Победа Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне (431—404 до н. э.) означала конец целой эпохи. В 403 г. до н. э. были восстановлены демократические институты, однако афиняне, разочаровавшись в политике, все меньше участвуют в делах государства, все больше внимания уделяют искусству и философии. То была общая тенденция (не только в Афинах), неизбежно ослабившая конфедерацию греческих городов-государств.
Рано или поздно кто-тоиз соседей должен был прельститься столь слабо охраняемыми богатствами. Так и случилось.В 338 г. до н. э. Афины были завоеваны Филиппом, царем Македонии. Его прекрасно обученное войско легко разбило объединенную греческую армию, плохо организованную, утерявшую веру в свои силы. После смерти Филиппа в 336 г. до н. э. его сын Александр унаследовал империю, в которой, может быть впервые в истории, греки оказались по-настоящему объединены.
Для Афин начато IV в. до н. э. было временем политической и социальной нестабильности, что предопределило значительные изменения и в культурной жизни. Если вV в. до н. э. в афинских театрах часто шли сатирические комедии, высмеивавшие различные государственные институты, что было бы невозможно, угрожай им реальная опасность, то в 350 г. до н. э. предпочтение отдавалось остроумным, но беззубым комедиям из семейной жизни. Изменились и принципы изображения человеческого тела.
Обнаженный «Гермес» Праксителя изображен в традиционной для классического периода греческой скульптуры позе отдыхающего человека, когда вся тяжесть тела переносится на одну ногу, в данном случае правую. Однако в новой интерпретации его поза выглядит скорее праздно-ленивойи расслабленной, чем непринужденной. На смену прежней суровой мужественности обнаженных мужских статуй приходит откровенная чувственность. Это впечатление усиливается благодаря вошедшей в моду блестящей и гладкой обработке мрамора. А появление статуй Диониса — бога вина — еще одно неопровержимое свидетельство изменений идеала по сравнению с идеалом мужского образа времен первой Пелопоннесской войны.
Тенденция к прославлению не столько силы, сколько красоты человеческого тела нашла отражение и в женских статуях. «Афродита Книдская» Праксителя — первая из известных обнаженных статуй богинь, которых прежде изображали только в одеждах. Пропорции
человеческого тела становятся более изящными и стройными.Если Поликлет (ок. 450 до н. э.) утверждал, что в идеальной мужской фигуре голова должна укладываться в телене менее8 раз, то Лисипп предпочел для своего «Апоксиомена» (юноши, который счищает с себя скребком песок арены) соотношение 1 к 10, создав гораздо более изящный и грациозный образ юного мужчины, почти мальчика.
Платон и Аристотель
В первой половине IV в. до н. э. многие афиняне сурово осуждали интеллектуальную и культурную атмосферу в их городе, расценив ее как глубоко испорченную. Среди непримиримых критиков был и философ Платон (427—348), ратовавший за твердые нравственные принципы, царившие прежде в Афинах. Эстетическое учение Платона имеет непреходящее значение. Он установил взаимную связь стилистических изменений в греческом искусстве после 400 г. до н. э. с глубокими переменами в афинском обществе. Платон одним из первых стал изучать искусство, а шире — культуру в контексте времени.
Его критика современных нравов в сочетании с идеализацией культуры прошлого свидетельствовала о глубоком неприятии происшедших перемен. Но были и прямо противоположные взгляды. Духовная и культурная жизнь Афин произвела огромное впечатление на Филиппа Македонского, и он пригласил наставником к своему сыну Александру греческого философа Аристотеля. Аристотель был учеником Платона, родом из Фракии — южной области Македонского царства. В отличие от Платона, размышлявшего об идеальном мире, Аристотель больше интересовался реальным миром с его причинно-следственными связями. Он понял, что ради нужного эффекта можно вносить изменения в стиль — идея, имевшая важные последствия для искусства в империи Александра Македонского.
Александр Великий
Александра нельзя было определить иначе, как Великий. Он правил менее 13 лет (336—323 до н. э.), но его харизматический дар, его полководческие данные создали империю, перекроившую карту мира. Аристотель привил ему уважение к грекам как к себе равным, а к варварам — как к рабам. Безоговорочно поверив в превосходство греков, Александр насаждал по всей империи греческую культуру, а управление провинциями и колониями доверил своим военачальникам. После его смерти империя распалась на три огромных царства, которыми правили потомки бывших управляющих. Имперская власть порождает роскошь и чванство. Новые города — среди них Пергам, Ан-тиохияи Александрия — оспаривают у Афин пальму первенства.
