Бюджетные авиаперевозчики России: какой выбрать?
В России существует три отечественных бюджетных авиаперевозчика: SkyExpress, Авианова и Red Wings. Цены на билеты этих авиакомпаний сравнимы с железнодорожными, а иногда и значительно дешевле них. Насколько авиаперелет экономит время — все мы представляем. Однако за счет чего авиаперевозки столь дешевы? Не за счет ли качества услуг, а главное нашей безопасности?
В преддверии Нового года и в самый разгар «мандаринового сезона» мы решили навестить подругу в Абхазии и заодно посмотреть страну. В Абхазию можно доехать несколькими маршрутами. Маршрут первый: на поезде до Адлера, потом на маршрутке до границы, пешком через границу и на маршрутке же по Абхазии до места назначения. Маршрут второй: на поезде до пгт Веселое, проезжаем границу, потом вагоны цепляют к сухумской электричке, доплачиваем там за проезд по Абхазии до нужной станции. Маршрут третий: самолетом до Адлера, на маршрутке от аэропорта до границы. Пешком через границу, на маршрутке в пункт назначения.
При выборе первого маршрута до Адлера поезд довезет вас за день и пятнадцать часов. Минимальная стоимость билета до Адлера — 1421 руб (на 24 декабря).
Маршрутка от железнодорожного вокзала в Адлере до границы едет не более получаса. Проезд стоит 80-100 руб. Пограничный досмотр тоже очень недолгий, хотя все зависит от длины очереди. Маршрутка от границы до Сухуми будет стоить еще 100 руб. (до Гагры дешевле всего — 50 руб.). Обратный билет Адлер-Москва будет стоить еще 1672 руб (на 8 января). Итого на двоих туда-обратно: 1421×2(туда)+1672×2(обратно)+100×4 (маршрутки)=6586 руб.
При выборе второго маршрута до Веселого можно добраться за день и десять часов, плюс прохождение границы, плюс проезд по территории Абхазии — в два дня вы уложитесь. Минимальная стоимость билета на поезд до Веселого — 1533 руб (на 24 декабря). Еще 500 рублей уйдет на доплату за проезд по территории Абхазии. Обратно минимальная цена — 1672,81 руб (на 11 января). Итого на двоих туда-обратно: 1533×2 (туда)+1672×2 (обратно)+1000 (доплата по Абхазии)=7410 руб.
И, наконец, третий маршрут: авиаперелет. Заходим сначала на самый первый сайт, который приходит в голову: небезызвестный Аэрофлот. У Аэрофлота бывают акции, благодаря которым можно заказать билет по тарифу промо-эконом. Билет в Сочи по этому тарифу можно купить за 750-1500 руб. Однако будьте внимательны: это цена без топливных сборов. Дешевые билеты Аэрофлота разлетаются с бешеной скоростью, поэтому необходимо постоянно мониторить специальные акции. на сегодняшний момент в Сочи и обратно со всеми сборами эконом-классом можно вдвоем улететь за 18178 руб. — это, согласитесь, довольно много за два часа полета. Мониторить спец-акции Аэрофлота и других компаний удобно на сайте 2avia.ru.
Вобщем, Аэрофлот мы сразу отмели. Даже в то время, когда мы заказывали билет на 20-е числа декабря (а было это примерно за месяц до предполагаемой даты отлета), супер-экономных билетов на интересующее нас направление уже не было. И вот тогда мы обратились в авиакомпанию, специально ориентирующуюся на продажу дешевых билетов — SkyExpress. На два билета до Адлера и обратно со всеми сборами у нас ушло 7996 рублей. Мы забронировали билеты в Интернете не вставая с дивана и выкупили их на следующий день в ближайшем центре связи «Связной». Сравните с ценами на поезд, и поймете — разница очень небольшая, больше уйдет на еду-питье в поезде, который «допыхтит» до вожделенного Адлера почти за двое суток.
