Консультанты по карьере
При выборе консультанта необходимо ориентироваться на его опыт, личностную зрелость, на комфорт во взаимодействии и рекомендации.
Арамис Каримов, директор инвестиционно-банковской практики компании MORGAN HUNT SELECTION:
С наступлением кризиса в интернете и в других открытых источниках все чаще стали появляться предложения от «консультантов по карьере», которые за определенное вознаграждение готовы любому оказать свои услуги. Обычно пакет услуг стандартен:
С наступлением кризиса в интернете и в других открытых источниках все чаще стали появляться предложения от «консультантов по карьере».
- проведение интервью и выявление базовых компетенций;
- помощь в составлении резюме;
- информирование о рынке труда, основных тенденциях и потребностях рынка;
- подготовка кандидата к интервью в компаниях;
- помощь в рассылке резюме по кадровым агентствам и компаниям-работодателям.
Такой пакет услуг особенно характерен для рекрутинговых компаний, которые расширяют количество возможностей зарабатывать деньги на падающем рынке и готовы консультировать заинтересованных в поиске работы.
В меньшей степени на рынке представлены консультанты, для которых карьерное консультирование является основным бизнесом. В основном, это специалисты-психологи, сотрудники бизнес-школ, бывшие топ-менеджеры, бизнес-тренеры. В фокусе таких консультантов:
При выборе услуг консультантов необходимо понимать, что хочется получить в результате.
- планирование карьеры;
- поиск новых карьерных возможностей;
- анализ проблем и сложностей при поиске работы и планировании своего профессионального развития;
- формирование новых навыков;
- психологическая поддержка на всех этапах консультирования.
При выборе услуг тех или иных консультантов необходимо понимать, что хочется получить в результате. Если потеряна работа и нужно в достаточно сжатые сроки трудоустроиться, то в этом случае лучше обратиться в кадровое агентство, где консультант профильного сектора поможет сориентироваться на рынке труда и определить, в какие компании стоит отправить резюме. Известные КА имеют большой пул иностранных и отечественных работодателей, куда кандидата могут представить в короткие сроки. Такая услуга зачастую бесплатна, но в некоторых случаях цена услуги может достигать 35 000 — 45 000 рублей. При выборе компании стоит обратить внимание на ее известность и репутацию на рынке, а также на опыт консультантов.
При выборе компании стоит обратить внимание на ее известность и репутацию на рынке, а также на опыт консультантов.
Если стоит задача определиться со своим будущим профессиональным развитием, если вы оказались в профессиональном тупике, то необходимо обратиться к профессионалам-консультантам второго типа. Правда, придется столкнуться с определенными трудностями. Во-первых, рынок консультантов по карьере в России еще не сформирован. Во-вторых, велика вероятность, что будет оказана некачественная услуга неквалифицированным специалистом. При выборе такого консультанта необходимо ориентироваться на его опыт, личностную зрелость, на комфорт во взаимодействии, рекомендации и, возможно, на образование. Среднюю цену таких услуг невозможно назвать, но надо полагать, что полноценная консультация и полное включение в проблемы клиента будет стоить на уровне посещения квалифицированного и компетентного психолога.
Также при выборе консультанта не стоит забывать, что консультанты по карьере не гарантируют трудоустройство в компанию-мечту.
Мария Самиуллина, наставник по поиску работы компании Job Search Coach:
10 способов выбрать НЕ ТОГО консультанта по карьере:
1) Если в характеристике консультанта присутствуют только общие фразы такие, как «Закончил…. вуз… в…году. Работал в кадровом агентстве, а также во внутреннем HR…». Если он не может «продать» как следует себя самого, написав, каких конкретно результатов достиг, то, как он может научить кого-то продавать свою кандидатуру работодателям?
Если консультант не может «продать» себя самого, то, как он может научить кого-то продавать свою кандидатуру работодателям?
2) Если из описания опыта карьерного консультанта невозможно понять, кто его предыдущие работодатели. Ведь если не указаны конкретные названия должностей, компаний и агентств, то:
- либо ему есть что скрывать;
- либо просто нечего показать.
3) Если консультант является «опытным» рекрутером с опытом работы «около 1,5 лет в агентстве», названия которого не найти даже в 5-ой десятке рейтинга кадровых агентств, а названия компаний-клиентов агентства стоят в одном ряду с ООО «Лютики».
