Рождение полиса, греческого города-государства,— событие, значение которого в истории западно-европейской цивилизации трудно переоценить. После падения Микен (III в. до н. э.) с севера началось наступление новых индоевропейских племен, в частности дорийцев. Они населили Грецию около 1200 г. до н. э. и вынудили живших там на протяжении многих веков ионийцев эмигрировать в соседние страны, в том числе и в страны Малой Азии.
Природные границы, независимый и вольнолюбивый дух местных народов и незваных пришельцев способствовали возникновению самостоятельных городов со своим государственным устройством, армией и своей денежной системой.
Между городами-государствами постоянно вспыхивали конфликты, соперничество между ними было даже своеобразно «узаконено» специальных спортивных турнирах, получивших название Олимпийских игр, состоявшихся впервые в 776 г. до н. э. Соревнования были открыты для всех, и на времяих проведения провозглашалось перемирие. Первоначально Олимпийские игры носили религиозный характер, посвящались богам, так же как отдельные спортивные достижения и победы. Вместе с тем они способствовали объединению греков, говоривших на одном языке и поклонявшихся одним и темже богам.
Демографический взрыв, начавшийся около 750 г. до н. э., присел к распространению на всем побережье Средиземного моря греческих колоний, особенно в Южной Италии и на Сицилии, принявших форму правления независимых городов-государств. По мере развития торговли их становилось все больше и около 600 г. до н. э. уже насчитывалось более полутора тысяч. Колонии поддерживали постоянные культурные связи с метрополией; их обитатели прекрасно сознавали, что греческий мир расширяется, и им нравилось чувствовать собственное превосходство перед людьми, говорившими на других языках. Само понятие «варвар» подразумевало человека, невразумительно бормотавшего на чужом, не греческом, языке.
Чернофигурная вазопись
По мере роста торговли греки становились все богаче. Керамические изделия расписывались в утонченной технике сценами на религиозные, культурные и даже экономические сюжеты. Кроме керамики Греция экспортировала продукты земледелия — вино и оливковое масло. Поэтому не случайно, что росписи многих сосудов, в которых они хранились, были связаны с этой тематикой. Другие, как, например, «Ваза Франсуа», украшмись сценами из жизни мифологических героев, в данном случае Ахилла и Тезея.
Многочисленные образцы греческих ваз были найдены в этрусских захоронениях, и это лишь один пример разветвленных торговых связей Греции. Техника чернофигурной росписи, родившаяся в Коринфе, была подхвачена в 600 г. до н. э. афинянами. Сам же стиль росписи во многом заимствован у микенских мастеров и древних египтян. То же самое можно сказать и о греческой скульптуре архаического периода — этим термином ученые определяют второй этап развития Древней Греции, в отличие от первого, «гомеровского».
Греческая скульптура архаического периода
Скульптурное изображение человека было в основном подчинено религиозному содержанию. Для архаики характерны два типа: мужская фигура — курос и женская — кора. Они использовались либо как сопутствующие статуе божества,либо как памятные скульптуры на гробнице, однако в том случае, когда требовалось представить личность умершего, скульптор не стремился к портретному сходству. Курос всегда был обнажен и должен был служить воплощением физической силы и мужественности. Кора, напротив, всегда одета, и хотя под складками платья можно угадать очертания груди, ее лицо ничем не отличается от лица куроса. Женственность проявляется в самом наряде, более замысловатой прическе и в украшениях, свидетельствующих о богатстве заказчика. Кора — типичный статус-символ. То, что курос обнажен, наглядно свидетельствует о значении, какое приобретали атлетические соревнования как доказательство силы в глазах общества, чей авторитет, а часто и жизнь зависели от физического превосходства.
Развитие наук в Греции
Именно в Греции произошла революция в представленияхо человекеи его мире. Прежде
объяснение непонятным явлениям физического мира черпалось в мифологии. Всему, что представлялось непонятным, давалось сверхъестественное толкование. Греческие философы, напротив, стремились прежде всего понять. Наблюдая и анализируя, они старались рационально объяснить природные феномены, разрабатывая концепции окружающего мира. В 582 г. до н. э. Фалесу удалось впервые предсказать солнечное затмение.
