Современный соискатель сродни герою приключенческого квеста: на пути к получению вакансии он решает различного рода головоломки, выстраивает пошаговую стратегию, играет в ролевые игры и заглядывает в комнаты с «неизвестным», каждый раз ожидая новые ловушки. И вот, за одной дверью уже приходится «отстреливаться» от суровых и беспощадных «эйчаров», за другой — лавировать между «добрым и злым полицейским», за третьей может скрываться простенькая симуляция ретро-интервью и так далее, и так далее, пока «разработчики» не подкидывают… кино-собеседование. В чем подвох этой комнаты под названием «Синемалогия«, и какие она таит секреты?
Действительно, со значительным прогрессом HR-отрасли, по мере активного восприятия ею зарубежного опыта, методы подбора персонала в разы усложнились, приобрели необходимую гибкость, вбирающую в себя как комплексные подходы, так и дифференцированные — в зависимости от конкретных задач и ситуаций. Но нельзя не признать, что ходить на такие собеседования стало намного интереснее и увлекательнее. И чем выше уровень притязаний кандидата, и чем солиднее «идущая в ногу со временем» компания, тем изощреннее и утонченнее она подходит к набору своей команды.
Ведь что такое синемалогия как форма общения с соискателем? По сути своей это сеанс в кабинете психолога, где «пациенту» предлагается показать себя не с профессиональной точки зрения (чего он, разумеется, в первую очередь ожидает от собеседования), а продемонстрировать определенные грани личности, характера, а также основные жизненные ценности и идеалы — словом, раскрыть перед потенциальным работодателем душу. В пределах разумного, конечно.
«Еще один фильм про разлуку»
Метод синемалогии, как не трудно догадаться, заключается в просмотре и последующем обсуждении кинофильма. В классическом варианте — художественного, полнометражного. Но бывает, что «киномеханик» выбирает определенную нарезку видеофрагментов, анимационные картины или рекламные ролики.
«Синемалогия — это практика совместного просмотра и обсуждения специально отобранных фильмов, — поясняет Юлия Губанова, руководитель департамента по работе с персоналом Представительства в России и СНГ компании BBK Electronics Corp., LTD. — Как правило, выбирается кинофильм определенного типа, снятый определенным режиссером, в котором наилучшим образом представлена вся феноменология комплексов, действующих в бессознательном человека (то есть выбираются фильмы тех режиссеров, которым удалось выразить на языке кинематографии сущностные аспекты бессознательного)».
Феномен кинематографа в данном случае позволяет решать достаточно специфические задачи из области психотерапии. По словам Эллы Михайловой, ведущего консультанта рекрутингового агентства Penny Lane Personnel, «во время просмотра фильма любой человек невольно переносит происходящую на экране ситуацию на себя, свою жизнь, линии жизни своих родных, друзей и знакомых. И моделирует собственное поведение».
«Зритель проецирует свои ценности, переживания на героев, формируя свое отношение к происходящему и испытывая реальные эмоции. За счет такой проекции наглядными становятся истинные мотивы, ценности, эмоции человека, которые при обычном разговоре (лишенном драматургии, то есть конфликта, вызова) могут быть завуалированы», — развивает мысль Марина Хадина, консультант по рынку труда компании Clever.
Итак, «коварный» HR-специалист, пользуясь своим заведомым преимуществом и умело играя на чувствах застигнутого в врасплох кандидата, ставит его в совершенно нестандартную, непрогнозируемую ситуацию. Вместо делового разговора на профессиональную тематику «испытуемый» подвергается невиданной «пытке»: в свободной форме нужно проанализировать уведенное на экране, дать оценку героям и их поступкам, проследить логику, смысл и все то, что хотел выразить режиссер. Что ж, вполне возможно, без шуток, кому-то это покажется столь же нелегким испытанием, как и стресс-интервью…
«И я кричу: «Остановите пленку! Это кино я уже смотрел…»
Но рекрутеры все-таки не зря едят свой хлеб, и целенаправленно «мучить», быть может, будущих сотрудников своей компании вовсе не является их целью. В высокую квалификацию специалиста, в конце концов, можно вполне поверить и по предоставленному резюме. А вот соответствует ли человек по своему духу и складу личности корпоративным ценностям организации, как он впишется в коллектив, каков уровень его амбиций, на что он готов пойти в той или иной ситуации и многое-многое другое — на все это ответы может дать инструментарий синемалогии.
«Скажи мне, какой образ тебе близок, кто вызывает у тебя симпатию или задевает тебя, и я скажу, кто ты и что ты собой представляешь» — под таким девизом проводят киносеанс менеджеры по персоналу, которые не сидят без дела, а фиксируют все реакции соискателя на увиденное: жесты, мимику, эмоциональные высказывания. И в процессе обсуждения грамотный кадровик должен сразу определить для себя образ мышления и направление мыслей собеседника.
«Основная цель этого метода — анализ человеческих ценностей. Что и для кого важно. А как бы вы поступили в ситуации выбора: потерять дружбу ради карьеры, выбрать семью или карьеру, переступить через свои внутренние принципы ради успеха? Это выбор, который нам приходится делать каждый день (в зависимости от наших личных интересов, приоритетов и моральных принципов)», — комментирует Наталья Бердник, заместитель генерального директора компании Brainpower (Екатеринбург).
