10 фильмов-победителей Каннского фестиваля
Жюри Каннского фестиваля, чье слово является веским для многих ценителей качественного «кино не для всех», вскоре приступит к совещанию – ведь уже сегодня состоялось открытие этого ожидаемого события. Прежде, чем загадывать, кто возьмет «Золотую пальмовую ветвь» в этом году, Дни.Ру предлагают своим читателям проследить судьбу тех картин, что победили в Каннах в последние 10 лет.
Не достигшие адресата
Даже гордецы в среде кинематографистов признаются в том, что участие в Каннском фестивале сыграло – или сыграет в их творческих судьбах большую роль: временами даже статуэтка «Оскара» кажется им не столь вожделенной, чем заветная Каннская «Ветвь». Традиционно именно Канны в кинематографе, как Париж в парфюмерии, являются законодателями вкусов и моды в киноиндустрии, когда как Голливуд в последние годы у многих ассоциируется с коммерциализацией и профанацией искусства. Однако, как ни привлекательно сияет венец победителя, не все золото, что блестит, привлекает аудиторию: не многие фильмы, взобравшиеся на вершину Каннского Олимпа, доходят до основной цели – зрителя.
Так, картина братьев Жан-Пьера и Люка Дардьенн «Розетта», удостоенная «Золотой пальмовой ветви» ровно десять лет назад, так и покрылась пылью времен на полках музыкальных и видеомагазинов. Отчего фильм приглянулся кинокритикам и жюри, кажется делом очевидным: история о барышне, кидающейся на поиски работы и прочь от пьющей матери, привлекает всех – и поклонников первой литературной мыльной оперы «Джейн Эйр», и почитатели «400 ударов» Трюффо. Почему не попал в руки российским зрителям – понятно: в 1999-м году наша собственная киноиндустрия только проклевывалась из скорлупы постсоветской спячки, и мы едва успевали отслеживать западные блокбастеры, не говоря уже об артхаусе. Как вышло, что «Розетта», имея 8 международных наград, не дошла до многих европейцев – неизвестно.
Тем не менее, замечательно сложилась судьба у создателей образа этой милой девочки. Эмили Декьенн становилась «лучшей актрисой» целых пять раз, и с момента триумфа в Канне соседствовала с Венсаном Касселем в мистическом триллере «Братство волка». А оба режиссера, Жан-Пьер и Люк Дардьенн, стали лауреатами Канн через 6 лет, в 2005-м. Драма о чудовищном проступке нищенствующего мужа – продаже собственного младенца на черном рынке – впоследствии оказавшегося в тюрьме, «Дитя», стала «пальмоносным» камбеком братьев Дардьенн в Канны. Однако эффект, произведенный на зрителей картиной «Дитя» (заработавшей помимо «ветви» еще 10 важных наград), даже не смог перебить успеха, которого в том же году добились картины, получившие «гран-при» и «специальный приз» — «Сломанные цветы» Джима Джармуша и «Город грехов» Роберта Родригеса.
Не многие фильмы, взобравшиеся на вершину Каннского Олимпа, доходят до основной цели – зрителя»
Несколько лучше образовалась ситуация вокруг обладателя «Золотой пальмовой ветви» 2007 года – румынской картины Кристиана Мунджиу «4 месяца, 3 недели, 2 дня». По сюжету фильма одна из героинь оказывается беременной и делает аборт, запрещенный в то время, почти у первого встречного человека, платить за услуги которому приходится ее подруге, причем собственной девственностью. Причина, по которой сия психологическая драма снискала успеха в европейских странах, ясна: помимо художественной ценности, кинолента несет в себе и политическую. В описываемое в картине время – последние годы правления Чаушеску – Румыния была страной, фактически влезшей в долговую яму перед соседями в конце 80-х, потому можно считать фильм Мунджиу, номинированному даже на «Золотой глобус» своеобразным реверансом в сторону натерпевшихся соседей.
Своеобразным завсегдатаем Канн в этом списке является «итальянский Вуди Аллен» Нанни Моретти: он получил это прозвище за то, что взял за правило отводить себе ведущие роли в своих же комедийных фильмах. Прежде, чем отхватить первый приз в 2001-м году с фильмом «Комната сына», Моретти вставал в очередь за «Золотой пальмовой ветвью» целых пять раз, попав в конкурсную программу фестиваля с дебютной картины «Ecce bombo». Добыть победу, однако, Моретти довелось с кинолентой совершенно противоположного толка: вымученная история о психоаналитике, потерявшем сына, но все равно вынужденном лечить чужие травмы, есть собирательный образ американского «Целителя Адамса» с Робином Уильямсом и более позднего «Скафандра и бабочки» (получившего в Канне приз за лучшую режиссуру в 2007-м). «Комната сына» получила 9 кинонаград европейских фестивалей, и, тем не менее, почти не получила резонанса у обычных зрителей.
