Обычная ситуация: студент вуза на 2–3–4 курсе внезапно бросает учебу или «вылетает» за неуспеваемость. Все от того, что несколько лет назад, когда был абитуриентом, он принял «нечестное» по отношению к самому себе решение – пошел на поводу у родителей, друзей-одноклассников, переоценил собственные возможности в одной сфере или, наоборот, не разглядел свой потенциал в другой.
Если вы заканчиваете школу, то именно сейчас наступает важнейший момент выбора, результат которого предопределит жизнь на ближайшие 5 лет.
Известно, что к 16 годам Вольфганг Амадей Моцарт написал с десяток опер, множество концертов, серенад и пьес. Семнадцатилетний Людвиг ван Бетховен, выступавший в Вене перед уже маститым Моцартом, так поразил знаменитого композитора, что тот воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!». И заставил. Александр Грибоедов поступил в Московский университет в 11-ть, при этом успел выучить несколько иностранных языков. Лев Ландау к совершеннолетию уже порядочно нашумел в мире физики. Теперь вопрос на засыпку: что сделали вы в свои 16–17–18 лет?
Наверное, не стоит на полном серьезе соотносить себя с великими, тем более сравнение будет, скорее всего, не в вашу пользу. Между тем в решающий для будущего момент полезно подвести промежуточный итог: оценить достижения, разглядеть и проанализировать собственные способности, спланировать следующие несколько шагов. Один из таких знаковых моментов наступает в возрасте 16–17 лет, по окончании школы. Кто-то идет в армию, кто-то – работать, остальные планируют поступить в высшее учебное заведение. В последнем (нашем) случае речь идет о выборе специфики образования и в меньшей степени будущей
профессии. Кто я – гуманитарий или технократ? Наверное, каждый может с той или иной степенью уверенности ответить на этот вопрос. «Я точно не технарь», –
восклицает Лена Свиридова, ученица 10 класса московской средней школы. На алгебру девушка ходит, как на казнь, – с ужасом и тяжкой ношей абсолютного незнания. Еще в начальных классах математика ей давалась с трудом, а со временем она и вовсе забросила алгебру и геометрию. «Методом исключения получается, что я – гуманитарий. В принципе, я люблю читать. Но ведь этого мало для принятия решения?», –
рассуждает Лена.
В решающий для будущего момент полезно подвести промежуточный итог: оценить достижения, разглядеть и проанализировать собственные способности, спланировать следующие несколько шагов.
|
Действительно, кажется этого мало. В 2010 году девушке предстоит поступать в университет, и она наверняка поступит. В запасе есть целый год – год, чтобы выбрать понастоящему интересующее ее и, если угодно, органичное образование. Неравнодушна к обществоведению, культуре, истории, литературе? Значит, прямая дорога на один из гуманитарных факультетов: от юриспруденции и философии до антропологии и языкознания. И не беда, что высшее образование может оказаться далеким от того, что сейчас модно называть «требованиями рынка труда». Доказательством тому служит опыт людей, которые социально успешны и не видят трагедии в рассогласовании образования и своей нынешней профессии.
«Наверное, полученное образование не определяет ни твою будущую профессию, ни будущее вообще. Во всяком случае, это касается меня и большинства моих сокурсников, которые не нашли себя в науке. В 17 лет, в момент поступления, я не задумывался о жизни после университета, но меня интересовало направление точных наук и я решил поступать на факультет теоретической физики. К тому же еще был момент соревновательности: поступить на Т-факультет
МИФИ с общагой было сложно», –
говорит Вадим Рябов, владелец собственного автодилерского бизнеса. Понятно, что нынешнее дело Рябова кажется приземленным, далеко отстоящим от «научно-исследовательских» эмпирей, в которых ему приходилось витать в студенческие годы. Однако то, что Вадиму казалось интересным в юности и молодости, перестало интересовать, на первый план выдвинулись материальные запросы, здоровое честолюбие и карьеризм. В свои 35 лет Рябов успел поработать на госслужбе, попробовать себя в прогоревшем сельскозяйственном проекте, и, наконец, занялся автобизнесом. На вопрос, пригодилось ли «ненужное» высшее образование, Вадим отвечает без раздумий: «А как же? Безусловно, пригодилось. Во-первых, это основа моего мировосприятия. Я, если можно так выразиться, сформировался в моем институте. Во-вторых, я приобрел близких друзей. Это не первые встречные люди, с которыми приятно иметь дело, но близкие по складу ума и характеру люди, дружбой с которыми я дорожу. В-третьих, я просто 6 лет отлично проводил время, хотя учеба на Т-факультете – это, мягко говоря, непростое занятие».
Методом исключения получается, что я – гуманитарий. В принципе, я люблю читать. Но ведь этого мало для принятия решения?
|
А вот Андрей Лунев не может сказать того же о своей первой попытке получить высшее образование. Молодой человек «со скрипом» поступил в Бауманку вслед за старшим братом, но уже на втором курсе радиотехнического отделения буквально взвыл от сложностей с учебой, неприятия однокурсников и вообще отторжения естественных наук. «Если в школе я кое-как сдавал физику, то в Бауманке был какой-то кошмарный сон. Не мое это, и люди не мои. А все от того, что совершил простую ошибку: не прислушался к себе в свое время, пошел в технический вуз на автопилоте», – вспоминает Лунев. «Ценой ошибки» стала срочная армейская служба и последующее поступление на платный факультет заштатного экономического вуза, который, впрочем, несмотря на свой непрестижный статус, оказался вполне комфортным местом для учебы.
Кто знает, как сложится ваш жизненный сценарий и его карьерная линия? Нужно четко понимать, что главная задача абитуриента – выбор вуза, но не выбор
профессии. Великие и знаменитые, примеры которых мы привели выше, к совершеннолетию отлично поняли, чего хотят от жизни и продолжали учиться и творить. Дело в том, что необычайный талант у них прорезался со всей очевидностью, и дальнейшее обучение и работа определились как будто сами собой. С нами (обычными людьми) – сложнее. Это нормально, что в свои 17-ть вы далеки от Ландау или Моцарта. Не всем же, в самом деле, быть гениями. Но если сегодня вы не знаете, какому делу посвятить себя в будущем, то, по крайней мере, потрудитесь принять ответственное решение относительно выбора университета и факультета.
В. Туманов
источник: http://www.ucheba.ru/vuz-article/9758.html
Свежие комментарии