Спрос на менеджеров
В 1958 году американская секретарша Патриция Хароски предложила новый праздник — День Шефа. В 1962 году этот праздник был официально утвержден губернатором штата Иллинойс. Эту традицию поддержали многие страны. В преддверии праздника мы решили выяснить о том, какое влияние оказал финансовый кризис на востребованность менеджеров.
Поскольку объемы многих сегментов рынка за последний год резко сократились, компании перешли на более «компактные» штатные расписания, с меньшим количеством подразделений, а значит и меньшим количеством менеджеров. В течение года и продажи, и прибыль, и персонал подвергались сокращениям, соответственно, многие менеджеры оказались не у дел (сокращены, либо ушли по своей инициативе из-за уменьшения компенсационных пакетов).
Кризис стал своеобразным ассессментом, который помог выделить наиболее продуктивных и стрессоустойчивых сотрудников.
Сегодня, после первого этапа оптимизации расходов, на котором компании расстались с «лишним» персоналом, наступает второй этап — оживление рынков и увеличение количества возможностей для роста. При этом роста, скорее всего, придется добиваться с уже имеющейся командой, не нанимая новых сотрудников, чтобы не плодить новые затраты не подкрепленные прибылью.
Кризис стал своеобразным ассессментом, который помог выделить наиболее продуктивных и стрессоустойчивых сотрудников, способных добиваться результата вне зависимости от внешних условий. Сейчас для тех менеджеров, кто провел этот год в рамках одной компании, пришло время нового вызова — научиться повышать продуктивность и производительность труда в команде. А для тех, кто временно остался без работы, появляются шансы занять место тех, кому это не удастся сделать.
В основном сейчас востребованы менеджеры в фармацевтической индустрии, а также компаниях-производителях товаров повседневного спроса. Это, например, позиции менеджеров по территориям, по работе с сетями и дистрибуторами. Управленцы в сфере логистики, розничной торговли и складского хозяйства также нужны, и здесь многие работодатели делают упор на поиск менеджеров с опытом непосредственно в своей индустрии (желательно от конкурента). Не изменился спрос на профессионалов в области энергетики — невысокий, но устойчивый. Менее всего востребованы управленцы в финансовой и кадровой областях, спрос переориентирован на специалистов.
Основную экономию затрат большинство компаний получили за счет сокращения ФОТ (в т. ч. сокращение персонала). Сокращение соцпакетов наблюдалось в ограниченном числе компаний, где самыми популярными мерами стал переход на более экономные тарифы мобильной связи и пакеты ДМС, а также сокращение «необязательных» льгот, вроде фитнес-клуба.
Сегодня востребованы менеджеры в фармацевтической индустрии и компаниях-производителях товаров повседневного спроса.
Что касается бонусов, то здесь ситуация сильно зависит от индустрии. И если в строительстве или автоиндустрии говорить про бонусы не приходится вовсе, то фармацевтическая отрасль, сфера товаров народного потребления и розничной торговли постарались найти возможность выплат, а в некоторых компаниях даже были проведены ежегодные повышения заработных плат. Снижение компенсации в основном касалось вновь принимаемых менеджеров (увольняется менеджер с зарплатой 100 000 рублей в месяц, а на его место берут другого, но уже за 80 000 рублей).
Образование в кризис — наиболее подходящее занятие, особенно если у вас нет работы. MBA в любое время является полезным приобретением нового знания, однако помимо образования нужны навыки и опыт работы в той или иной сфере. Менеджер, имеющий опыт постановки и достижения целей для команды на сегодня может рассчитывать на больший интерес, чем управленец-теоретик.
Соискателям, находящимся в активном поиске работы, прежде всего, необходимо оценить ситуацию на рынке и понять для себя, какую работу и в какой индустрии вы хотите получить. После чего трезво оценить свои возможности, сильные и слабые стороны, запастись позитивными примерами своих побед — и вперед, на интервью!