4) Если консультант ни дня не работал в сфере подбора персонала (например, психологи. Да, они способны помочь разобраться в себе, но абсолютно бесполезны в обучении практическим инструментам поиска работы).
5) Его у консультанта опыт в сфере HR менее 5 лет. Это в большинстве случаев означает, что ваш консультант по карьере еще просто не достиг требуемого для консалтинга практичесого опыта и уровня профессионализма.
6) Если ответы консультанта на вопросы соискателей на 99% содержат фразы типа «Действуйте, и у Вас все получится!», при этом не дается ни одного конкретного совета или хотя бы объективной оценки резюме. Лайф-коучи и бизнес-тренеры нужны не для планирования карьеры и поиска работы. К ним можно обращаться для того, чтобы попытаться понять «Что я хочу от жизни» или «Как приобрести тот или иной навык или знание», а консультант по карьере должен помочь найти ответы на вопросы «Что я хочу от карьеры?» и «Как найти такую работу, чтобы реализовать оптимальный карьерный сценарий?».
Консультант по карьере должен помочь найти ответы на вопросы «Что я хочу от карьеры?» и «Как найти такую работу, чтобы реализовать оптимальный карьерный сценарий?».
7) Если консультант по карьере является одновременно действующим сотрудником кадрового агентства или отдела по подбору персонала компании. По крайней мере, шанс стать потенциальным кандидатом для этой организации уменьшается для вас в разы. Где вы видели, чтобы человека, добровольно сознавшегося в наличии проблем и недостатков, принимали/рекомендовали в команду с распростертыми объятиями? Да и будет ли он, в случае чего, отвечать на появившиеся у вас дополнительные вопросы, ведь деньги на работе ему платят не за то, что он в свободное время консультирует соискателей, а за закрытие вакансий.
8) Если у консультанта есть опыт работы рекрутером только внутри кадрового агентства. Ведь как он тогда сможет дать «четкие и профессиональные» ответы на вопросы о процессе подбора «изнутри компании» (например, как именно формируется предложение и каким образом сможет расти сотрудник дальше).
9) Если по окончании обучения/тестирования вам выдадут сертификат со списком ваших компетенций и наиболее подходящими сферами деятельности (и посоветуют предъявлять его на собеседовании рекрутерам). Если это произойдет, то, скорее всего, вы получили в большей степени «пыль в глаза», нежели практическую пользу от подобного рода «консультации».
10) Если ваш карьерный консультант отвечает на вопросы из соображений чистого альтруизма и желания просто помогать людям. Поставьте себя на его место: стали бы вы тратить свое время на деятельность, не приносящую дохода? Здесь нелишне вспомнить и про «бесплатный сыр…».
Каждый должен заниматься своим делом, для того чтобы вы, как соискатель, были уверены в качестве и объеме предоставляемых консультационных услуг на 100%.
Мария Шаньгина, консультант компании БизнесЛинк Персонал:
Возможно, в связи с кризисом Вы потеряли работу или были вынуждены поменять специальность. А может быть, Вы приняли решение пересмотреть свой карьерный план или составить его впервые. На этом этапе профессионального развития Вы можете сделать выбор в пользу специалиста, который поможет пройти этот нелегкий путь самоопределения.
В первую очередь нужно обратить внимание на опыт работы консультанта.
О том, как выбрать карьерного консультанта и пойдет речь в нашем комментарии.
Прежде всего, Вам нужно обратить внимание на опыт работы консультанта. Как правило, наиболее эффективны будут специалисты, имеющие опыт работы в ведущих рекрутинговых агентствах, так как они владеют более полной информацией о рынке работодателей региона, владеют навыками проведения интервью и могут трезво оценить возможности и скорость Вашего продвижения в той или иной отрасли. Это могут быть и профессиональные коучи, однако, услуги последних, скорее всего, окажутся дороже. До назначения встречи найдите время и посмотрите, сколько лет на рынке работает компания, предоставляющая специалиста, с какими сферами бизнеса она взаимодействует и т. д. Помните, что если в агентстве Вам предлагают найти работу за вознаграждение, то Вы явно не туда попали. В случае если Вы рассматриваете независимого консультанта, внимательно ознакомьтесь с его профессиональным резюме и сроком работы в индивидуальном консультировании/коучинге. Также убедитесь в наличии у него опыта взаимодействия (или работы) с той сферой бизнеса, в которой Вы хотите построить карьеру.
