Если преподаватель не знает вас в лицо, не помнит на семинарах, то он будет не прочь во время приема зачета или экзамена заглянуть в вашу зачетку и посмотреть, как вы учились на первых курсах. И составить о вас соответствующее мнение. «Вытащила билет на экзамене по современным зарубежным СМИ, оба вопроса знаю кое-как, – рассказывает студентка журфака МГУАвгустина Матвиенко. – Начинаю говорить хоть что-то, препод не слушает, со скучающим видом листает мою зачетку. И вдруг восклицает: «О, так вы у Ванниковой «отлично» получили!». Это у нас первых курсах была по зарубежной литературе преподаватель, боялись ее абсолютно все. Ну да, говорю, было дело. Он меня дальше слушать не стал, задал несколько простых вопросов по моему билету и поставил «пять».
Заканчивая школу, многие грустят по ежедневному общению с дорогими одноклассниками. Однако через месяц учебы в высшей школе такого рода мрачные мысли будут вытеснены из головы невероятным количеством новых людей, впечатлений и симпатий. Жизнь продолжится, но изменится. Скорее всего, вам покажется, что эти перемены – к лучшему.
Сессия нон-стоп
Отдельного внимания заслуживает организация учебного процесса в Государственном университете – Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ). Там принята модульная система, а не семестровая, как в большинстве российских вузов. Учебный год разделен на пять отрезков – модулей, каждый продолжительностью 7–8 недель. Во время каждого модуля студенты изучают не больше 5–6 дисциплин и по окончании сдают по ним зачеты и экзамены, причем на подготовку к сдаче времени нет – отводится одна неделя, чтобы все сдать. Таким образом, у студентов ГУ-ВШЭ получается пять сессий в году. Такой подход предполагает, что студент интенсивно погружается в предмет и активно работает в течение всего модуля (этому способствуют регулярные контрольные работы), а не только в авральном режиме на сессии. «Идея в том, что знания оказываются в активной памяти, поэтому без подготовки студент должен отчитаться за только что пройденный материал», – говорит замдекана экономического факультета ГУ-ВШЭ Тамара Протасевич. Мнения самих студентов относительно такой системы, естественно, расходятся. «Могу с уверенностью сказать, что уж лучше раз в два месяца сдавать 2 зачета и 2 экзамена (в среднем), чем раз в полгода, но 6–8 зачетов и 4–6 экзаменов. В голове реально остаются знания», – утверждает студентка факультета прикладной политологии Алена П.. Иначе думает выпускница ГУ-ВШЭ Татьяна Д.: «Модульная система непродумана. Во-первых, выматывает. Во-вторых, времени на подготовку к экзаменам катастрофически не хватает. Бывали случаи, когда их приходилось сдавать по 5 дней подряд или даже по 2 в день. Когда готовиться? Только ночью. Каникулы не совпадают с каникулами нормальных студентов, июнь – учебный полностью, сессия только на последней неделе».
К. Печуричко, В. Туманов
Источник
Свежие комментарии