За счет чего билеты SkyExpress такие дешевые? Очень просто: в билеты не включены никакие дополнительные услуги. Еда на борту, выбор места в самолете, оплата дополнительного веса багажа (если он превышает 15 кг на человека), страховка за задержку вылета — все это можно заказать отдельно по желанию пассажира. Я считаю такую политику очень справедливой. На два часа полета нам совершенно не нужно питание на борту. Нам без разницы, где сидеть в самолете, а багажа мы берем с собой по минимуму.
Наш вывод прост — если путешествовать, то лететь, если лететь — то бюджетными авиалиниями.
В России подобные авиакомпании-дискаунтеры лишь зарождаются, а вот на Западе они уже давно стали нормой.
В нашей же стране авиакомпаниями-дискаунтерами до недавних пор считались четыре авиаперевозчика: упомянутая выше SkyExpress, Авиаnova, Red Wings и калининградская KDavia. Последняя не выдержала испытания кризисом: крупнейший перевозчик Калининградской области в ноябре прошлого года оказался на грани закрытия за долги, которые уже в то время достигли 9 млрд руб. Потом ее некоторое время финансировал банк «Санкт-Петербург», однако банк скоро устал ждать, когда до авиакомпании дойдут обещанные правительством антикризисные деньги. Правительство Калининградской области в марте 2009 года заявило, что все же поддержит перевозчика. Сейчас компания отменила полеты по всем направлениям, кроме направления Москва-Калининград-Москва, и ждет кредит на полтора миллиарда рублей, который должен поступить на счета KDAvia равными траншами в 2009, 2010 и 2011 году. Мы надеемся, что авиаперевозчик все-таки выкарабкается. Это была единственная российская авиакомпания, которая предоставляла возможность за дешево улететь в страны Европы.
Что касается SkyExpress и АвиаНова, то с ними удобно путешествовать по России и ближнему зарубежью. Так, на сайте SkyExpress можно забронировать билеты по следующим направлениям: Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Мурманск, Ростов-на-Дону, Калининград, Тюмень, Екатеринбург, Пермь, Самара, Челябинск. В 2009 году открыли еще одно направление — Краснодар. Летать можно из Москвы из аэропорта Внуково в эти города и обратно. В 2009 году обещали открыть еще направления Москва-Уфа и Москва-Волгоград, но пока не открыли. Главный коммерческий принцип SkyExpress — авиабилеты должны быть чуть дороже, чем билеты на поезд, но дешевле, чем у других авиакомпаний. Что ж, теперь этот принцип будет сложно воплотить в жизнь. У SkyExpress недавно появился серьезный конкурент — компания АвиаНова.
Она открыла свои двери для пассажиров только в августе 2009 года. Причем позиционировалась «Авианова» изначально как самая бюджетная авиакомпания в России. Обещали, что цены на билеты у нее будут на 30-40% ниже, чем у других перевозчиков, включая, кстати, SkyExpress. Так ли это? Я попробовала забронировать билеты в Сочи на те же даты, что взяла в SkyExpress. В сумме оказалось, действительно, значительно дешевле — билеты на двоих туда-обратно обошлись бы нам не в 7996 рублей, а всего в 4 715,56 рублей. Жаль, что я так поздно задумала написать этот материал! Полететь с АвиаНова можно также в Казань, Набережные Челны, Самару, Ростов-на-Дону, Краснодар и Астрахань.
Кстати, еще один, на мой взгляд, позитивный момент: АвиаНова, в отличие от SkyExpress, не ставит себе целью во что бы то ни стало завлечь клиента с помощью бесчисленного числа так называемых «акций» и «скидок», которые на самом деле таковыми не являются. На сайте авиакомпании четко оговорено, что чем раньше вы бронируете полет, тем ниже его стоимость — это очень распространенная практика среди low-cost авиакоманий. Сайт же Sky Express пестрит разнообразными обещаниями супер-дешевых полетов, на удочку которых вплоне может попастся человек, впервые имеющий дело с авиакомпаниями типа Low-cost ( с нами так и случилось). Уважаемые путешественники, не забывайте, что цена билета 1 рубль — это цена без учета многочисленных сборов, которые превратят рубль в несколько тысяч.
