Революция и реставрация: обзор оперных событий в Париже и Лондоне
Два месяца до Нового года прошли в Парижской Опере под знаком оперного авангарда. Репертуарный график был так спланирован, чтобы в круг интерпретаторов не дай бог не попал кто-то с репутацией унылого классика. Так вышло, что одновременно в театре пересеклись художники, режиссеры и исполнители, которые в других местах дозируются один к десяти, то есть один возмутитель спокойствия к десяти академистам.
В Гарнье вслед за премьерой «Проданной невесты» Сметаны в постановке дуэта Жильбера Дефло и Уильяма Орланди следовал премьерный же «Фиделио», отданный маститому голландцу Йохану Симонсу, в оперной сфере скромному новичку, и дирижеру Сильвену Камбрелену, в задачи которого входило не увлечься бетховенским революционным пафосом, а во всем следовать сценическому действию, то есть помогать режиссеру. А в Бастий чередовались «Волшебная флейта» в постановке знаменитой испанской команды «La Fura dels Baus» Алекса Олье и Карлоса Падриссы с «Тристаном и Изольдой» Питера Селларса и Билла Виолы. Оба последних спектакля, по меркам Парижской Оперы, — старые и потертые, но еще крепкие и стойкие в плане их воздействия на публику. Реинкарнации в Париже им больше не пережить, так как «Тристан и Изольда» с видеофресками Виолы прекращает свое существование по воле самого художника, и декабрьские спектакли (с улучшенным до немыслимых высот разрешением видео) были официально финальными, а «Флейту» с испанцами, некогда взорвавшими, с легкой руки Жерара Мортье, сонное существование рабочей молодежи в Рурском бассейне во время Биеннале и аристократическую дрему фестивального Зальцбурга, в ближайшие после ухода Мортье сезоны в Париже однозначно не возобновят. Так что те, кто много слышал, но так и не видел ЭТОГО, должны были бросить все и съездить в Париж на Рождество.
Сцена из спектакля «Проданная невеста» |
«Проданная невеста» вошла в репертуар Оперы впервые, и для парижан это была маленькая мировая премьера, поэтому недостатка в зрителях не наблюдалось. Наследие чешских и других славянских композиторов находится под личной опекой господина Мортье, и он постарался, чтобы никто из «меньших» не был обижен во время его правления. Во всех интервью он говорил, что за время, пока он работал на посту замдиректора, он составил обязательный список оперных названий, которые должны узнать парижане во время его будущего директорства. «Проданная невеста» — из этого списка. Но презентация чешского шедевра была доверена людям не очень далеким. Дефло с Орланди умеют мастерить красивые подмостки, знают толк в цветоделении, умеют насмешить и нагнать пафоса. Герои их постановок выглядят в меру натуралистичными (хотя бы благодаря соблюдению стиля одежды персонажей более или менее согласно авторской воле), в меру буффонными, как вырезанные из картона фигуры и поставленные в маленький складной театрик. Фигурки можно двигать и переодевать, а театрик трансформировать. История о том, как бедный, но сметливый паренек из деревни продает себе самому невесту, разворачивается в пространстве задорных фильмов Милоша Формана. Воспоминание о «Бале пожарников», или, по-другому, «Гори, гори, моя барышня» лично у меня окрашено в оранжевый цвет финального пожара. Деревня, где будут продавать злополучную Маженку, — оранжевый оазис, пепсикольный символ видимого благополучия, которое разваливается на куски, как только герои встречаются для первого дуэта. Чуть-чуть драмы, и снова буффонада — цирк шапито с клоунами, акробатами, медведем на велосипеде и танцовщицами во главе с Эсмеральдой (хореографию создавал вездесущий палермец Миша ван Хуке), катание на ретроавтомобиле, комические параллели с муссолиниевской Италией, и так далее. Подходит ли такой костюмчик опере Сметаны — не уверена, но для первой встречи с ней парижан вполне сойдет. Вот если бы только вокально-музыкальная часть не провалилась. Местами был интересен маэстро Иржи Белоглавек, но по большей части он сам скучал, исполняя партитуру своего национального классика. Скука передалась в оркестр, и пожар Сметаны быстро потух, не разгоревшись. Исполнителей подобрали не из первого ряда, и никто из молодых так и не выбился в лидеры и не стал открытием постановки. В небольшой роли Кецала блеснул Франц Хавлата, незаменимый барон Окс из «Кавалера розы», но его звезда давно взошла и светит, так что говорить об открытии не приходится. Тем не менее слава к «Проданной невесте» приблизилась еще раз и не где-нибудь, а в Париже. Девять спектаклей, хоть и в поверхностной постановке — не так мало для раскручивания оперы со свирепым для романского уха названием «Prodana Nevesta».
