Учимся понимать собственного ребенка. Раскрываем секреты детской психологии
Каждая мама знает, что ребенок – не маленькая копия взрослого. Психологи давно доказали, что у детей иное восприятие. Но одно дело знать, и совсем другое – в будничной суете это учитывать и обращаться с ребенком соответственно.
Будьте проще
Малышка 2 лет бодро топочет по дорожке. За ней едва поспевает мама и ругается: «Ну сколько раз я тебе говорила…куда ты понеслась…все убегаешь и убегаешь…» Эти догонялки продолжаются уже минуты две, мама сопит за спиной крохи, та чешет к своей цели. Самое удивительное то, что мама ни разу не сказала девочке прямо, чего она от нее хочет — чтобы дочка остановилась. Мама сетует, кипит негодованием, повышает голос. Искренне ожидает, что 2-летний малыш сможет угадать ее пожелание. И лишь когда мама произносит слово «Стой!», ребенок останавливается и поворачивается к ней, как ни в чем не бывало.
Понаблюдайте на детской площадке – добрая половина родителей разговаривают с малышами слишком сложно, вместо того, чтобы говорить понятные простые вещи — «Иди сюда», «Брось, бяка». Маленькие детки пока ведь не понимают нюансов взрослого языка. Вот в этом случае поговорка «Будь проще и к тебе потянутся люди» оправдывает себя на все 100%.
Четко и ясно
Когда мы говорим малышу: «Иди, собирайся гулять» или «Садись за стол», мы подразумеваем, нечто простое и естественное, что повторяется каждый день. Для ребенка же это сложная цепочка действий. Садись за стол – надо идти на кухню, лезть на свой стульчик или выпрашивать, чтобы тебя подсадили, брать в руки ложку и открывать ротик. И если кроха забыл влезть на стульчик, но сел на пол и открывает рот, как маленький галчонок, родитель, того гляди, отругает. Сложный процесс подготовки к еде может застопориться на любом из звеньев – малыш не знает, как залезть на стул, не той стороной или взял ложку…
Чтобы понять, как все это ощущает ребенок, вспомните, как вы учились водить машину. Инструктор равнодушно говорит: «Ну, поехали». А для вас это целый каскад действий, которые нужно согласовывать в правильной последовательности. Вспомните: одной рукой крутим руль, другой включаем передачу, нажимаем на педаль, зачастую ошибаясь адресатом, и лишь затем плавно отпуская сцепление трогаемся с места. И если инструктор ругается или изображает презрение к даме за рулем, вы же от этого лучше не сделаете. Так и с малышом. Давайте ему указания спокойно и последовательно. «Иди ко мне». Подождали, пока придет. «Залезай на стульчик». Подождали. «Бери ложечку». Пауза. «Давай я тебе повяжу фартучек». Пауза. «Открывай ротик».
Без отрицаний
Наше подсознание устроено странно. То, что мы не хотим видеть или слышать, скорее всего, и не услышим. Просто пропустим. Этим грешат и взрослые, и карапузы. «Нельзя», «нет» и «не…» — просто приманки для малышей. Сколько раз за день мы говорим: «Не трогай это!», и детская рука моментально тянется к запретному плоду. Одно из объяснений сего печального феномена в том, что ребенок не хочет слышать и не слышит частицы «НЕ». Психологи уверяют, что таким образом вы сами как бы привлекаете его внимание к запретному плоду. Чуть позже кроха научится слышать отрицательные слова – когда начнется развиваться сознание и логика. А пока его ведут подсознание, эмоции, инстинкты. И то, что нельзя, наоборот, НАДО! Ведь мама указала на этот предмет! Предлагаем говорить без отрицательных частиц. Вместо: «Брось бяку» — «Смотри, что у меня есть». Вместо: «Не ходи к маме, она занята» — «А давай посмотрим, что там у нас в шкафчике».
Слово и образ
Малыши любую вещь постараются ощупать, подергать, покусать. Они мыслят не словами, а образами. Вам надо, чтобы кроха усвоил какую-то информацию? Тогда он должен ее увидеть, ощутить, воспринять эмоционально и только после этого преобразовать в слова. Нельзя наступать на крышку канализационного люка. О том, что это опасно, мы расскажем детке позже, а пока: «…фу, как оттуда пахнет. Ну, его, пойдем». Если же люк открыт, можно бросить туда камень и заглянуть – ничего не видно! «Представь, как туда человек упадет!» Вполне возможно, ребенок и сам сделает вывод: «Очень плохо, пойдем чем-то другим займемся».
Вот это способно врезаться в память как сигнал тревоги. Хотите, чтобы малыш не только понял, но и запомнил? Создайте образ и задействуйте органы восприятия.
Давай играть!
Ничто не доносит информацию надежнее и ярче, чем игра, особенно у малышей. Хоть сто раз скажите: «Улицу надо переходить на зеленый сигнал светофора». В хорошенькую головку это не уместится. А вот если взять плюшевые игрушки и машинки, расчертить на ватмане перекрестки и сделать светофор из кубиков…Хорошо, если детей несколько – один изображает «машинки», другой «пешеходов», а вы меняете сигналы светофора.
Проиграйте разные ситуации, показывайте варианты решений. В игре любые советы воспринимаются без внутреннего протеста. Те же дорожные правила легче всего отрабатывать по пути в сад или магазин. На перекрестке пусть кроха скажет, кто должен ехать, кому какой сигнал! Ситуации, когда он был «главнее папы», малыш запомнит надолго.
Автор: Денис Сетин
Опубликовано: lx
Свежие комментарии