Алексей Сметанин, старший консультант компании Staffwell:
В конце 2008 — начале 2009 года вчерашние успешные и перспективные менеджеры, привыкшие жить на широкую ногу, по нескольку месяцев не могли найти работу. После апреля 2009 года ситуация стала меняться в лучшую сторону, наметилась позитивная динамика. Тяжелее всего пришлось бескомпромиссным людям, не готовым снижать планку заработной платы. В то время как рекрутерам по-прежнему сложно найти ценные кадры. И большинство новых позиций закрывалось путем мучительного и долгого поиска, этот парадокс объясняется просто: по-настоящему квалифицированных специалистов на рынке по-прежнему очень мало.
К MBA надо относиться, как к инвестиции в свое будущее, а не как к способу переждать кризис.
Больше всего от кризиса пострадали работники, занятые в строительстве, недвижимости, банковском секторе, маркетинге и рекламе. Они первыми попали под сокращения. На долгое время мораторий на найм ввели юридические компании, компании инвестиционного сектора. Сильно пострадал консалтинговый бизнес (особенно тяжело пришлось направлению корпоративных обучающих тренингов, а также event, pr/агентствам).
Кризис практически не затронул ИТ и фармацевтический сектор. Общая тенденция такова, что бонусная политика большинства компаний из-за сложившейся ситуации претерпела значительные изменения. Компании стараются это не афишировать, поэтому точных цифр не знает никто, но бонусы в этом году выплачиваются в меньшем объеме, если выплачиваются вообще. Во многих компаниях сотрудники с пониманием относятся к данным мерам, так как это дополнительный способ сохранить бизнес и минимизировать влияние кризиса.
Многие работодатели пытались демпинговать на зарплатах при наборе новых сотрудников, декларируя, что в кризис появилась возможность набрать квалифицированный персонал за меньшие деньги, но лично у меня нет уверенности, что у них это получилось. С другой стороны, многие действительно востребованные до кризиса специалисты, вынужденные сейчас искать работу, при обсуждении своих зарплатных ожиданий стали более сговорчивы, что в какой-то мере отвечает реалиям сегодняшнего рынка.
Очень важно сохранять оптимистичный настрой и не показывать потенциальному работодателю разочарование от предыдущих неудач.
C одной стороны MBA — дополнительный способ получения знаний, который открывает новые пути в карьере, а с другой — отрываться надолго от рабочего процесса не всегда оправданно. Идеальный вариант, когда работодатель вкладывает в своего сотрудника деньги, отправляет его учиться, чтобы потом он смог дальше развиваться в рамках компании. В любом случае к MBA надо относиться, как к инвестиции в свое будущее, а не как к способу переждать кризис.
Если мы говорим про менеджеров среднего звена, то каналы поиска работы такие: друзья, знакомые, профессиональные контакты, рекрутеры, HR-отделы в компаниях, Интернет, включая социальные сети. Очень важно сохранять оптимистичный настрой и не показывать потенциальному работодателю разочарование от предыдущих неудач.
С работодателями всегда рекомендуется расставаться по-хорошему, что демонстрирует ваш характер, профессионализм и зрелость. Люди, которые положительно отзываются о своих предыдущих руководителях, всегда воспринимаются как более успешные, профессиональные и привлекательные. Кандидаты, которые говорят только негативные вещи о предыдущих компаниях, часто вызывают сомнение в своей успешности. Чтобы возникало больше возможностей, будьте более позитивны.
Тремейн Элсон, управляющий директор рекрутинговой компании Antal Russia:
По данным нашей компании[1], в России количество компаний, набирающих персонал среднего и высшего управленческого звена, с начала года увеличилось на 20% и составило 62% от общего числа опрошенных работодателей. Россия стала лидером по рекрутинговой активности в Европе и обогнала такие страны, как Чехия (60%), Болгария (54%), Франция (54%) и Польша (53%). Количество компаний, расстающихся с менеджерами в России, с начала года сократилось с 58% до 41%.
Количество компаний, набирающих менеджеров, с начала года выросло на 20%.
