Приобщение ребенка к устному народному творчеству
Важность приобщения ребенка к устному народному творчеству, к культуре своего народа сложно переоценить, так как соприкосновение с культурными ценностями помогает воспитать уважение, чувство гордости за свою землю, за свой народ. Изучение ребенком культуры своих предков, погружение в богатое литературное наследие и прослушивание народного славянского радио позволяют в дальнейшем воспитать интерес и уважительное отношение к культурным традициям других народов.
Устное народное творчество не только формирует любовь к своему народу и его традициям народа, но и способствует патриотическому развитию личности. Почему устное народное творчество является одним из основных источников, помощников в воспитании у ребенка любви к Родине? Да потому, что ребенок с рождения слышит русские потешки, песенки-колыбельные, сказки, чуть подрастает, и сказки становятся длиннее и разнообразнее по содержанию, появляются загадки, пословицы. Например, знакомство с животными начинается у ребенка со всем известных потешек «Сорока-белобока», «Петушок-золотой гребешок», «Курочка-рябушечка», знакомство с явлениями природы, с бытом людей начинаются с потешек «Солнышко-колоколнышко», «Водичка-водичка». В детском саду мы знакомим детей с новыми потешками:
Утка-Марфутка
Бережком идет
Уточек-марфуточек
Купаться ведет
или:
Дедушка-ежок
Не ходи на бережок
Не растаял там снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.
Все потешки, используемые в быту, на занятиях понятны детям, в них широко использовано художественное слово и русский колорит. Они сами побуждают детей запоминать их и учат с интересом относиться к окружающему миру, в особенности к живым существам и растениям, которые находятся рядом с нами.
Самыми любимыми произведениями устного народного творчества для детей в дошкольном возрасте становятся сказки и загадки. Русские народные сказки почти все излагаются и запоминаются легко и надолго. Главные герои в них – обитатели русского леса, «зеленого дома»: волк, лиса, заяц, медведь, сорока, яблонька. «Очеловечивание» этих героев придумано нашими предками не зря. Они верили, что в каждом из них есть душа, свой характер и пытались и пытаются донести это детям.
Широко представлен в сказках и быт народа, и традиции, обряды, предметы русского обихода, а также человеческие взаимоотношения (взаимовыручка, дружба, бережное отношение друг к другу и к окружающему, любовь, сострадание. Сказки являются одним из основных помощников в воспитании маленького гражданина. Загадки учат детей не только запоминать и узнавать обитателей природы, предметы быта, явления природы. Они являются помощниками в воспитательном процессе, то есть помогают организовать детей, сконцентрировать их внимание, отвлечь, учат логически мыслить, сравнивать, сопоставлять, анализировать. Например:
Весной цветет,
Летом плод дает,
Осенью не увядает,
Зимой не умирает. (Ель)
Пришли мужики без топоров,
Срубим избу без углов. (Муравьи)
Рос – повырос,
Из куста повылез,
По рукам покатился,
На зубах очутился. (Орех)
Русские загадки богаты речевыми оборотами, словами, которые используются только в русском языке. Значит, они не только приобщают детей к русскому наследию, но и развивают речь ребенка.
Богат русский народный фольклор и пословицами, и закличками, и играми, которые также передаются из поколения в поколение, например:
Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышка с колоколнышка.
или:
У медведя во бору, грибы-ягоды беру.
Медведь рычит, на детей глядит.
Они тесно связывают нас с природой, дают осознание неразрывности с ней. Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки, предоставляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Например, дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на него; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы она заменила выпавший зуб. Но все это помогает лучше почувствовать и полюбить природу, учит не только видеть красоту окружающего мира, но и стать активным ее защитником.
Нужно отметить, что в устном народном творчестве очень важен отбор литературных произведений по нравственным критериям, по возрастным особенностям в развитии подрастающего поколения. Ведь основной задачей перед воспитателем должно являться раскрытие духовного и пространственного потенциала произведений и умение донести его до ребенка в доступной форме, так как иногда требуется объяснять смысловое значение незнакомых слов, их происхождение и даже историческое значение. Кроме чтения литературы, можно вместе с ребенком слушать славянское радио, например, передачи «Валенки-Завалинки» и «Секреты бабушки Василисы», где повествование ведется в форме диалога деда с внуком и бабушки с внучкой соответственно.
В заключение хотелось бы особо подчеркнуть значимость устного народного творчества, нашего наследия, многообразие его жанров в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств, поэтому рекомендуется использовать все многообразие жанров устного народного творчества всем педагогам дошкольного образования, чтобы дети знали, помнили, уважали наше богатое наследие. И в этом вам поможет славянское радио.
Свежие комментарии