«Помимо очевидных целей по выявлению аналитических способностей, коммуникативных и других навыков, этот метод позволяет выявить навыки работы в команде, поведенческие модели, в том числе индивида и общества, присущие данному кандидату и требуемые для данной позиции.
Синемалогия помогает быстрее и проще определить эмоциональную составляющую, аналитические способности, темперамент, стрессоустойчивость, готовность к реальным, а не заявленным коммуникациям, уровень эрудиции, эмпатии, адаптации. Она отражает способность личности к критическому осмыслению жизненных ситуаций, активизирует практический природный ум в тех областях и контекстах, в которых данная персона стремится достичь лидерства», — продолжает Артем Шайденко.
Таким образом, вряд ли стоит ожидать подобного интервьюирования кандидатам на должности «рядовых» сотрудников или линейных менеджеров. Понятно, что наиболее эффективным и оправданным такого рода собеседование будет с претендентами на топовые и руководящие позиции с кросс-функциональными обязанностями, где нужно мгновенно адаптироваться к меняющимся ситуациям и принимать ответственные решения.
«Значит, выберут нас на роли…»
Главная «фишка» и преимущество синемалогии заключается не в самом факте просмотра фильма, а в том, что к нему почти невозможно подготовиться. «Выражать себя» придется экспромтом, но при этом ни на секунду не забывать, что находишься не на конкурсе кинокритиков, а на рынке труда. И все произнесенное соискателем может как помочь преподнести себя в выгодном свете (и, соответственно, «продать» свои качества и умения), так и быть использовано против него.
Впрочем, даже в этой ситуации эксперты дают ценные советы.
«В принципе, можно понять какой реакции и каких ответов ждет работодатель, — рассуждает Евгения Любимова, менеджер по персоналу компании ВКС. — Для этого достаточно внимательно прочитать требования к должности, обязанности, ознакомиться с сайтом организации. И после просмотра фильма ответить на вопросы или сделать презентацию в соответствии с корпоративным духом компании, в которую вы собираетесь устроиться на работу. Но есть определенный риск, что после того как вы приступите к работе в данной компании, вы не сможете стать ее частью, не вольетесь в коллектив, работа не будет вас радовать. Поэтому, я считаю, что в первую очередь необходимо всегда быть самим собой».
«Заведомо правильных ответов нет, — подтверждает Наталья Бердник. — Все зависит от ценностей компании, которая предлагает вам такой способ прохождения интервью. Насколько ценности бизнеса, политики компании, корпоративной культуры соответствуют вашим, и наоборот. Совет один — узнать как можно больше информации о будущем работодателе, чтобы понимать, какие ответы он от вас ожидает (на сайтах многих компаний открыто размещены корпоративные ценности и миссия)».
Словом, умение грамотно, структурировано и красноречиво излагать свою позицию станет ключевым фактором в этом испытании. Особенно, если дополнительным его заданием будет сделать презентацию и выступить.
«Фразы, построенные определенным образом, позволяют понять, насколько человек развит как таковой. Например, инверсионное построение фраз обозначает ассоциативный склад ума и, следовательно, хорошо развитое воображение. Человек с завышенной самооценкой часто говорит о себе во множественном числе. Присутствие «телеграфной» формы речи (обилие коротких и отрывистых фраз) может указывать на проблемы с психическим развитием либо на ограниченность в познавательной сфере», — анализирует Юрий Курашов, старший рекрутер агентства «1000 кадров», рекомендуя кандидату в процессе общения, прежде всего, успокоиться и быть естественным.
Светлана Катаева, управляющий директор AVRIO Group Consulting, рассказывает, что презентация важна не только своим содержанием, но и с точки зрения формы. «Выставить» себя перед аудиторией в выгодном свете — талант, который всегда по достоинству ценится, например, в сфере маркетинга и продаж.
«С точки зрения подготовки к такого рода собеседованиям, я бы порекомендовала поучиться готовить презентации, публично выступать на разные, порой не самые близкие вам темы. Ведь основная проблема, с которой мы сталкиваемся на работе: вроде, и знаем, чувствуем, как правильно сделать, но далеко не всегда можем грамотно донести свою мысль до собеседника, убедить руководителя, «продать» свою идею».
«Последние титры»
Иными словами, синемалогия представляет собой не просто разновидность психологического теста на совместимость с корпоративной культурой компании и стратегией ее HR-развития, но и методологию выявления лидерских задатков, которые не всегда удается выгодно преподнести на стандартном собеседовании.
Поэтому все «подводные камни» и ловушки разговора о кино нацелены на благо самого соискателя: не нужно входить в «образ», достаточно быть самим собой. И тогда шансы на то, что работа найдет своего «героя» не только по внешним (зарплата, функционал, карьерные перспективы), но и по внутренним факторам (психологический комфорт, получаемое от работы удовольствие), значительно возрастут.
источник: http://planetahr.ru/publication/4004;jsessionid=xrgr35x29d7y
Свежие комментарии