Какой музей посетить в Роттердаме?
Центральная часть Роттердама, уничтоженная фашистской бомбардировкой, застроена по проектам знаменитейших архитекторов мира. От этой безупречности веет легким холодком. У порта стоит статуя работы Цадкина: человеческая фигура с отверстием в груди и в ужасе воздетыми к небу руками – трагический символ города с вырезанным сердцем. А в одном из старых кварталов находится музей, носящий имя двух коллекционеров: Бойманса и ван Бёнинга. Первому из них музей обязан своим возникновением в 1849 г., коллекции второго определили состав музейного собрания.
Экспозиция живописи в музее начинается с произведений нидерландских мастеров XV-XVI вв. Среди них первое место принадлежит работе Яна ван Эйка, основателя нидерландской школы живописи, «Явление ангела женам-мироносицам». Коричневатые скалы окружают центральную сцену. Темный пейзаж вносит ноту таинственности. Вдали он становится светлее и просторнее. Направо дорога поднимается к замку на холме, налево в низине громоздится город. Из-за скал струится слабый утренний свет на розовеющие башни Иерусалима. Это первое в мировой живописи изображение утреннего освещения. К гробнице приближаются три женщины, принесшие священный елей – миро, чтобы умастить тело умершего Христа. Ангел, присевший на крышке саркофага, сообщает им, что Христос воскрес и покинул гробницу.
![]() |
«Явление ангела женам-мироносицам» Яна ван Эйка |
В музее находится «Вавилонская башня» Брейгеля Старшего. Все помнят библейский рассказ об этой башне. В Нидерландах же «вавилонское столпотворение» служило аллегорией людской глупости и греховной самонадеянности, но содержание картины к этому не сводится. Мощная башня вздымается над плоским побережьем. Оно поднялось выше облаков. Люди кажутся рядом с ним еле заметными точками, а картина прославляет величие их труда, поражает мощью художественного языка, широтой взгляда на мир. Произведение Брейгеля многозначно и сложно, как и все его творчество, которое завершает 150-летнее развитие нидерландской живописи и предвосхищает искусство XVII в.
![]() |
«Вавилонская башня» Брейгеля Старшего |
В музее представлены пейзажи Геркулеса Сегерса, который работал в своеобразной технике цветного офорта. Две его картины находятся в Роттердаме. Это полуфантастические пейзажи. Причудливые холмы и скалы обрамляют долину, которая простирается вдаль и где-то на горизонте соединяется с небом. Сегерс первый вводит в искусство изображение теней, брошенных на землю облаками.
Офорты Сегерса ценил и покупал Рембрандт. Здесь находится один из портретов его сына – Титуса ван Рейна. Мальчик сидит за высоким пюпитром и что-то пишет. Подперев рукой подбородок, он прервал свою работу и задумался. Мягко выделяются темно-красные манжеты и берет. Но ни теплые пятна, ни золотистый цвет не добавляют жизни в печальное лицо. В образе Титуса можно увидеть самого художника: его боль и тревогу.
Наиболее обширна в музее коллекция голландской живописи XVII в. Например, пейзаж Арента Арентса Кабеля и произведения Якоба ван Рёйсдаля, работы Франса Хальса и Бейтевега, Терборха и Эмануеля де Витте.
Ван Бёнинген увлекался эскизами Рубенса и здесь есть 20 эскизов мастера.
Тонкой красотой, выражением напряженной внутренней жизни поражает небольшая мраморная фигура Марии, входившая в группу «Благовещение». Это работа Джованни Пизано – представителя поздней готики.
В конце XV в. флорентийский мастер Якопо дель Селлайо украсил живописью деревянный ларь для приданого. На доске, расписанной Селлайо изображены три сцены из легенды об Орфее и Эвридике. Орфей пленяет музыкой пастухов и их стадо. Его возлюбленная Эвридика убегает от преследования пастушьего бога Аристая и ее кусает большая змея. Боги преисподней уносят Эвридику в подземное царство. Голые камни, мрачные скалы окружают долину реки, на берегах которой разыгрываются история гибели Эвридики. Среди скал вырастают деревья, бродят олени, а в темной зелени у ног красавицы мелькают белые цветочки. В Музее западного и восточного искусства в Киеве находится другая работа Селлайо из той же серии. Она воспроизводит следующий эпизод легенды – безуспешную попытку Орфея вывести Эвридику из преисподней обратно на землю.
