«Гоголь и Достоевский – это и наше все»
Находясь в Москве, знаменитый режиссер успел открыть две персональные выставки: «Fetish» и «The Air is on Fire» («Аура страсти» в русском переводе) в Центре современной культуры «Гараж» и Фонде культуры «Екатерина» соответственно – и презентовал свою первую и на сегодня единственную книгу «Поймать большую рыбу», своеобразную автобиографию, рассказывающую о прелестях трансцендентальной медитации.
«Большая рыба» Дэвида Линча носит подзаголовок «Медитация, осознанность и творчество». Кажется, в этом порядке сейчас и расставлены приоритеты режиссера. По крайней мере, на пресс-конференциях было заметно, что Линч явно скучает, отвечая (вернее, отшучиваясь) на традиционные вопросы вроде «Как вам Москва?» и «Кто убил Лору Палмер?».
Рассказывая о трансцендентальной медитации, режиссер преображался на глазах: в голосе появлялись живость и настойчивость, а его самого переполняла некая энергия. Несмотря на то что Линч прямым текстом попросил не задавать вопросов о кино («Только не задавайте мне вопросов о кино. Я сейчас в первую очередь художник и новых фильмов в ближайшее время снимать не буду»), без них не обошлось.
В ответ на провокационное утверждение о том, что фильмы Линча отличаются своей мрачностью, режиссер довольно изящно «перевел стрелки»: любой творец, подобно фотографу, запечатлевает окружающий его мир, и это вовсе не его вина в том, что мы живем в настолько темном и зловещем мире.
На вопрос о том, почему Линч предпочитает сотрудничать с Анджело Бадаламенти (автор музыки к большей части картин режиссера), последовал ответ: «Саундтрек должен не просто подходить к картине или дополнять ее. Он должен быть на ней женат. А при подборе песен я всегда руководствуюсь интуицией – это, пожалуй, один из немногих инструментов, что качественно работает и никогда не подводит».
Здесь необходимо отметить, что сам Линч неравнодушен не только к живописи и фотографии, но и состоялся как композитор. В этом качестве он работал над картинами «Голова-ластик», «Дикие сердцем», «Твин Пикс: Огонь, иди со мной», «Малхолланд Драйв». Под своим именем он записал несколько альбомов с Жоселин Монтгомери и Джули Круз, а под псевдонимом Blue Bob (Голубой Боб – квинтэссенция ночных кошмаров режиссера, по его собственному признанию) выпустил сольный альбом.
Среди групп, вдохновленных фильмами Линча, Coil, Fantomas, Apoptygma Berzerk, не чуждался творчества режиссера и Мэрилин Мэнсон, а The Pixies, The Wedding Present, Miranda Sex Garden и Adamski выпустили ремейки его песен.
Поговорил режиссер и о своем увлечении русской литературой, хоть и кокетливо признался сначала, что не очень-то и начитан. «Преступление и наказание» Достоевского меня зацепило тем, что это, в сущности, очень простая история. Однако она настолько глубоко проникает в природу человека, что даже начинаешь чувствовать боль. До Достоевского я никогда не испытывал такого психологического кошмара».
Свежие комментарии