Что такое синемалогия?
Некоторые компании используют синемалогию как один из методов подбора персонала. Метод достаточно новый и направлен на выявление психических особенностей кандидата. Суть синемалогии заключается в просмотре и последующем анализе художественного фильма. После чего кандидату предлагаются вопросы, на которые необходимо ответить. На основе ответов работодатель может получить информацию о мотивации данного соискателя, попытаться понять его образ мышления и методы, которыми он будет достигать результата, и сделать вывод насколько соответствует данный специалист корпоративной культуре компании и справится ли он с рабочими обязанностями.
Здравствуйте, меня зовут Сергей. Недавно одна крупная компания предложила мне пройти собеседование необычным способом. Этот метод называется синемалогия. Просмотрев фильм, мне предстояло сделать презентацию, ответив на ряд вопросов. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом методе, что хочет увидеть работодатель в моих ответах, есть ли «правильные» ответы, имеет ли значение качество самой презентации (Power Point), по каким критериям затем будет проводиться отбор? И дайте пару советов, как нужно проходить подобные собеседования. Спасибо за ответ.
Наталья Бердник, заместитель генерального директора Brainpower Екатеринбург:
Синемалогия становится сейчас очень популярной. Как правило, ее используют тренинговые компании, но все чаще и чаще к этому методу прибегают и сами работодатели. Синемалогия — это один из инструментов онто-психологии. А онто-психология — это наука о лидерстве.
Формат метода: все просматривают какую-то ситуацию на примере художественного фильма, например, «Дьявол носит Прада». Кто-то, просмотрев фильм, дает следующую оценку: «Я согласен с позицией главной героини Эмили, она приняла правильное решение, уйдя от Миранды, выбрав любовь и решив построить свою карьеру как журналист«. Кто-то не согласится с выбором Эмили и сочтет ее недальновидной. У нее был шанс, она им не воспользовалась, она сдалась. Перед ней могли открыться невероятные возможности, позволившие бы ей достичь высот своего босса и достигнуть известности, признательности, иметь власть, деньги.
Кто-то пожалеет Миранду из-за ее отношениий с мужем, из-за отсутствия семейного счастья (которое, как мы знаем, ни за какие деньги не купишь), и сочтет, что карьера не стоит этого. Кто-то увидит в ней выдающуюся фигуру, сильную, талантливую женщину, перед которой ропщут сильные «мира сего». И под конец фильма каждый остается со своим ощущением: вот идет Эмили — свободная, счастливая, в растянутых джинсах и с непонятной перспективой, выбравшая путь любимого (простого повара) и готовая прожить чужую жизнь. И вот она Миранда — звездная, сияющая, садящаяся в роскошный мерседес.
Основная цель этого метода — анализ человеческих ценностей. Что и для кого важно. А как бы вы поступили в ситуации выбора: потерять дружбу ради карьеры, выбрать семью или карьеру, переступить через свои внутренние принципы ради успеха? Это выбор, который нам приходится делать каждый день (в зависимости от наших личных интересов, приоритетов и моральных принципов).
И здесь нет заведомо правильных ответов. Все зависит от ценностей компании, которая предлагает вам такой способ прохождения интервью. Насколько ценности бизнеса, политики компании, корпоративной культуры соответствуют вашим и наоборот. Совет один — узнать как можно больше информации о будущем работодателе, чтобы понимать какие ответы он от вас ожидает (на сайтах многих компаний открыто размещены корпоративные ценности и миссия).
Презентация — это инструмент изложения ваших принципов и ценностей, но качество самой презентации недооценивать всё-таки не стоит. Формат презентации в большей степени показывает наличие у вас коммуникативных и презентационных навыков (структурированность в изложении информации, установка контакта с собеседниками, стрессоустойчивость, умение не только воспринять информацию, проанализировать ее, сделать выводы, но и объяснить другим).
