Хаммурапи, царь вавилонский
Во время правления Хаммурапи, царя вавилонского (ок. 1792—1749 до н. э.), его власть постепенно распространилась по всей Месопотамии. Хаммурапи ввел новый свод законов, существенно расширявший и укреплявший позиции царской власти.
Интересна памятная стела, изображающая самого Хаммурапи, принимающего законы от бога Солнца, который как бы освящает их высшей властью. Эти законы утверждают право собственности, торговый обмен, вводят понятие личной ответственности врачей, архитекторов, представителей других профессий. И вновь личности правителя суждено было стать решающей в судьбе государства: после смерти Хаммурапи его огромное царство за короткое время распалось.
Рисунок 9. Голова аккадского царя. Багдад, Иракский музей. Бронза. Ок. 2350 до н. э. Эта величественная и благородная голова со стилизованными чертами лица представляет Саргона Аккадского или кого-то из его наследников.
Ассирийцы
Завоевания ассирийцев стали возможны благодаря прекрасно обученному войску с железной дисциплиной. Искусная тактика и использование осадных машин делали ассирийцев практически непобедимыми. Около 800 г, до н. э. Ассирия уже стала огромной империей, и прежде всего потому, что ассирийские цари были воинами, а не законниками.Их могущество обеспечивалось не миролюбивой политикой, а грабительскими войнами, приносящими огромные богатства, данью, налагавшейся на побежденные народы.
Рисунок 10. Гудеа. Париж, Лувр. Камень. Ок. 2150 до н. э. Гудеа несет священную воду, символизирующую могущество, переданное ему богами. Стилизованные черты лица и реалистически вылепленная мускулатура рук и плеч, как воплощение физической и одновременно духовной силы, и есть выражение высшей царской власти.
Существует библейское сказание о пророке Иезекииле, который был вынужден отдать ассирийцам золото Иерусалима. Завладели они также и египетскими обелисками, которые устанавливали как символ завоевания страны. Искусство и архитектура Ассирии были действенными инструментами пропаганды военной мощи. Столицы ассирийского царства — Нимруд, основанный Ашшурнацирапалом II, Хорса-бад, основанный Саргоном II, и Ниневия, основанная Ашшурбанапалом,— застраивались царскими дворцами, отличавшимися особой пышностью и великолепием. Именно этот тип сооружений показывает, как много ассирийская архитектура заимствовала от шумерскойи как далеко ушла от нее. Типичный в этом смысле пример — дворец Саргона II в Хорсабаде.
Рисунок 11. Стела Хаммурапи. Из Суз. Черный базальт. 1750 до н. э. Париж, Лувр.
Для храма использовалась традиционная форма зиккурата, но он был лишь вспомогательным звеном архитектурного ансамбля: здесь был нарушен главный шумерский принцип, когда правитель восседал внутри храма. Вход охраняли крылатые быки с человеческими лицами, так называемые «шеду». Попасть в тронный зал было нелегко: посетитель должен был подняться по длинной лестнице и, лишь пройдя через запутанный лабиринт крытых помещений и садов, оказывался наконец перед лицом царя.
Рисунок 12. Зиккурат в Уре. Ок. 2100 до н. э. Шумеры, подобно египтянам, строили для своих богов «каменные горы». На вершине зиккурата находился храм, вознесенность которого над своими «подданными» должна была олицетворять их подчиненное и приниженное положение.
Стены здания были выложены из кирпичаи украшены рельефами на военные сюжеты: сцены сражений, осад, сбора дани. Рельефы восхваляли физическую силу ассирийских воинов, могущество самого ассирийского царства. Эти рельефы являются одним из первых примеровповествовательного искусства и обнаруживают стремление ассирийских художников к реалистической манере изображения.
Рисунок 13. Ашшурнацирапал II Из Нимруда. Лондон, Британский музей. Камень. Ок. 900 до Н.э.
Навуходоносор
Военные успехи ассирийцев вызвали ответную экспансию, и на этот раз им пришлось уступить военной мощи всех своих врагов, объединившихся во главе с Вавилоном в борьбе за раздел остатков империи. Навуходоносор, сын царя Вавилона, укрепил и расширил завоевания отца и создал Нововавилонское царство. Слава о новом дворце Навуходоносора в Вавилоне с его зиккуратом (Вавилонская башня) и висячими садами благодаря Ветхому Завету дошла и до нас как символ неслыханного материального богатства, как монументальная иллюстрация безнравственности денег.