Чего не скажешь о картине мастера сурового реализма Кена Лоуча «Ветер, что колышет вереск»: выбранная им тема – борьба Ирландии за независимость – как часто случалось с его картинами, оказалась наиболее актуальной. До сих пор в этом государстве Западной Европы не утихают противоречия, связанные с осознанием собственной отдельности и аграрности , Столетие же назад на баррикадах велись ожесточенные бои с британской армией – важность описываемой проблемы и мастерское ее преподнесение британским классиком Кеном Лоучем принесли картине победу на Каннском фестивале в 2006-м году, а менее просвещенным в «другом кино» зрителям подарили возможность знакомства с творчеством этого режиссера.
Фавориты
Некоторым кинолентам, прошедшим через тернии Канн, все же, посчастливилось прославиться не только среди фестивальной публики, но и полюбиться более широкой аудитории даже в России, где массовый зритель не столь чувствителен к европейским победам.
Правда, например, лауреата Канн прошлого года, фильм «Класс» (оригинальное название «Entre les murs») Лорена Канте, из-за названия часто путают с эстонским фильмом Ильмара Раага о жестоких подростках. В картине Канте тоже повествуется о тинейджерах, но под менее радикальным углом: речь идет о годе жизни в классе французской школы для детей-иммигрантов, плохо знакомых с языком и историей страны, в которой живут. Фильм Лорана Конте задел за живое и американских академиков, номинировавших его на «Оскар» – Россию экранизацию биографии Франсуа Бегодо познакомил Сэм Клебанов. На волне популярности фильма Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» анемичность картины Конте выглядела здесь особенно контрастно.
Среди обладателей «Золотой пальмовой ветви» не мог не оказаться кинопамфлет Майкла Мура «Фаренгейт 9/11», чья победа на кинофестивале в 2004-м ознаменовала ироничное позиционирование Канн в среде своего бытования, а так же охарактеризовала политическое отношение кинематографистов к Америке. Своевременный отклик Мура на события в Афганистане, компетентность Джорджа Буша и трагедию 11 сентября 2001 года принес Майклу Муру мировую известность, а его киноленте целых 20 наград, среди которых, между прочим, призы Ассоциации Голливуда, Вашингтонской ассоциации кинокритиков и даже премия Сараево.
Вызов Системе за год до Майкла Мура бросил и конформист среди артхаусных творцов Гас Ван Сент с фильмом «Слон» – в 2003-м, помимо главного приза, он унес из Канн еще две награды, включая за «Лучшую режиссуру» и приз Национальной французской образовательной системы. Фильм, ставший визитной карточкой Ван Сента в попкультуре, одновременно вдохнул жизнь и в уже существующий кинематографический мотив: подростковый террор и несогласие с правилами взрослого мира: начали его еще «Генералы песчаных карьеров», а в современной культуре чуть позже представили «Чамскраббер» Арье Посина, вышеупомянутые произведения Конте, Раага и Германики и многие другие.
Самой ожидаемой, но от этого не менее заслуженной победой в Канне явилась кинолента Ларса фон Триера «Танцующая в темноте»: фильм, получивший в 2000-м году первый приз, завершал трилогию режиссера, чьей составляющей стали фильмы, уже вошедшие в золотой фонд мирового кинематографа — «Рассекая волны» и «Идиоты». История о слепой женщине, рискующей своим здоровьем и жизнью ради будущего сына, потрясла зрителей по всему миру еще и потому, что главную роль в фильме сыграла исландская певица Бьорк. И если ее австралийские коллеги подарили картине Кена Лоуча «Ветер, что колышет вереск» название, то в случае с «Танцующей в темноте» уже сама Бьорк наделила своею героиню несколькими своими качествами – отрешенностью, непосредственностью, нестандартностью мышления, атмосферой непознанного. Фильм был удостоен 21 наградой, однако «Оскар» у него увел «Гладиатор» Ридли Скотта.
И, наконец, абсолютным чемпионом по числу наград, премий и зрительских симпатий, является победитель Каннского фестиваля 2002-го года «Пианист». Картина Романа Полански нашла отклик в сердцах всего мирового сообщества: тема Второй мировой войны и геноцида народов и поныне жива в людских сердцах. Печально, что композитор Владислав Шпильман, по мотивам биографии которого Эдриен Броуди прошел свой путь до «Оскара», не дожил до премьеры и победы фильма. Кроме того, фильм, получивший 3 премии Академии, «Золотую пальмовую ветвь» и еще 40 наград, является напоминанием о первом Каннском фестивале, намеченном на 1939-й год и отмененном из-за Второй мировой войны. Подобные киноленты, способные встать в один ряд с произведениями Феллини, Антониони, Пазолини, Висконти и других классиков мирового кинематографа – своего рода бриллианты в короне любого кинофестиваля, и то, что они, все же, находят выход на зрителя, вселяет надежду на долгую жизнь хорошего кино.
Свежие комментарии