Рисунок 3. Древние шумерские печати. 2300 до н. э. Багдад, Иракский музей. Цилиндрическая печать подтверждала право собственности. Когда ее катали по свежей глине, вырезанный на печати рисунок оставлял характерный след.
Шумер
Рождение шумерской культуры связано с такими городами, как Ур, Лагаш, Киш и Урук.В этих городах-государствах с самого начала господствующее значение приобрела религия. Древневосточные боги не отличались добродушием. Как и враждебная окружающая среда, которую они олицетворяли, эти боги были страшны в гневе, и их следовало постоянно задабривать. Для этого шумеры устанавливали в своих храмах статуи молящихся: в отсутствие верующих они молились днем и ночью. Необходимость фиксирования права собственности и сохранения ценностей, находящихся в храмах, привела к созданию цилиндрических печатей, а в дальнейшем письменности (ок. 3 000 до н. э.).
Рисунок 4. Статуэтки молящихся. Из храма Абу в Телль-Ахмаре. Камень. Ок. 2700 до н. э. Багдад, Иракский музей. Статуэтки молящихся выполнены в схематичной манере.
С помощью остро отточенной палочки писец регистрировал местную информацию на глиняных табличках, оставляя характерные знаки, названные клинописью. Возникают первые школы, где обучают письму. Необходимость вести учет и замерять земельные наделы привела к выработке системы счета до 60, которая и сегодня используется для измерения времени и углов. Власть правителя считалась данной Богом, и вначале царский дворец отождествлялся с храмом.По мере усиления царской власти дворцы стали строиться отдельно, хотя и входилив храмовый комплекс.
Рисунок 5. Музыкальный инструмент. Из гробницы в Уре. Ок. 2450 до н. э. Багдад, Иракский музей. Дерево, инкрустация. Этот предмет, богато украшенный инкрустацией, демонстрирует возросший уровень мастерства шумерских ремесленников. Голова быка, украшающая деку, говорит о вере шумеров в существование животных, обладающих сверхъестественной силой.
Шумерский храм строился на высокой платформе, что символизировало его близость к небу. Отсутствие подходящего камня для строительства вынудило зодчих экспериментировать с кирпичом. Они же придумали арку и свод, о чем свидетельствует, в частности, царская гробница в Уре. По этому захоронению можно представить, сколь роскошна была жизнь при дворе. К примеру, музыкальные инструменты были расписаны сценами пиршеств и сражений, излюбленными занятиями шумерских владык. Использование драгоценных камней и металлов говорит не только о степени богатства шумерского царя, но и о высоком уровне мастерства ремесленников.
Саргон Аккадский
Долина Междуречья была связана горными тропами с Малой Азией, странами Средиземноморья и Персией, которые служили проходом не только для купеческих караванов, но и для кочевых племен и захватчиков. Бурная торговля, миграции и войны сыграли очень важную роль в сложной истории Древнего Востока. Медленное, постепенное расселение в этом регионе племен, пришедших из аравийских пустынь и из Сирии, привело к захвату семитами северной части Шумера. Эти племена приспособили к своим традициям шумерскую культуру, а пиктографическую письменность (клинопись) — к своему аккадскому языку (ок. 2 500 до н. э.). Победа Саргона Аккадского над шумерскими правителями (ок. 2 300 до н. э.) имела очень важные последствия.
Рисунок 6. Золотой шлем. Ок. 2450 до н. э. Багдад, Иракский музей. Богатый рисунок, драгоценный материал, из которого изготовлен шлем, свидетельствуют о высоком положении и авторитете его владельца.
Положение Саргона Аккадского, как верховного владыки объединенного государства, означало не только новое содержание и новую форму царской власти, но и новые требования к изобразительному искусству. Изображения древних шумерских богов и «новых», семитских становятся все более реалистическими. Постепенно статуи молящихся появляются все реже, широкое распространение получают статуи царей. Одно из лучших произведений того времени — победная стела царя Нарам-Суэна, внука Саргона, — наглядно отражает новую идею государственной власти. Древнее шумерское представление о светской власти как власти, дарованной богами, умерло. Нарам-Суэн одновременно изображен как царь, идущий во главе своего войска, и как божество. Символом этой двойной власти, светской и духовной, становится украшенная рогами корона.
Ур и Лагаш
Аккадское государство было завоевано воинственными северными племенами, и шумерские города воспользовались этим, чтобы укрепить свою независимость. Гудеа, правитель Лагаша (2243—2124 до н. э.), особенно прославился своей строительной деятельностью и заботойо восстановлении древних сооружений. В многочисленных — более двадцати — статуях самого Гудеа, установленных в городских святилищах, заметно влияние вкусов правителей Аккада.
Рисунок 7. Призма с надписями. Ок. 710 до н. э. Багдад, Иракский музей. Клинописные знаки с их характерной формой развились из простейших пиктограмм в сложное письмо.
Лагаш был в свою очередь завоеван правителем Ура, Ур-Намму, который, объединив под своим началом Двуречье, укрепил идею царя-бога.Его зиккурат — один из многих архитектурных замыслов, осуществленных им. Среди них есть и другие: дворец, усыпальница со сводчатым перекрытием. Падение Ура означает конец шумерской цивилизации. Аккадский язык, принадлежащий к семитической ветви, становится господствующим в Месопотамии,а центр политической власти перемещается на север,в Вавилон.
Рисунок 8. Победная стела Нарам-Суэна. Париж, Лувр. Розовый песчаник. Ок. 2300 до н. э. Стела, установленная в честь победы Нарам-Суэна, расширившей границы его царства, изображает царя, который поднимается на скалу — символ божественной власти. Фигура Нарам-Суэна расположена выше фигур воинов и значительно превосходит их по размерам.
Свежие комментарии