![]() |
Портрет Николаса, сына Рубенса |
Среди картин венецианских мастеров выделяется «Портрет мальчика» кисти Паоло Веронезе. Портрет прост, но живопись отличается блестящим мастерством. Внимание художника сосредоточено на внешнем облике подростка, но от него не ускользает и оттенок беспокойства, еле уловимой неудовлетворенности.
Б. Строцци написал холст «Давид с головой Голиафа». Библейский герой юноша Давид – пастух и певец, ставший впоследствии царем, – вступил в единоборство с великаном Голиафом. Он метко попал ему в лоб камнем из пращи, а потом отрубил голову. На картине Давид шагает по гребню холма. Его фигура – диагональ меча, развевающийся шарф – все это выделяется на фоне неба.
Французский отдел начинается с парного портрета двух молодых людей. Один из них присел на закраину мольберта, на котором видна латинская надпись: «Ж. Б. де Шампень меня сделал». Другой рисует, положив листок бумаги на дощечку с надписью: «Н. Монтань меня написал». На краю рисунка стоит дата: 1654. В этом году двое молодых друзей – художники Жан-Батист де Шампень и Никола де Плат Монтань, написали портреты друг друга, объединив их на одном холсте.
XVIII век – время господства стиля рококо. Одно из характерных произведений этого времени – «Китайская сцена» Франсуа Буше. Под влиянием привезенных из Китая тканей, фарфора и расписных изделий по Европе прокатилась мода на «китайщину». Это была забава, игра, в которой экзотика придавала остроту привычным галантным сценам.
В годы французской революции королевский дворец Лувр был превращен в открытый для публики музей. Там же поселились многие художники, в т.ч. и Робер. На картине он изобразил себя за работой. Сбросив домашние туфли, он сидит полуодетый среди «поэтического беспорядка». На стене висят рисунки, на стульях валяется одежда, а художник увлеченно рисует античный бюст.
Музей располагает двумя картинами Домье: «Прощение» и «Любитель живописи». Первая из них изображает речь защитника на суде. Резко выделяются лица и белые манишки адвокатов. Очертания светлых пятен-масок выразительны, чтобы стали ясны характеры участников этой тягостной сцены. На второй картине изображена лавка антиквара, где двое посетителей обсуждают достоинства картины. Седовласый бедняк сравнивает ее с другими, висящими на стене. Другой смотрит на нее скептически.
![]() |
«Домик таможенника в Варанжевиле» Клода Моне |
Одним из шедевров французской живописи конца XIX в. стала картина Клода Моне «Домик таможенника в Варанжевиле». Домик стоит над морем, на краю высокого холма, поросшего выжженной бурой травой. При взгляде на картину испытываешь ощущение тепла от нагретой солнцем земли, угадываешь запах высохшей травы и моря. Моне фиксирует то, что видит, но от картины веет такой правдой и полнотой жизни, что ее воспринимаешь как откровение.
Искусство начала ХХ в. представлено произведениями французских, немецких, нидерландских художников. Бельгийцы Рик Ваутерс и Пермене, норвежец Эдвард Мунк, австриец Оскар Кокошка соседствуют здесь с французами Маисом, Дюфи и др.
Привлекает внимание ранняя работа Пабло Пикассо: «Женщина, сидящая за столиком в парке». На фоне темной изумрудной зелени сияет светлая фигура, вздымаются белые перья шляпы, волной стелется платье. Пикассо, приехав в Париж, подхватывает традицию французской живописи начала XIX в, но приобретает новый блеск и выразительность.
Экспозиция заканчивается эпохой Первой мировой войны, но музей располагает и более поздними произведениями. Современное искусство он показывает в форме выставок, которые не претендуют на сравнение с классическими шедеврами, составляющими постоянную коллекцию.
Карина Бахтадзе
Свежие комментарии