Оценка уровня доступности вузовской информации в период вступительной кампании. 2008
В период вступительной кампании резко повышается коммуникационная составляющая деятельности вузов, конкурирующих между собой за привлечение наиболее талантливых и/или платежеспособных абитуриентов.
Главным коммуникационным средством становится сайт вуза, либо вузовский портал, объединяющий сайты структурных подразделений университетов, вузовских сообществ, вплоть до сайтов отдельных преподавателей и студентов. В этой связи максимально полное открытие вузами своей информации, доступное ее представление, реализация политики информационной открытости приобретает важное значение. Создание позитивного образа вуза у потенциальных потребителей образовательных услуг должно начинаться с организации и планомерного развития коммуникаций с абитуриентами и их родителями.
НРА РейтОР на протяжении последних нескольких лет ведет активную работу по изучению различных аспектов деятельности вузов с целью доведения этой информации до всех заинтересованных сторон, в том числе и до абитуриентов.
Если раньше основными видами коммуникаций с абитуриентами являлись дни открытых дверей и справочники для поступающих в вузы, то в современных условиях основной коммуникационной средой становится глобальная сеть, а главным коммуникационным инструментом выступает сайт вуза. Важным конкурентным преимуществом университета становится не только наличие домена и сайта, но и его информационное наполнение, динамика содержательных изменений, дизайн, удобство пользования, механизмы продвижения в глобальных поисковых и рекламных системах.
Развитие высокотехнологичных коммуникаций позволяет коренным образом изменить все пространство высшего образования, так как заставляет вузовские администрации и управленцев системы образования коренным образом пересмотреть отношение к вузовской информации, стимулирует систему к большей (практически полной) информационной прозрачности, что не только сможет удовлетворить главные целевые аудитории (абитуриенты и родители, работодатели, студенты, преподаватели), но и позволяет оптимизировать механизмы государственного и общественного контроля системы образования.
В академической среде ведется дискуссия о необходимом и достаточном объеме раскрываемой вузами информации. Высокотехнологичные рейтинги вузов и исследовательских организаций (первый из них — Webometrics), построенные на развитых наукометрических механизмах и измерениях уровней коммуникаций, показывают, что одной из основ высокой конкурентоспособности университета должна быть его полная информационная открытость.
Экспертами Агентства проведена оценка сайтов 65 вузов, участвовавших в исследовании «Комплексная общественная оценка вузов Москвы», по нескольким критериям. На основании сводной оценки построен рейтинг вузов по уровню доступности вступительной информации для абитуриента, то есть по уровню развития вузовских интерент-коммуникаций в период вступительной кампании 2008 года.
Оценки проводились по трем критериям:
Динамика новостей (внутренние новости вуза)
Информация для абитуриента
Доступность информации для иностранных граждан.
(Эффективность работы в поисковых системах не оценивалась).
Критерий — Динамика новостей.
Показатели:
Оценка числа новостей за последний месяц по 4-балльной шкала.
Оценка максимального временного интервала между новостями по 4-балльной шкале.
Вес каждого показателя равен 0,5.
Вес Критерия — Динамика новостей равен 0,2.
Критерий — Информация для абитуриентов.
Показатели:
Оценка удобства перехода в «абитуриентские разделы» по 4-балльной шкале.
Оценка раздела с данными о стоимости обучения на 2008/2009 учебный год по 4-балльной шкале.
Оценка раздела с данными о конкурсе за предыдущий год по 4-балльной шкале.
Оценка работы Форума для поступающих по 4-балльной шкале.
Вес первого показателя равен 0,1; остальных трех показателей — по 0,3.
Вес Критерия — Информация для абитуриентов равен 0,6.
Критерий — Доступность информации для иностранных граждан.
Оценка наличия и степени развитости иноязычных версий сайтов по 4-балльной шкале.
Вес Критерия — Доступность информации для иностранных граждан равен 0,2.
Каждый критерий нормировался по максимальному значению и приводился к максимуму, равному 100.