Представим, что Вы уже пришли на предварительную встречу с предполагаемым консультантом. Как не совершить ошибку в выборе? Постарайтесь определить, умеет ли он:
Если Вы рассматриваете независимого консультанта, внимательно ознакомьтесь с его профессиональным резюме и сроком работы в индивидуальном консультировании.
- четко формулировать мысль;
- критически смотреть на вещи;
- управлять временем;
- хорошо выглядеть;
- слушать собеседника;
- давать обратную связь.
После встречи (телефонных переговоров) Вы должны четко понимать:
- каковы этапы взаимодействия;
- сколько времени займет процесс;
- что станет результатом консультаций.
Помните, что для того, чтобы получить результат, приносящий моральное и материальное удовлетворение, Вам нужно предварительно определиться, кем Вы хотите стать. А карьерный консультант может помочь Вам в ответе на вопрос как этого добиться.
Елена Бурякова, президент клуба «HR-пространство», бизнес-консультант, кандидат психологических наук, преподаватель МВА:
На одной из встреч клуба HR-пространство мы обсуждали эту тему. И общими усилиями сформулировали некоторые тезисы.
Есть 2 стратегии поиска:
Решите для себя, что для вас важнее — доверие, деньги или время.
- Покупка бренда.
- Проведение тендера.
Почему покупают Бренд?
Покупка бренда легка и приятна, но достаточно дорого обходится. Когда вам не совсем ясны критерии или не хватает знаний, чтобы грамотно оценить компетентность и уровень квалификации того или иного специалиста, или выбор требует от Вас слишком много времени и усилий, то на помощь приходит бренд или просто рекомендации. Например, выбор стоматолога: как вы сможете проверить качество поставленной пломбы? Только временем (если зуб не болит долгое время, то пломба качественная). Причем, дизайн клиники не гарантирует качество предоставляемых услуг, которое полностью зависит от рук и настроения врача. Поэтому мы ходим к стоматологу, как правило, по рекомендациям. Также происходит и с выбором консультанта/тренера/коуча (КТК).
Составляющие бренда:
- имя — широкая известность в узких кругах;
- доверие клиентов;
- качество продукта;
- известность среди целевой аудитории;
- добавленная стоимость по отношению к небрендовому продукту;
- легенда;
- мифы;
- история;
- престиж.
Критерии тендера:
Сегодня в консультациях нуждаются все, так мы попали в новую экономическую ситуацию. Поэтому, чтобы эффективно в ней действовать, надо осознать свои сильные и слабые стороны, найти свою стратегию.
- демонстрация КТК возможности и готовности работать именно на вашу задачу;
- личная харизма КТК, подходящая лично вам;
- заслуги КТК, его послужной список, размещенный в открытых источниках;
- индекс цитирования в Интернете;
- прогноз пользы проведенного консалтинга;
- демонстрируемый уровень компетенции КТК;
- цена;
- условия оплаты;
- насколько КТК вызвал доверие при личной встрече;
- наличие рекомендаций у КТК со стороны авторитетных для вас людей;
- уровень доверия, который КТК вызвал у вас лично;
- количество успешно решенных задач, аналогичных вашей.
Если продолжать аналогию со стоматологом, то вы все равно спрашиваете в регистратуре «Как Ваш доктор…?» или «Кто у Вас лучший?» Причем, совершенно ясно, что они будут всех хвалить, но вы все равно задаете этот вопрос. Потом прислушиваетесь к разговорам других пациентов, если они сидят рядом, чутко реагируете на поведение персонала в клинике и делаете вывод, можно ли им доверять.
Кстати, если сильно болит, и нет своего стоматолога, то все мы бежим в ближайшую клинику. И часто это оказывается самым оптимальным решением.
Вывод: решите для себя, что для вас важнее — доверие, деньги или время. И доверяйте своей интуиции! На мой взгляд, сейчас в консультациях нуждаются все, так мы попали в новую экономическую ситуацию. Поэтому, чтобы эффективно в ней действовать, надо осознать свои сильные и слабые стороны, найти свою стратегию. Удачного Вам выбора!!!
Свежие комментарии