Мой ребенок как юла!
После летних каникул школьникам нелегко вернуться к упорядоченному образу жизни. Вольный режим, много свободного времени, отсутствие обязательных занятий – все это «размагнитило», расслабило детей. Родители порой приходят в отчаяние от того, что бурную энергию ребенка долго не удается укротить.
Однако время делает свое дело, и дети постепенно успокаиваются. Но не все! У некоторых ребят «мотор» так и работает на максимальных оборотах. Ни внушения, ни приказания или наказания на них не действуют. И родители, и учителя замечают, что в последние годы неуправляемых детей становится все больше.
Обычно подобную расторможенность считают издержками продолжительных каникул или просчетами воспитания в семье. Однако врачи-педиатры рассматривают проблему с иных позиций. Путем глубокого анализа они пытаются понять, что же происходит с ребенком.
«Моторные» дети создают вокруг себя напряжение. В школе возбуждают весь класс, и учителю трудно вести урок. Дома такие дети тоже не утихомириваются. Постоянно слыша замечания и одергивания, они и сами начинают считать себя никчемными. Подобное самоуничижение – почва для трансформации в психопатическую личность. А далее возможны правонарушения и антисоциальные поступки.
Педиатры и психологи решительно приходят к выводу, что упорная неуправляемость детей – не временное или случайное расстройство поведения, а болезнь. Основной ее признак – не повышенная двигательная активность, а короткий промежуток внимания. Иначе говоря, ребенок не может подолгу сосредотачиваться на любом занятии. В том числе на игре, чтении, домашнем задании и т. п. Болезнь получила название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Ученые нескольких стран проводили комплексные обследования детей и отметили множество заболевших. Скажем, в разных городах России распространенность такого заболевания составляет 21–28%. В Австралии – от 4 до 40%. В разных американских штатах подобный диагноз имеют от 3 до 20% школьников.
Но это связано не с дефектом интеллекта, как иногда поспешно заключают учителя и родители, а с нарушением восприятия. Специальные наблюдения показали, что уровень интеллекта у таких детей обычно в пределах нормы.
А виной всему является дефицит внимания. То есть неспособность концентрировать внимание в течение нескольких секунд в любой обстановке. Этому сопутствуют нарушения памяти, снижение работоспособности, быстрая утомляемость.
Заметим, дети в школе могут продуктивно работать 5–15 минут. Потом мозгу нужен отдых (3–7 минут), чтобы накопить энергию для следующего рабочего цикла.
В 90% случаев ослабленное внимание сочетается с гиперактивностью. Ребенок двигается, торопится, суетится, бесцельно хватает предметы, не может усидеть на месте. Нередки вспышки гнева с криками и оскорблениями. Это раздражает и возмущает окружающих. Такой ребенок не находит понимания, от него стараются отстраниться. Ощущая себя одиноким, он пытается самоутвердиться агрессивными действиями, особенно по отношению к сверстникам, и тем отвращает от себя друзей. Но что чрезвычайно опасно, эти дети от одинокости легко завязывают контакты с незнакомыми людьми. Чем такое грозит, вряд ли нужно объяснять.
Невоспитуемость в сочетании с импульсивностью – сигнал родителям: ребенку необходима консультация врача.
Диагноз – синдром дефицита внимания с гиперактивностью – врач ставит, опираясь не только на медицинскую, но и на педагогическую, психологическую и социальную характеристики маленького пациента. В диагностическом процессе крайне важно участие родителей и педагогов. Именно они могут сообщить ценные нюансы поведения ребенка.
Где же корень беды? Многочисленные исследования вывели ученых пока на три направления, где можно искать ответ.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ. То есть все, что связано с течением различных заболеваний и травмами ребенка. Не исключается генетическая предрасположенность.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ тоже существенно влияют на организм ребенка. Речь идет о качестве воздуха, воды, продуктов питания. Могут провоцировать синдром дефицита внимания пищевые добавки. В частности, салицилаты, широко применяемые в производстве консервов, колбасных и некоторых молочных изделий.
ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. Когда родители или ближайшие родственники страдают алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, склонны к антисоциальным поступкам и правонарушениям.
Задача родителей – как можно раньше обратить внимание на неадекватность поведения ребенка и не оставлять проблему на самотек. То есть, прежде всего, побывать на консультации у педиатра.
Синдром дефицита внимания – проблема интернациональная. Во многих странах врачи ищут способы лечения этого заболевания. В частности, предлагается создавать специализированные классы. Значительный опыт накоплен, например, в Чехии. Группы в 10–15 человек занимаются там по особой программе. Урок при этом длится не более 35 минут, но общий объем материала такой же, как и в обычных классах. Врачи считают такую форму обучения полезной, однако она не заменяет лечения.
В лечебном комплексе должна быть предусмотрена двигательная активность по специальной программе, психотерапия, психологопедагогическая коррекция. Крайне важны здесь и спокойная обстановка в доме, доброжелательное отношение к ребенку, строгое соблюдение им режима.
Возможно, кто-то усомнится: а надо ли вообще специально заниматься лечением школьника с синдромом дефицита внимания? Дескать, с возрастом все образуется само собой. Как именно все нередко «образуется», показывают наблюдения ученых из США. Оказалось, что у 27% таких детей поведенческие нарушения сохраняются и в отрочестве, и в юности. Причем 60% из них стали потреблять алкоголь и наркотики. Серьезные противоправные действия (грабеж, насилие, воровство) совершали от 36 до 50% этих детей в различных социальных группах. Родители, неужто нам нужны такие перспективы? Тогда делайте своевременно выводы!
Тест «ВМ»
ПОЯВИЛИСЬ ЛИ У РЕБЕНКА ДО 7 ЛЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ?
Принимаются только ответы: «да» или «нет».
— Суетливые движения руками и ногами
— Ребенок с трудом остается на стуле, выполняя задания
— Легко отвлекается на посторонние стимулы
— С трудом дожидается очереди для вступления в игру
— Отвечает не подумав и раньше, чем вопрос будет закончен
— С трудом исполняет инструкции других
— Плохо удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях
— Часто переключается от одного незаконченного дела к другому
— Во время игры беспокоен
— Чрезмерно разговорчив
— В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение
— Кажется, что не слышит, что сказано ему или ей
— Нередко теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.)
— Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»)
ВЫВОД! Если общее число положительных ответов – 8 или более, вам необходимо показать ребенка специалисту.
Автор: Татьяна СКОРБИЛИНА
Свежие комментарии