Секреты современного интерьера
Оформление жилого пространства таит в себе множество секретов и ловушек. В этой статье мы поговорим о специфике современного интерьера, расскажем о двух самых популярных сегодня стилях, а также коснемся темы аксессуаров для стен. Знание этих, на первых взгляд, деталей позволит вам наиболее гармонично оформить свое жилье.
В желтых стенах все люди испытывают жажду. А красный с белым вызывает обильное выделение желудочного сока. Поэтому принято стелить белые скатерти. Многие предметы быта стали традиционными, потому что учитывают особенности восприятия. Вы входите в прихожую и видите себя в зеркале: «Здравствуйте, один знакомый уже есть!». И вы уже расположились к незнакомому дому. А если вместо зеркала вы увидите в прихожей окно — сразу захочется уйти. Такое чувство, что Вас уносит сквозняком.
Кстати, о зеркалах. Ученые рассчитали, что если комнату заставить зеркалами и развернуть их под определенным углом, от них идут волны такой частоты, при которой человек испытывает необъяснимый страх. Стоящему посреди комнаты кажется, что он находится в центре тайфуна. Этот секрет знали еще в Древнем Египте. В комнаты из полированных зеркал жрецы приводили людей, которых надо было запугать и подчинить. Впрочем, для этого не обязательно использовать зеркала: переборщите с лиловым, внесите асимметрию… Интерьер таит много опасных ловушек.
Тяжелые шторы замедляют бег времени. Особенно синие. Их можно повесить в спальне. Синий цвет дает ощущение прочности, стабильности, но и неподвижности. Поэтому, не стоит вешать синие шторы в комнате больного. Выздоровление прилично затянется. Это касается не только штор. Цветок с синими цветами — финия, например, — вызовет такое же ощущение.
Оранжевые тона рождают оптимизм, но и суету. Лучше использовать близкий к оранжевому цвет охры. Он создает ощущение, что «все хорошо». Нежные желтые тона вызывают сосредоточенность. Исследования показали: если на рабочем столе поставить букет желтых цветов, человек лучше соображает, у него улучшается память. А если повесить над рабочим столом желтую картинку, могут начаться провалы в памяти. Потому, что дело не только в цвете, но и форме, объеме…
Раньше в монастырях применяли такой метод развития памяти: на коричневый (деревянный) стол клали несколько темно-вишневых переплетов и ставили вазу с желтым цветком. В такой обстановке очень хорошо учить, к экзаменам готовиться. Оказывается, за таким столом активизируется долговременная память. Ни в коем случае нельзя вешать тяжелые шторы в комнате, где лежит тяжелобольной. Они будут поддерживать его состояние на прежнем уровне. А вот легкие, прозрачные шторы теплых тонов способствуют поднятию иммунитета.
Белый — один из самых сложных цветов. Белые шторы, стены, белье — могут навредить здоровью. В детской его вообще быть не должно. Иначе ребенок будет расти вялым, болезненным. Детям нужно что-нибудь повеселее. Вспомните свое детство. Вряд ли вас манил к себе белый цвет…
Оазис природы в собственной квартире
В конце XX века, устав бороться с проблемами экологии, некоторые граждане решили создать собственный, «экологически чистый» мир в рамках собственного дома, освободив его от всяческого химико-физического мусора. И дышать там полной грудью. Об экологическом стиле в интерьере заговорили тогда, когда пришло время заносить в Красную книгу не отдельных представителей флоры и фауны, а всю природу целиком. Дизайн, созданный не человеком, а самой природой — вот что ценит экостиль. Откровенно натуральные материалы, теплая комфортная палитра цветов земли, песка и коры, простая уютная мебель из скромного дерева с выразительной игрой линий на спиле доски, грубовато-льняной текстиль, любующийся неровностью нити, сотканной в рогожку — вот из чего состоит изысканная простота интерьера экологического стиля.
Люди, живущие в таком интерьере, становятся добрее и спокойнее — они начинают замечать красоту самых простых вещей, потому что они близки человеку по своей природе, неагрессивны и романтичны. А еще экологический интерьер может научить искренности: ведь тут нет материалов и предметов, которые чем-то притворяются (пластик — камнем, шпон — натуральным дубом, комодик из ближайшего магазина — антиквариатом). А телевизор или компьютер нормально сосуществуют в одной комнате с резным бабушкиным сундучком. Ведь в природе всегда так: прошлое, настоящее и будущее прекрасно уживаются друг с другом.
