Около 800 г. до н. э. Италия была населена многочисленными небольшими племенами, память о которых еще до сих пор живет в названиях отдельных провинций: Умбрия, Лигурия, Венето, Лацио. В VIII в. до н. э. на территории Апеннинского полуострова сложились два очага культуры, которые способствовали постепенному восхождению Рима и превращению его в великую империю.
В началеVIII в. до н. э. в Средней Италии возникли первые поселения этрусков. Около 750 г. до н. э. были основаны первые греческие колонии в Южной Италии. До сих пор ученые продолжают спорить, были ли этруски коренными жителями или завоевателями, пришедшими из Восточного Средиземноморья.
Около 600 г. до н. э. они создали городскую цивилизацию, основанную на власти аристократии. Этрурия существовала за счет земледелия и экспорта металлов, главным образом в греческие города-государства. Так же как греческие полисы, этрусские города были независимыми и составляли конфедерацию; объединяющими факторами были культура и религия. Создавая свою культуру, этруски много позаимствовали от эллинов.Они приспособили греческий алфавит к своему языку, не принадлежавшемук группе индо-европейских языков,— кстати, он до сих пор не расшифрован.Для украшения гробниц они использовали образцы греческой вазописи.
А вот интерес, который питали этруски к загробной жизни, отличает их от грекови сближаетс древними египтянами. Их гробницы представляют собой обширные подземные постройки с каменной кладкой, нередко распланированные как улицы с одинаковыми домами по обеим сторонам — образ предельно упорядоченного мира. Выбор сюжетов говорит о любвик роскошии развлечениям, охоте или рыболовству. По свидетельству греческих авторов, этруски любили выпить, что объясняет их предпочтение сценам пиршеств и застолийв росписяхи рельефах.Хотя художественный язык во многом заимствован у эллинов, сюжеты росписей типично этрусские (в частности, греки не одобряли этрусский обычай присутствия женщин на пиршественных трапезах).
Этруски заимствовали прямоугольную планировку и архитектуру греческих храмов с колоннами, добавив кое-какие существенные детали. Греческие религиозные церемонии и обряды происходили на открытом воздухе, а храм фактически быт местом для соответствующих статуй и хранения священных даров. Этрусский храм, напротив, был местом, где священнослужители провозглашали волю богов, толкуя те или иные явления природы или гадая на печени жертвенных животных. Этрусский храм стоял на высоком подиуме, ко входу вела лестница, обнесенная колоннами. В отличие от греческого, храм имел фронтальную композицию: одна из узких сторон являлась как бы фасадом и украшалась портиком, остальные замыкала глухая стена, что подчеркивало фронтальную часть. Над фронтоном помещались статуи. Одна из них — терракотовая статуя Аполлона из Вей — свидетельствует не только об очень сильном влиянии греческого искусства на этрусское, но и о том, что этруски заимствовали образы греческой мифологии.
Становление римской культуры
К концу VII в. до н. э. этрусские правители обосновались в Риме.Они унифицировали мелкие земледельческие общины, основанные латинянами на холмаху Тибра, возле мелководья. Те же этруски заставили высушить болота между Капитолийским и Палатинским холмами. Так, отдельно от культовых зданий Капитолия, возник в дальнейшем новый государственный центр — форум. Рим начал стремительно застраиваться.
Этруски ввели более эффективные методы земледелия, например межевание, утвердили свою религию, свой архитектурный стиль и военные институты. Бурное экономическое развитие города, рост благосостояния его граждан привели к тому, что этрусское царство (ок. 510 до н. э.) сменилось республикой олигархического типа. Рим сохранил в своей культуре многие элементы этрусской культуры, что немало способствовало успешному завоеванию им полуострова, начавшемуся в 500 г. до н. э. Новая республика ознаменовала свое рождение строительством обширной сети дорог, соединивших многочисленные владения Рима.
Греческое влияние
С ростом могущества Рима рождалась и мифология, призванная оправдать его доминирующую роль. Своим благородным предком римляне избрали героя греческого мифа троянца Энея, который после разгрома Трои прибыл со своими людьми в Лацийи поселился там. Одному из его потомков, Ромулу, вскормленному капитолийской волчицей, было суждено стать основателем Рима. Рожденный Афродитой, Эней, как и Ромул, был всего лишь смертным, но при этом живым воплощением мужества — добродетели, которая наряду с военной доблестью, умеренностью и благочестием особенно почиталась римлянами.
У римлян, в отличиеот греков, был силен интерес к своему происхождению. Это подтверждает установление ими точной даты основания Рима — 21 апреля756 г. до н. э. Таким косвенным образом римляне отдавали дань своим легендарным предкам — Энею и Ромулу. Культ предков был у римлян одним из главных. Образ римского патриция, показывающего портреты своих предков, говорит о власти традиций и возрождает римский обычай нести на похоронах восковые маски предков.
Речь идет о посмертных масках, о натуральных изображениях прародителей; и в том, что в республиканском Риме возникла традиция портретов, выполненных с максимальным правдоподобием, нет ничего удивительного. Предназначенные для частного употребления, эти портреты нередко передавали подробности интимного свойства; заслуживает внимания и отсутствие идеализации. Политическая жизнь была своего рода слепком с семейной жизни, только в ином, большем масштабе. Она основываласьна патронате патриция к его clientes, то есть гражданам низших сословий, видевшим в патриции своего покровителя. Патриций защищал интересы clientes, которые, в свою очередь, поддерживали его на политическом поприще, укрепляя тем самым власть патрициев как господствующего класса.
Триумфальное шествие Рима продолжалось, и в 133 г. до н. э. он сделался ведущей державой на Средиземноморье, но, однако, столкнулся со всесилием греческой культуры и философии, которое Греция тщательно культивировала. Ее образ был столь убедителен, что победивший Рим даже не пытался навязать Греции собственную культуру, а, напротив, с восторгоми благодарностью принялся учиться у эллинов.Так же как их предки, этруски, римляне заимствовали отдельные элементы греческой культуры. Римская религия присвоила весь сонм греческих богов: Зевс стал называться Юпитером, Афродита — Венерой, а Дионис — Вакхом. Многие греческие слова были латинизированы, иногда лишь с незначительным изменением смысла.
Греческий термин architekton, в значении распорядитель строительных работ, превратился в architektus,в современном значении проектировщика зданий. Греческие ученые приглашались наставниками и воспитателямив богатые римские семьи, а их научными открытиями восхищались римские ученые мужи, использовавшие свои аналитические способности в более практических целях, например в земледелии или управлении государством. Завоеванные богатства стимулировали любовь к роскоши. Знакомство с греческим искусством вызвало к жизни фигуру знатока, специалиста.
Многие богатые римляне,
Свежие комментарии