Коллекция Сен-Лорана стала предметом спора
Продажа двух китайских статуэток эпохи династии Цин на аукционе Christie’s вызвала резкую критику со стороны властей КНР в адрес организаторов торгов. Оба предмета искусства входили в коллекцию Ива Сен-Лорана, торги которой завершились в среду в Париже.
За бронзовые скульптуры, изображающая головы крысы и кролика, некогда украшавшие зодиакальный фонтан летнего дворца императора Цин Луна «Юаньминъюань», анонимный покупатель выложил из собственного кармана по 15 745 000 евро. С этим «ценником» статуэтки поделили пятое и шестое место в «горячей десчтке» проданных с молотка предметов коллекции.
Предметы ожесточенного спора около 150 лет в числе дворцовых сокровищ были вывезены из Китая французскими и британскими войсками, осаждавшими Пекин. Пять бронзовых статуй фонтана — обезьяна, бык, тигр, лошадь и свинья — смогли вернуться в Китай благодаря государственной компании Poly Group и магнату из Макао Стэнли Хо, выкупивших их на аукционе, и экспонируются теперь в Пекине. Еще одну статую возвратил с помощью частного предпринимателя Национальный фонд сокровищ, занимающийся возвращением награбленных ценностей на родину.
Как настаивает государственное управление по культурному наследию КНР, «фигурирующие предметы были нелегально вывезены из страны«. «В последние годы Christie’s часто продавал предметы культурного наследия, которые были украдены или вывезены контрабандой из Китая», — заявляют в управлении, подчеркивая вместе с тем, что организаторам аукциона неоднократно направлялся призыв снять с торгов обе статуэтки.
Один из адвокатов, защищающих коллекцию китайской бронзы, уже сообщил, что в ближайшее время будет начат законный процесс против нового владельца статуэток. Как сообщает РИА «Новости», КНР не признает итогов аукциона и будет в соответствии с международными конвенциями и китайскими законами добиваться возвращения памятников культуры.
Дни.Ру обратились за комментарием к директору по связям с клиентами Christie’s в России и странах СНГ Сандре Недведской. «Все, что я могу сказать, это то, что они ушли за 15 000 000 евро каждая, обе — в частную коллекцию. Не могу прокомментировать ситуацию: мы продали две эти работы, это факт, известный всем», — сообщила представитель аукционного дома.
По ее словам, торги на протяжении всех трех проходили в праздничной атмосфере. «События такого масштаба уже очень давно никто не видел. Эти торги были аукционом века. Выставку посетили до самого аукциона более 300 000 человек, публика стояла по пять часов в очередях, чтобы взглянуть на эти необыкновенные работы. Во время аукциона на каждой его сессии присутствовало порядка 1500 человек».
Топ-лотом стало полотно Анри Матисса «Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах», 1911 года, ушедшее с торгов за 35 900 000 миллионов евро. «Это, конечно, рекорд и огромная цена за эту работу, — прокомментировала Сандра Неведская. — Эта картина Матисса после 1911 года никогда не выставлялась на аукцион, поэтому это была единственная возможность для коллекционеров приобрести работу такого уровня«.
16 произведений искусства были проданы за суммы, превышающие 5 миллионов евро, 61 работа ушла с аукциона за суммы более одного миллиона евро. Вырученные средства будут направлены в фонд Пьера Берже и Ива Сен-Лорана на научные разработки по борьбе со СПИДом.
Друг знаментого маэстро моды Пьер Берже отметил, что его ожидания оправдались и торги, на которых была представлена коллекция, собранная им совместоно с Ивом Сен-Лораном, «стали поистине триумфальными». «Результаты торгов превысили все наши ожидания и подтвердили большой потенциал парижской площадки для проведения столь крупных торгов. Результаты также продемонстрировали, что, несмотря на сложные экономические условия, величайшие художественные произведения всегда останутся в цене и найдут своих покупателей», — процитировали его слова в пресс-служба Christie’s в России и СНГ.
По мнению президента аукционного дома Эдварда Долмана, торги подтвердили, что «арт-рынок выстоял, а редкие и исключительные работы с непревзойденным провенансом продолжают привлекать огромное внимание коллекционеров и пользуются невероятным спросом».
Глава международного департамента «Искусство импрессионизма и модернизма» Томас Сейду также поделился своими впечатлениями: «Мы стали свидетелями ожесточенной войны ставок со стороны большого числа покупателей по телефону на редкие и исключительные работы, каждая из которых обладает безупречным провенансом и находится в отличном состоянии».
Общий итог торгов коллекцией Ив Сен-Лорана за три дня аукциона составил рекордные 374 миллиона евро. В топ-10 лотов, помимо уже упомянутых лидера и скульптур, вошли «Портрет мадам Л.Р. 1914-17» Константина Бранкузи (1876-1957) (мировой ценовой рекорд на произведение художника — 29 185 000 евро), кресло, украшенное драконами, авторства Эйлин Грей (1878-1976) (мировой рекорд на произведение Грей и мировой рекорд на произведение декоративно-прикладного искусства и дизайна XX века — 21 905 000 евро), «Роберт и Ческа Валуа, композиция в синем, красном, желтом и черном», 1922, художник Пит Мондриан (1872-1944) (мировой ценовой рекорд на произведение автора — 21 569 000), «Композиция с решеткой 2, 1918 & 1942» того же Пита Мондриана (второй ценовой результат на произведение художника — 14 401 000 евро), «Чашка чая» Фернана Леже (1881-1955) (11 489 000 евро), «Возвращающийся», 1918, Джорджо де Кирико (1888-1978) (мировой ценовой рекорд на произведение художника — 11 041 000 евро), «Портрет Альфреда и Элизабет де Дро», около 1818, Теодора Жерико (1791-1824) (мировой ценовой рекорд на произведение художника — 9 025 000 евро). Все предметы были куплены анонимно, и только в одном случае был указан «дилер из Европы».
Свежие комментарии