Сводная оценка получена путем агрегирования критериев, нормировки по максимальному значению и приведению к максимуму, равному 100. В Табл 1. приведен сформированный на основе сводных оценок рейтинг вузов по уровню раскрытия информации для абитуриентов. В крайнем правом столбце помещены данные о месте некоторых из рассматриваемых вузов в рейтинге Webometrics — 2008. Следует отметить, что технологии Webometrics ориентированы главным образом на изучение исследовательской составляющей деятельности университетов, отраженной на вузовских сайтах, поэтому не следует слишком пристально сравнивать места вузов в двух рейтингах.
Рейтинг вузов по уровню раскрытия информации для абитуриента на сайте. 2008
Место | Наименование вуза | Нормированная оценка | Место в рейтинге Webometrics-2008 (справочно) | |
1 | Государственный университет — Высшая школа экономики | 100 | 887 | |
2 | Московский государственный университет печати | 97 | 3983 | |
3 | Государственный университет управления (ГУУ) | 84 | ||
4 | Российский государственный торгово-экономический университет | 76 | ||
5 | Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова | 75 | 129 | |
6 | Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации | 73 | ||
7 | Московский авиационный институт (государственный технический университет) | 72 | 2034 | |
8-11 | Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации | 64 | 2161 | |
8-11 | Московская финансово-промышленная академия | 64 | ||
8-11 | Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе | 64 | ||
8-11 | Российский университет дружбы народов | 64 | 2046 | |
12-13 | Московский государственный технический университет «МАМИ» | 63 | ||
12-13 | Российский государственный гуманитарный университет | 63 | 2064 | |
14 | Московский государственный индустриальный университет | 62 | 3380 | |
15 | Московский государственный строительный университет | 61 | ||
16-18 | Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева | 60 | ||
16-18 | Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации | 60 | ||
16-18 | Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию | 60 | ||
19-22 | Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) | 58 | ||
19-22 | Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) | 58 | 2276 | |
19-22 | Московский физико-технический институт (государственный университет) | 58 | 838 | |
19-22 | Московский городской педагогический университет | 58 | ||
23 | Московский государственный университет путей сообщения | 56 | ||
24 | Московский государственный текстильный университет имени А.Н. Косыгина | 54 | ||
25 | Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации | 49 | 2510 | |
26-27 | Московский государственный институт стали и сплавов (технологический университет) | 48 | ||
26-27 | Московский государственный университет дизайна и технологии | 48 | ||
28 | Московская государственная академия тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова | 46 | ||
29 | Всероссийская государственная налоговая академия | 45 | ||
30 | Российский государственный социальный университет | 43 | ||
31-32 | Московская финансово-юридическая академия | 42 | ||
31-32 | Московский психолого-социальный институт | 42 | ||
33 | Московский государственный институт электронной техники (технический университет) | 41 | ||
34 | Российский новый университет (РосНОУ) | 40 | ||
35-42 | Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана | 39 | 1482 | |
35-42 | Московский государственный университет геодезии и картографии | 39 | ||
35-42 | Московский государственный университет пищевых производств | 39 | ||
35-42 | Московский технический университет связи и информатики | 39 | ||
35-42 | Московский энергетический институт (технический университет) | 39 | 2727 | |
35-42 | Современная гуманитарная академия | 39 | 3495 | |
35-42 | Институт гуманитарного образования | 39 | ||
35-42 | Российская академия предпринимательства | 39 | ||
43 | Московский городской психолого-педагогический университет | 37 | ||
44-47 | Государственный университет по землеустройству | 35 | ||
44-47 | Московский государственный открытый университет | 35 | ||
44-47 | Московский государственный медико-стоматологический университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию | 35 | ||
44-47 | Московский педагогический государственный университет | 35 | ||
48 | Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации | 32 | ||
49 | Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет) | 30 | ||
50 | МАТИ — Российский государственный технологический университет имени К.Э.Циолковского | 26 | ||
51-56 | Московская академия образования Натальи Нестеровой | 25 | ||
51-56 | Московская государственная юридическая академия | 25 | ||
51-56 | Московский государственный вечерний металлургический институт | 25 | ||
51-56 | Московский государственный технологический университет Станкин | 25 | ||
51-56 | Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А.Тимирязева | 25 | ||
51-56 | Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию | 25 | ||
57-58 | Московский государственный лингвистический университет | 24 |
Свежие комментарии