Рисунок 14. Персидское государство во времена своего наивысшего влияния.
Вавилоняне были, по сути, купцами, а не воинами. Навуходоносор взял за образец грандиозные по масштабам дворцы ассирийских царей, стараясь, однако, не демонстрировать военную силу. Его истинной целью стало возрождение культуры древнего Вавилона, что нашло отражение в изразцовых украшениях на воротах Иштар: священный бык шумеров мирно уживается здесь с драконом, символом вавилонского бога Мардука.
Рисунок 15. Крылатый бык. Из Хорсабада. Париж. Лувр. Известняк. Ок. 720 до н. э. В этом крылатом быке с человеческим лицом воплощены физическая сила зверя и разум человека. Пятая нога позволяет видеть фигуру быка одновременно в покое и в движении, В фас бык кажется стоящим, в профиль — идущим.
Персия
Вавилон был завоеван персами в 539 г. до н. э. В Месопотамию пришла новая этническая группа — выходцы с Кавказских гор, принадлежащие к индоевропейским племенам, обосновавшимся в Персии около 1000 г. до н. э. Благодаря огромной военной мощи Персидское государство достигло высшего расцвета в период правления династии Ахеменидов (см. илл. 13). Около 480 г. до н. э. оно занимало территорию от Индиидо берегов Средиземного моря и было разделено на провинции, которыми правили сатрапы (от персидского xsathrapa — правитель), в чьих руках была сосредоточена не только административная, но и судейская власть. Подобный тип управления провинциями оказался столь эффективным, что был использован позднее Александром Македонским при создании его империи.
Рисунок 16. Ворота Иштар. Реконструкция. Из Вавилона. Берлин, Государственные музеи. Глазурованный кирпич. Ок. 575 до н. э. Через эти церемониальные ворота можно было попасть в знаменитый дворцовый ансамбль с висячими садами Вавилона и зиккуратом Навуходоносора. Зиккурат, высотой 90 м, вероятнее всего, и навеял легенду о Вавилонской башне.
Благодаря удачной организации персам удалось полностью освоить огромные богатства Месопотамии, Единству империи способствовали разумные законы, финансовая система, прекрасная сеть дорог. После завоевания Вавилона и Древней Ассирии персы осознали значение архитектурных сооружений для воплощения идеи императорской власти. И построилине менее величественные сооружения в Пасаргадах, Персеполе и Сузах. Архитектуру Ахеменидов часто называют эклектической, в действительности же она вполне сознательно вобрала в себя характерные черты зодчества завоеванных стран: от ассирийцев — крылатые быки с человеческими лицами; от вавилонян — мозаичные изразцы; от греков — колонны с каннелюрами, типичные для ионических городов-государств. Пышный дворцовый комплекс Дария I (522—486 до н. э.) в Персеполе подражал монументальности ассирийских дворцов: даже резные лестницы, украшенные фигурами, изображающими порабощенные народы, приносящие дань, восхваляли мощь и богатство Персии.
Рисунок 17. Дракон с ворот Иштар в Вавилоне. Реконструкция. Багдад, Иракский музей. Глазурованный кирпич. Ок. 575 до н. э.. Из-за отсутствия местного камня архитекторы Междуречья использовали кирпич, украшая его поверхность плитками, покрытыми глазурью.
Рисунок 18. Царские лучники. Из дворца Дария в Сузах. Париж, Лувр. Глазурованный кирпич. Ок. 400 до н. э. Стилизованные фигуры лучников, составлявших едва ли не главную опорную часть персидского войска, наиболее часто использовались в качестве основного элемента дворцовой росписи.
В записях по поводу строительства царского дворца в Сузах Дарий перечисляет, какое количество драгоценного материала пошло на негои сколько человек участвовало в работах, причем с указанием национальности. Уже одно то, что каменотесы были ионийцами, каменщики — вавилонянами, а медьи серебро привезены из Египта, доказыв
Свежие комментарии