Почти полвека спустя Пифагор развернул свои наиболее значительные исследования в области геометрии, основав школу в Кротоне.С V столетия предметом внимания философов наконец становится и человек: именно в это время Гиппократ применяет в медицине научную методику систематических наблюдений за симптомами различных заболеваний; Геродот пишет свою грандиозную историю Персидских войн, а Платон разрабатывает теории социальных и политических отношений, просвещения и, наконец, эстетики, которая, на его взгляд, служит воплощением идеального мира.
Этот новейший исследовательский пафос вызвал кризис традиционных верований.
Во многих древних городах-государствах на смену монархиям приходили олигархии, где власть принадлежала узкой группе знати. Писаные законы одновременно и гарантировалии ограничивали свободу индивидуума. К 500 г. до н. э. в Афинах господствующим классом стало все свободное мужское население города, и эта политическая система стала называться демократией (от demos — народ и kratia — власть).
Язык новой архитектуры
Желание подчинить мир природы математическому закону выразилось в изменениях специфического языка архитектуры, обусловившей культурную целостность греческого мира. С тягойк роскошив конструкциях таких значительных построек, как храмы, дерево стало вытесняться камнем. Новые, каменные храмы по возможности имитировали своих деревянных предшественников. Торцы поперечных балок, несущих крышу, и бруски,их крепящие, преобразовались в триглифыи капли, украшающие фриз этих новых храмов из камняи отделенные друг от друга свободными пространствами под названием «метопы».
В верхней части колонны появилась характерная капитель, состоявшая из круглого эхина (назван так из-за сходствас морским ежом), подпирающего четырехугольную абаку, на которой покоились каменные блоки антаблемента. Совокупность этих элементов в дальнейшем получила название дорического ордера, поскольку соответствовала архитектурным принципам, принятым в дорийских областях (см. также врезку с соответствующим рисунком).
Простой, прочный и шаблонный дорический ордер состоял из фриза, наглядно выражавшего связь с прошлым, приземистой колонны, но прежде всего — из капители примитивной формы. Со временем, когда научились свободнее обращаться с новой строительной техникой, капитель стала легче. Эта тенденция к декоративности стиля с очевидностью прослеживается на примере резных метоп и колонн с изысканными пропорциями сокровищницы афинян в Дельфах, в которой хранились дары, принесенные прославленному оракулу.
Греческий храм и скульптура
В греческих полисах, за исключением городов, где правили тираны, искусство не использовалосьв пропагандистских целях. Символом греческого города-государства был храм, а не царский дворец. Могущественные греческие боги наделялись чисто человеческими слабостями, что определило их особое место в истории религии: как и люди, они вздорны, завистливы, жадны, вспыльчивы и дажене слишком честны. Это не удивительнов контексте культуры, придававшей такое значение индивидуальной свободе. Прямые и непосредственные контакты между человеком и богом, характерные для греческой мифологии, не встречаются ни в одной другой религии.
Поэтому греческий храм в большинстве случаев не имел массивного и монументального входа: все здание окружала колоннада. В центре, образованном колоннами, стояла статуя бога, которому посвящался храм, религиозные церемонии происходили не в храме, а на площади перед ним. Скульптура украшала два фронтона и метопы фриза. Храм Зевсав Олимпии был построен около 460 г. до н. э. Усиление реалистических тенденций в его пластике указывало на возросший интерес к человеку.Это особенно заметно в статуе Аполлона на запаяном фронтоне.
Индивидуализированные и более живые черты лица, по сравнению с липами куросов, свидетельствуют о значительных изменениях, происшедших за это время. Метопы украшены сценами на сюжет подвигов Геракла. В них видно все то же стремление к реалистичности.В целом для дорийской скульптуры, как и архитектуры, характерен простой и строгий стиль. Интерес к человеку, отличавший философию V столетия, выразился и в греческой скульптуре той эпохи, где несомненно внимание к формам человеческого тела. Его проработка безусловно основывается на наблюденияхза живыми моделями, хотя такие статуи, как «Возница», меньше всего походят на портретные. Правая рука в статуе Посейдона (или Зевса) отведена назад, как у человека, который собирается метнуть копье, что свидетельствует о внимательноми аналитичном наблюдении за натурщиком.То же самое можно сказать о статуе Дискобола.
И хотя одна изображает бога, а другая спортсмена, обе они выполняют почти одинаковую функцию. В статуи атлетов фактически вкладывался тот же смысл: они символизировали высшую степень совершенства, почти идеал. Огромное влияние на дальнейшее развитие скульптуры оказала статуя Дорифора, созданная Поли-клетомв подтверждение его теории
Свежие комментарии