Марина Хадина, консультант по рынку труда компании Clever:
Изначально, синемалогия — один из методов психотерапии проективного характера. По сути, зритель, просматривая кино (художественное), проецирует свои ценности, переживания и пр. на героев, формируя и выражая свое отношение к происходящему и испытывая реальные эмоции. За счет такой проекции наглядными становятся истинные мотивы, ценности, эмоции человека, которые при обычном разговоре (лишенного драматургии, то есть конфликта, вызова) могут быть завуалированы.
При отборе этот инструмент могут использовать с различными целями:
- определить, как ценности соискателя соотносятся с ценностями компании;
- определить личностные особенности кандидата, чтобы в дальнейшем оценить, подходит ли он команде, руководителю;
- определить поведенческие качества (наличие собственного мнение, креативности и пр.) у претендента на вакансию;
- определить профессиональное мастерство (в случае профессионального отрывка) у соискателя.
Правильных и неправильных ответов не может быть, когда речь идет о личных качествах и ценностях. Ибо если подстраиваться под ответы компании, ее ценности, то есть риск попасть «не в свою (тарелку) компанию». Ответы могут быть правильными или нет, если только речь идет о профессиональной экспертизе.
Когда даются дополнительные задания (помимо обсуждения и сбора мнений), такие как оформить презентацию, выступить перед аудиторией, то компанию интересует, видимо, уровень презентационных навыков (работа с материалом, речь, взаимодействие с аудиторией и пр.) кандидата.
Рекомендации по подготовке: заранее отдохнуть, быть естественным, стараться по максимуму вовлекаться в процесс, при взаимодействии в группе — работать с группой (не уходить в тень), всегда уточнять задание, сроки, ожидаемые результаты (чтобы не потратить время зря на подготовку текста презентации, если целью будет убедить аудиторию в чем-то…).
Юлия Губанова, руководитель департамента по работе с персоналом Представительства в России и СНГ компании BBK Electronics Corp., LTD.:
Метод синемалогии пришел из психологии, основателем этого метода считают Антонио Менегетти. Он основан на идее проекции — «мое видение реальности зависит от моего внутреннего состояния«. Синемалогия — это практика совместного просмотра и обсуждения специально отобранных фильмов. Для синемалогии, как правило, выбирается кинофильм определенного типа, снятый определенным режиссером, в котором наилучшим образом представлена вся феноменология комплексов, действующих в бессознательном человека (то есть выбираются фильмы тех режиссеров, которым удалось выразить на языке кинематографии сущностные аспекты бессознательного). Синемалогия должна продемонстрировать способ мышления соискателя, исходя из чего он делает выбор и какой это выбор. Обычно вопросы для анализа фильмов можно сгруппировать следующим образом:
Синемалогия сильно завязана с проекцией образов. Проще говоря: «Скажи мне, какой образ тебе близок, вызывает у тебя симпатию, задевает тебя, и я скажу, кто ты и что ты собой представляешь«. |
|
Артем Шайденко, консультант рекрутингового агентства Penny Lane Personnel: Все-таки классическая синемалогия — это групповой просмотр фильма с его последующей интерпретацией, это контакт испытуемого с кинообразами. Так что дистанционное обсуждение фильма, которое предложили автору вопроса, демонстрирует очень частный взгляд компании на способ и интерпретацию результатов. Если говорить в целом о методе синемалогии, как о способе оценки личностных качеств соискателя, то помимо очевидных целей по выявлению аналитических способностей, коммуникативных и других навыков, этот метод позволяет выявить навыки работы в команде, поведенческие модели, в том числе индивида и общества, присущие данному кандидату и требуемые для данной позиции. «Механика» метода проста: она заключается в феномене кинематографа. Во время просмотра фильма любой человек невольно проецирует происходящую на экране ситуацию на себя, свою жизнь, линии жизни своих родных, друзей и знакомых. И моделирует собственное поведение. В ходе обсуждения кандидату предлагается изложить взгляды на ситуации, ответить на ряд вопросов. Когда компании подбирают сотрудников на топовые или руководящие позиции, этот метод может подойти как нельзя