Однако, может быть, у авиакомпаний отличаются условия поездки, или парки самолетов сильно разнятся по качеству?
Сравним условия дополнительных сервисов этих авиакомпаний.
1. Страхование. Авианова предлагает програму страхования от несчастных случаев во время перелета. Стоимость программы — 50 рублей. Деньги — 200 тыс рублей страховых выплат — вы (или ваши родственники), правда, получите только в крайних случаях: если несчастный случай закончится вашей постоянной частичной или полной нетрудоспособностью, или смертью. У SkyExpress программа дополнительного страхования более широкая. Она страхует не только при несчастных случаях и смерти (страховые выплаты составляют 200 тыс. руб), но и при потере и порче багажа (если такое случится, вам обещают выплатить12 тыс. рублей). Последнее в российских условиях мне кажется достаточно необходимым. За комплексную программу страхования придется доплатить чуть больше, чем в АвиаНове — 150 рублей.
2. Дополнительный багаж. По версии SkyExpress, 15 кг багажа можно провозить бесплатно. АвиаНова за бесплатно предлагает провозить только не более 10 кг — кк ручную кладь. Обе авиакомпании предлагают услугу доплаты за лишние килограммы ваших чемоданов. В SkyExpress можно доплатить 650 рублей за лишние 15 кг — получается дешевле, чем та же услуга в аэропорте, однако что, если мой багаж превышает бесплатную норму всего на пару килограммов? Зачем мне покупать перевес в 15 кг? В АвиаНове система иная — там платят не за килограммы, а за чемоданы. Если к ручной клади в 10 кг вам нужно взять еще одну сумку, то она будет стоить вам дополнительных 300 рублей.
3. Еда на борту. С АвиаНовой забронировать питание на борту заранее вы не сможете. В самолете вам выдадут меню с расценками, где можно будет выбрать что-нибудь из сэндвичей, закусок и сладкого. Традиционно выпить вам предложат воды, чай/кофе и алкогольные напитки. Что касается Skyexpress, то на сайте вы можете сразу забронировать Sky Box — бортовой обед. Это будет стоить 300 рублей. Впрочем, даже если не забронировали, не беда: у «Скай» есть еще бортовое Express cafe. Меню выложено на сайте. Цены, впрочем, не сказать, чтобы радужные — эконом-ланч с соком, плавленными сырами и вафлей за 170 руб, столько же будет стоить сэндвич. Кофе выйдет в 30 руб, чай — в 20 руб. Попить 0,5 пива можно за 120 рублей, так что выгоднее сразу брать литр водки — 200 руб.
Вообще, дополнительные услуги у SkyExpress богаче и разнообразнее. SkyExpress предлагает еще множество дополнительных услуг, которых нет у АвиаНовы, но набор, что называется, для ленивых и вряд ли относится к low-cost категории. Так, можно вместе с билетами заказать такси, арендовать автомобиль, забронировать номер в отеле и т .п
Теперь о парках самолетов. У Sky Express в парке -не особенно удобные для пассажиров Боинги 737-300 и 737-500. А вот у АвиаНовы — сравнительно новые Airbus A320. По мнению специалистов, последние будут получше…и уж точно поновей.
Ну а что же третий перевозчик, Red Wings? У авиакомпании нет собственного сайта, так что информация о ней достаточно ограничена. Эта компания ранее могла быть вам известна под названием «Авиалинии 400». Авиаперевозчик специализируется на чартерных рейсах на популярные курорты. Зарубеж вылететь с Red Wings можно в Анталью, Барселону, Бодрум, Даламан, Измир, Пальма-де-Майорку, Пардубицу, Сплит, Стамбул, Хургаду, Шарм-Эль-Шейх. Это объясняется тем, что авиакомпания напрямую связана с немецким авиаперевозчиком Blue Wings. Акции и той и другой компании принадлежат россйиской Национальной резервной корпорацией (НРК). Отличительная черта Red Wings в том, что авиакомпания является единственным российским авиаперевозчиком, патриотично эксплуатирующим наши ТУ-204. Ну что ж, эти самолеты сегодня могут сравниться с теми же 737 Боингами предыдущего поколения.