Завоевание персидской империи и Египта привили Александру и его преемникам вкус к роскоши. Роскошь и помпезность становятся отличительными признаками искусства, призванного наглядно утверждать превосходство эллинской культуры. В ответна новые требования искусство, достигшее наивысшего расцвета в демократических Афинах, меняет свое лицо. Рождаются новые жанры в живописии скульптуре. Самый характерный пример — создание средствами искусства образа императора, абсолютного монарха,— опыт, давно постигнутый иранским и египетским искусством, но пока неизвестный Афинам. Победа Александра над персидским царем Дарием увековечена в картине, известной нам по мозаичной копии, найденной в Помпеях.
Скульптуры Парфенона (ок.440 до н. э.), установленные во славу греческих военных триумфов, изображали мифологических героев, а рельефы — мифологические сражения. Александр, напротив, в картинах на историческую тему хотел видеть свои собственные подвиги, а не подвиги мифологических богов и героев. Но приемы изображения восходят к классическому периоду в греческом искусстве. Картина утвержда ет априорное превосходство македонског владыки, который представлен предельно про сто и лишен какой-либо искусственносп Александр, победивший в битве, изображе без шлема и верхом, а Дарий, хотя он в шлем и на боевой колеснице, тем не менее проигры вает сражение.
Развитие портрета
До 350 г. до н. э. портрет был мало распрос транен в греческом искусстве. Его развитие эпоху эллинизма отражает возросшее значе ние личности человека. Статуи безымянны атлетов, украшавшие древние храмы, выражали отвлеченный идеал совершенства и не нуждалисьв портретном сходстве. Теперь в статуяхи скульптурных портретах вполне конкретных лиц — Платона, Аристотеля или Демосфена — прославляется не столькоих физическое совершенство, сколько интеллектуальное. До нас дошло немного портретов Александра Великого, однако мы знаем, что его рисовал художник Апеллес, а свои скульптурные изображения правитель заказывал Лисип-пу. Египетские фараоны и персидские цари равнялись на богов, а не на смертных.Эту традицию унаследовали и эллинистические монархи.
В храмах статуи атлетов заменялись статуями императоров и членов их семей. Мавсол, правитель Галикарнаса, дабы окончательно уподобиться богам, приказал установить свою гигантскую статую — прежде подобные статуи посвящались только богам — на вершине собственной усыпальницы. Другие были еще откровеннее в утверждении своего величия и божественной сущности. Так называемая чаша Фарнезе прославляет Клеопатру I, царицу Египта, как правительницу, и (за ней) ее сына Птоломея VI. Рядом с ними в облике величественного старца представлен Нил, держащий рог изобилия. Клеопатра изображена здесь как Изида, супруга Нила, а Птоломей — как Гор, сын богини.
Александрия
Александр основал множество городов. Шестнадцать из них были названы в его честь Александриями, что и явилоськак бы окончательным подтверждением божественного происхождения императора, ведь в Древней Греции городу присваивали имя бога, к примеру Афины или Посейдония (Пестум). Новая столица Египта, Александрия, построена по типу сетки — уличными квадратами. Этот план был придуман в V столетии Гипподамом из Миле-та,и теперь его развернули в виде грандиозной лестницы, воплощающей имперское могущество. Такая планировка создавала эффект сценической перспективы.
Главная улица | Александрии была шириной 33 м, и длиной 7 [ км. Город стал духовным и культурным центром эллинистического мира. Александр и его преемники, убежденные в превосходстве греческой культуры, открывали библиотеки и университеты, способствовавшие ее распространению как составной части образа новой империи. Библиотека Александрии хранила 700 тысяч книг; ученые того времени продолжали расширять границы науки и знаний. Именно в эти годы Евклид изложил свои основы геометрии, а Архимед открыл закон сохранения массы тела. Уже около 400 г. до н. э. греческие ученые доказали, что земля имеет форму шара, но лишь Эратосфен из Александрии рассчитал длину ее окружности, ошибившисьсь при этом всего на 80 км.
Образы власти
В эпоху эллинизма абсолютный монарх являл собой новый тип заказчика с совершенно новыми требованиями. Уже сами по себе географические масштабы империи открывали огромные возможности для взаимных связей и обмена.Это способствовало появлению новых отделочных материалов и развитию техники обработки художественных изделий. Были обнаружены новые драгоценные камни, вроде сардоникса, из которого изготовлена знаменитая чаша Фарнезе. В империи строились новые города, соперничающие друг с другомв роскошии богатстве.
В Пергаме, по примеру Афин, был построен Акрополь. О подражании Афинам говорит не только его ансамбль в целом, но и отдельные архитектурные детали. Главный храм пергамского Акрополя был посвящен Афине, а в библиотеке была установлена копия статуи Афины из Парфенона. Свободная, как бы произвольная планировка города также напоминала древние греческие города. Царский дворец
Свежие комментарии