более кстати, как абсолютно незаезженный и неожиданный. Кандидат, особенно опытный, готовясь к встрече с работодателем, прорабатывает возможный сценарий собеседования, и далеко не всегда его ответы — чистая правда. А оказываясь в стрессовой для себя ситуации, кандидаты ведут себя более искренне. Синемалогия нацелена на то, чтобы выяснить, как человек будет вести себя в неординарных ситуациях. Данный метод помогает быстрее и проще определить эмоциональную составляющую, аналитические способности, темперамент, стрессоустойчивость, готовность к реальным, а не заявленным коммуникациям, уровень эрудиции, эмпатии, адаптации. Синемалогия, таким образом, отражает способность личности к критическому осмыслению жизненных ситуаций, активизирует практический природный ум в тех областях и контекстах, в которых данная персона стремится достичь лидерства. Оформление же презентации соискателем по итогам просмотра фильма, скорее всего, предназначено для того, чтобы выявить личностные ценности потенциального сотрудника и степень соответствия корпоративной культуре. Евгения Любимова, менеджер по персоналу компании ВКС: Чаще всего можно столкнуться с понятием «синемалогия» в психотерапевтической практике. Некоторые компании используют синемалогию как один из методов подбора персонала. Метод достаточно новый и направлен на выявление психических особенностей кандидата. Суть синемалогии заключается в просмотре и последующем анализе художественного фильма. После чего кандидату предлагаются вопросы, на которые необходимо ответить. На основе ответов работодатель может получить информацию о мотивации данного соискателя, попытаться понять его образ мышления и методы, которыми он будет достигать результата, и сделать вывод насколько соответствует данный специалист корпоративной культуре компании и справится ли он с обязанностями. В синемалогии анализу подвергается не содержание фильма, а сам человек: его переживания, эмоции, бессознательное отношение к себе и к окружающей действительности. Для работодателя данный метод хорош тем, что на него, как правило, сложно дать заранее заученные ответы. Что же касается соискателей, то, в принципе, можно понять какой реакции и каких ответов ждет работодатель. Для этого достаточно внимательно прочитать требования к должности, обязанности, ознакомиться с сайтом организации. И после просмотра фильма ответить на вопросы или сделать презентацию в соответствии с корпоративным духом компании, в которую вы собираетесь устроиться на работу. Но есть определенный риск, что после того как вы приступите к работе в данной компании, вы не сможете стать ее частью, не вольетесь в коллектив, работа не будет вас радовать. Поэтому, я считаю, что в первую очередь необходимо всегда быть самим собой. |
|
Светлана Катаева, управляющий директор, AVRIO Group Consulting: Синемалогия — это не очень распространенный метод отбора кандидатов (по сравнению, например, с кейсами или тестированием). Правильных ответов тут нет, здесь важно понять лично ваше отношение к той или иной ситуации, чаще всего рассматриваются вопросы нравственности и морали, проблемы выбора. Также из ответов соискателя важно увидеть насколько четко и структурированно он может излагать свои мысли, умеет ли видеть проблемы, делать выводы и обобщать, то есть проверяются коммуникативные, аналитические навыки, способ мышления, логика. Если вас попросили сделать презентацию, то одновременно есть возможность проверить не только, как вы излагате свои мысли, но и как можете их описать, наглядно и привлекательно представить аудитории. Эти навыки очень важны в первую очередь на позициях в области маркетинга и продаж. И, безусловно, такой способ в целом дает возможность получить более полное представление о личностных особенностях кандидата, чем, например, обычное интервью. С точки зрения подготовки к такого рода собеседованиям, я бы порекомендовала поучиться готовить презентации, публично выступать на разные, порой не самые близкие вам, темы. Ведь основная проблема, с которой мы сталкиваемся на работе: вроде, и знаем, чувствуем как правильно сделать, но далеко не всегда можем грамотно донести свою мысль до собеседника, убедить руководителя, «продать» свою идею.
|
источник: http://planetahr.ru/publication/3433
Свежие комментарии