А что же говорят люди, летавшие тремя российскими авиакомпаниями-дискаунтерами? На форуме Airlines-inform отзывов великое множество. Перед полетом настоятельно рекомендую их почитать. На форуме — множество отзывов о SkyExpress, причем очень большое количество негативных. Говорят о недостойном обслуживании, «грязных списанных боингах», задержках вылетов. Несколько человек рассказывали, что вместо Боинга их сажали на древний ЯК. Но с другой стороны последний отзыв внушает оптимизм. Гость пишет: «я впервые воспользовалась услугами Ская совсем недавно. Летала в Калининград 29.11-01.12. Билет взяла через сайт за 3000руб. Вылетели и туда и обратно точно по расписанию. Мне понравилось все: быстрая регистрация и посадка в самолет, разноцветная форма бортпроводников, приветствие пилота, краткий рассказ о достопримечательностях Калининграда и то что мне предлагают выбор платить или не платить за ланч в самолете, за страховку, за перевес багажа и другие доп. услуги«.
Авианову форумчане в основном хвалят. Вот как отзывается о полете с АвиаНовой Денис: «Как и обещал даю маленький отчёт о перелёте с «Авианова». Летел 11/11 Москва- Самара. Всё отлчино. На регистрации никаких проблем- всё чётко и быстро. На «злых»/»добрых» тёток-регистраторш никогда не обращаю внимания) Потом досмотр, зона вылета и посадка в самолёт. Вежливый персонал, общительный КВС(кажется, Сергей Морозов). Правда была задержка минут на 20. Через каждые минут 5 приносили извинения. Ну что касается задержек, не припомню, что хотя бы одна авиакомпания вылетала в точности в назначенное время (при этом извинений не дождёшься). Однако, повторяю задержки от 10 до 20 минут не имеют ни малейшего значения, это нормальная пркатика. Самолёт чистый. Плавный взлёт. Вежливый стюардессы. — улыбались девушки искренне. 1-20 полёта. Вот и Самара. Словом ставлю твёрдую. 5! Желаю авиакопании дальнейшего процветания. Так держать, ребята«. Впрочем, отзывов об АвиаНове пока мало. Компания слишком молода!
А вот что пишут о компании Red Wings: «недавно прилетели с мамой из Барселоны….не дай бог еще летать этой авиакомпанией все негативные отзывы подтвердились на практике…мрак…в нашей многолетней практике путешествий такой бардак с вылетом еще не происходил.А в конце рейса нас вообще над окрестностями Москвы возили 20 минут якобы из-за загруженности аэропорта…». И совершенно другой отзыв: «Здравствуйте. Летала с а/к «РЕД ВИНГЗ» 4раза. Впечатление отличное. Никаких задержек рейсов не было. 204 ТУшки — красавчики. Приятные стюардессы, замечательные стюарды. Отдельное спасибо старшему бортпроводнику Олегу и первому пилоту Алексею (фамилии,к сожалению, не знаю). РЕД ВИНГЗ, спасибо за приятные полеты!»
По итогам полета со SkyExpress, обязательно оставлю свой отзыв. Пока же ясно одно: по России выгоднее стало летать, а не ездить на поезде. Правда, у российских бюджетных авиакомпаний пока не слишком обширная география. но с развитием этого бизнеса она, несомненно, будет расширяться. Если же вы хотите дешево улететь в другие страны мира, то воспользуйтесь услугами иностранных low-cost компаний, работающих в России. Например, в Европу летает латвийская AirBaltic, Air Berlin — второй крупнейший авиаперевозчик Германии, итальянская Wind Jet. Подобрать наиболее дешевые билеты можно на удобном сайте skyscanner.ru.
Свежие комментарии