Сцена из спектакля «Сказки Гофмана» |
С «Фиделио» вышла история совсем другого рода. Тут ничто не обещало ни веселья, ни праздника изначально. Суровая команда постановщиков во главе с Йоханом Симонсом сработала жестко. Голландец не так давно начал пробовать себя в опере и явно не по собственному желанию и не из-за любви к музыке, а ведомый приглашениями людей, которым ему не хотелось бы отказывать. Это Юрген Флимм и Жерар Мортье — влиятельные директора. Летом на Зальцбургском фестивале Симонс ставил «Замок герцога Синяя Борода» и не был убедителен, хотя и не провалился. Он копается в сюжетных деталях, вытаскивает отдельные темы и разрабатывает их подробно. Такой метод работает на драматической сцене, но в музыкальном театре плохо приживается. В этом мрачном «Фиделио» он так долго и подробно высказывался на тему взаимоотношений жертвы и тирана, начальника-самодура и подчиненного, что как-то забыл о романтической подоплеке сюжета, о Леоноре и Флорестане. Тиран Пизарро стал у него главным героем — это такой циничный тип, ни дать, ни взять эсэсовец в штатском — и начальником-распорядителем из ФБР. Два часа он самовыражается (прежде всего при помощи элоквенции), издеваясь над всеми еще живыми обитателями тюрьмы, обращается к человечеству, представленному публикой Пале Гарнье, с требованиями немедленно прекратить бессмысленное существование тварей. В результате долгожданная ария Флорестана (долгожданная, потому что нечасто удается послушать симпатичного мюнхенского тенора-героя Йонаса Кауфмана) превращается в последний писк твари, которую Пизарро не сумел прихлопнуть по чистой случайности. Леонора обезличена до неузнаваемости, ее брезентовый мальчиковый костюмчик добивает даже такую энергичную певицу, как Ангела Деноке. В конце спектакля она практически превращается в призрак, сливается с тюремной стеной. Никакого просветления и ликования в конце не случается, хотя свет наконец-то проникает на сцену и освещает лица героев, дотоле скрытые темнотой. Как я говорила выше, Сильвен Камбрелен не встал на сторону мятущегося Бетховена, а вместе с Симонсом тиранил зрителя мелкой проработкой музыкальных фраз партитуры. Литературная продукция, выпущенная к спектаклю в виде досье по делу «Фиделио», выдержана в стиле постановки. Зрителю не суждено узреть настоящие живые лица интерпретаторов — тут список политзаключенных с формальными фотографиями в профиль и анфас, как в настоящем деле. Страшновато и безрадостно все это, но в своей мрачности убедительно и назидательно.
С «Тристаном» попрощались красиво: Билл Виола довел качество видео до немыслимого совершенства. О «Тристане» много писали, в том числе и о засилье видеоряда, самодостаточного и не нуждающегося ни в какой музыке. Наверное, так и есть, однако идея соединения театра, концертного зала, галереи и храма в единое мощное пространство решена в «Тристане и Изольде» Селларса и Виолы гениально и претендует войти в историю театра как очень красивый и дерзкий эксперимент. Ну а чтобы в последний раз привлечь внимание музыкальных обозревателей к этому «Тристану» дирижировать оперой пригласили Семена Бычкова, который в этом спектакле дебютировал очень убедительно.
«Волшебная флейта» от каталонского дуэта Олье и Падриссы держится в хорошей форме — сцена Бастий идеально подходит для разворачивания многослойного представления, изначально придуманного для заброшенных заводских площадок шахтерских городков Рура. Крутится видео, светятся надувные декорации, извиваются на проволоках акробаты-виртуозы, для непонятливых бежит новостная строка, выдающая квинтэссенцию смысла того, о чем поют. Надо смотреть в оба, чтобы не пропустить главного, которого на самом деле в этой постановке нет, и в этом весь смысл. И еще надо слушать оркестр, изящно ведомый Томасом Хенгельброком, и наслаждаться превосходным вокалом и игрой Эрики Миклозы. В общем, только развлечение и наслаждение, до которого измотанные кризисом парижане оказались большими охотниками — зал Бастий наполняли до верхов, а в Интернете за билетами охотились на своих форумах балетоманы, прослышав, что «Волшебная флейта» не меньше балет, чем опера.
Не все играли в игры Мортье — кому-то хотелось традиционного рождественского музыкального развлечения. Что ж, парижанам было доступно и это. С сентября в Сети продавали билеты на «Сказки Гофмана» с Роландо Вильясоном в лондонском Ковент Гарден. Оставалось сесть на поезд и через два с половиной часа очутиться в шумном квартале Ковент Гарден, чтобы отдохнуть душой и телом в старой доброй Англии на старомодных «Сказках». Древняя постановка «Сказок» Джона Шлезингера еще жива, более того, безумно любима публикой. Напомню, что это та самая чудная архаика начала 80-х, зафиксированная на VHS, в которой так прославился Пласидо Доминго. Шлезингер — национальное достояние британцев, и хотя знаменитым он стал в Америке, на родине очень чтят его наследие. В этом году продукцию подчищали: ревизии подверглись все сложные конструкции и перешивались костюмы. Удивительным образом этот густо населенный и даже тесный спектакль процветает и в который уже раз принимает главного Гофмана нашего времени — Вильясона. Спектаклей шло много, и тенор спел большую часть, пока не сорвал-таки голос из-за простуды. На помощь пришел болгарин Цветан Михайлов, заменил мексиканца на последнем представлении «Сказок». Я присутствовала на этом спектакле и видела, что британцы немного приуныли, когда узнали о замене, но быстро утешились, услышав хорошего певца, хотя
и не столь элегантно двигающегося среди бидермайеровских декораций.
Хорошо, когда есть возможность выбирать между реставрацией и революцией.
На фото в анонсе: сцена из спектакля «Тристан и Изольда»
Свежие комментарии