Кроме того, работодатели в России более оптимистично смотрят на будущее: 53% опрошенных компаний планируют подбирать персонал в ближайшие три месяца, при этом в среднем в мире 48% компаний готовятся открывать новые вакансии. И это верный знак того, что Россия встала на путь восстановления. Интересно, что в России большее число компаний планирует расставаться с менеджерами (31%) по сравнению со средним показателем в мире (21%). Это говорит о том, что работодатели в России по-прежнему заменяют персонал, пользуясь тем, что количество кандидатов на рынке увеличивается. Причиной этому может быть и то, что с точки зрения законодательства процедура увольнения работников в России гораздо проще, чем в западных странах. Сейчас мы находимся на том этапе, когда ряд компаний может значительно укрепить свои позиции на рынке, привлекая в свою команду лучших специалистов и менеджеров. По нашим данным, в мире насчитывается немного стран, которые могут соперничать с Россией в динамике роста рекрутинговой активности (в основном это азиатские страны).

Фармацевтический сектор в России по-прежнему остается лидером по количеству компаний, активно подбирающих персонал (83%). Здесь особенно востребованы
- маркетологи,
- кроме того растет спрос на специалистов в области продаж: менеджеров по работе с ключевыми клиентами (лечебными учреждениями) и региональных менеджеров.Фармацевтический сектор по-прежнему остается лидером по количеству компаний, активно подбирающих персонал.
В FMCG секторе (товары повседневного спроса), где в 78% компаний открыты вакансии, востребованы
- менеджеры по продажам, специализирующиеся на розничных сетях,
- трейд-маркетологи,
- менеджеры по маркетинговым исследованиям.
В розничной торговле, где 76% компаний находятся в активном поиске персонала, более широкие возможности открываются перед
- категорийными менеджерами,
- менеджерами по продукту.
В автомобильном секторе (75%) вакансии в основном появляются в отделах сервиса и запчастей. Компании набирают
- сервис-менеджеров,
- региональных сервис-менеджеров,
- консультантов по сервису,
- кроме того востребованы специалисты и менеджеры в области продаж.
В результате «заморозки» большинства инвестиционных проектов на производственных предприятиях (71% компаний открывает вакансии для менеджеров среднего и высшего звена в этом секторе) на смену спросу на проектных менеджеров пришла большая потребность в успешных операционных специалистах, поддерживающих ежедневное эффективное функционирование завода. По словам Стеллы Багировой, ведущего консультанта направления «Производство, техника и технология» Antal Russia, производственные компании ищут
- директоров завода,
- руководителей производственного участка,
- директоров и менеджеров по качеству,
- главных механиков,
- главных энергетиков,
- главных технологов.
В автомобильном секторе вакансии в основном появляются в отделах сервиса и запчастей.
ИТ и телеком компании постепенно начинают набирать персонал, однако менее активно рассматривают кандидатов. Банковский сектор по-прежнему нуждается
- в риск-менеджерах,
- в специалистах по оценке залогов,
что не удивительно в условиях современной экономической ситуации. Постепенно появляются вакансии в розничных банках, фонды прямых инвестиций начинают рассматривать кандидатов, возвращаясь к проектам, отложенным год назад. По прогнозам ведущего консультанта банковского департамента Antal Russia Эльвиры Чекмаревой, они будут готовы нанимать менеджеров в начале следующего года.
Менее активно новых сотрудников набирают компании в энергетике, нефтегазовом секторе (40%), а также в строительстве и недвижимости (32%). Эти компании начали открывать вакансии, и это уже хорошая новость, однако их рекрутинговая активность ниже среднего показателя по рынку. Нефтегазовые компании продолжают укреплять коммерческие департаменты и нанимать
- менеджеров по продажам
- менеджеров по развитию бизнеса.
Действительно опытные и по-настоящему профессиональные люди, в настоящих условиях способны найти себя в любой индустрии и профессиональной области. По словам Нелли Китошвили, руководителя практики «Строительство и недвижимость» Antal Russia, даже в сфере строительства и недвижимости, сильно пострадавшей от кризиса, сейчас востребованы
- технические специалисты,
- управленцы в области эксплуатации объектов недвижимости,
- инженеры.
В коммерческом блоке нужны сильные
- брокеры,
- менеджеры по лизингу.
Кроме того, розничные компании продолжают привлекать людей, занимающихся поиском площадок под строительство новых магазинов. Это говорит о том, что даже на рынке, где большое количество претендентов на различные вакансии, все равно чувствуется недостаток в профессионалах высокого класса.
Свежие комментарии