В домах, построенных по принципу экостиля, просторно и светло. Здесь мало мебели, вещи и домашняя утварь прячется в нишах и бесхитростных шкафах. Стиль оставляет хозяину жилища огромное свободное пространство для творчества и возможность насыщать дом самыми разнообразными предметами. Именно «насыщать», а не «набивать». Ничто в современном интерьере не может быть второстепенным, малозначительным. Любой элемент — как декоративный, так и конструктивный, — важен по-своему, главное, чтобы он был выбран с любовью.
На первый взгляд стиль бедноват. Но это только на первый взгляд. Экологический стиль требует от своего создателя достаточного богатства (причем, не только духовного), чтобы оплатить эту пустоту. Мебель и домашние аксессуары в экологическом стиле встречаются преимущественно в самых дорогих магазинах, где представлена продукция знаменитых дизайнерских фирм.
Последние мебельные выставки демонстрировали на своих подиумах не отдельные предметы мебели и аксессуаров, они представляли стиль жизни. Все в доме — от чайной ложки до дивана — имеет одну душу — душу, родственную человеку. В одеждах для мебели и окон преобладают белые и бежевые, холщово-серые тона. На них «расцветают» букеты и фруктовые деревья. Стилизованные цветочные орнаменты остаются консервативным любителям классики, а мелкий цветочек — верным поклонникам «кантри». Изящное оформление тканей прекрасно сочетается с аскетичными формами мебели, которую выполняют из очень светлого или очень темного дерева.
В моде отбеленный тополь и темно-коричневое венге с его красивой текстурой. Теперь даже раковины и ванны изготавливают из дерева, их дополняют шкафчики, плетенные из всего, что можно сплести. Обеденные столы украшают трогательно простые формы посуды из зеленоватого стекла и белой глины, плетеные вазы для фруктов и деревянные солонки, в салфетках и скатертях с домотканым кружевом и элементами ришелье присутствует очевидная рукотворность.
Прогресс идет, ему дорогу!
Не менее популярен в современном интерьере и стиль хай-тек. Он является полной противоположностью экостилю. Родным отцом этого современного и очень популярного сегодня стиля принято считать конструктивизм, расцветший в тридцатых годах уже прошлого двадцатого века. Можно сказать, что хай-тек — это продукт эволюции конструктивизма, его высшая форма.
Термин «хай-тек» означает «высшая технология», этот стиль — иллюстрация возможностей современной техники и науки. В какой-то мере это попытка создать будущее сегодня. Использование современных материалов, новейших способов обработки металла, стекла делают интерьер интересным и привлекательным, но жить в таком окружении, мне кажется, по вкусу далеко не каждому.
Техногенный подход в архитектурных и интерьерных решениях делает дом или квартиру своеобразным жилым модулем, набором функциональных блоков. Интерьер очень напоминает лабораторию, вернее, несколько лабораторий: лабораторию сна, лабораторию приготовления пищи и т.д. Квартира выступает в качестве механизма для осуществления жизненных процессов, в котором отсутствует отпечаток индивидуальности, поскольку во главу угла поставлена функциональность и безупречность исполнения аксессуаров и мебели.
Хай-тек чужд проявлений сентиментальности. В таком современном интерьере трудновато встретить старенького плюшевого мишку, с пришитой пуговкой вместо глаза — и окунуться в ностальгию. Хай-тек рационален и стремится к универсальности. И все же он по-своему красив. Ну а прогресс есть прогресс. В данном случае можно в принципе обойтись без перепланировки, поскольку наши квартиры достаточно успешно разделены на функциональные блоки (вопрос только в их размерах).
Форма стен и потолков может быть разнообразной, главное — качество поверхности: ее ровность, гладкость. Может использоваться гипсокартон, металл, пластик. Потолки могут быть натяжными. Двери и перегородки лучше всего из стекла и металла, вообще хай-тек использует много шлифованного или хромированного металла. Цветовая гамма достаточно широкая, как по цвету, так и по тону, предпочтение отдается градациям серого и «металлики». Допустимы различные сочетания цветов, но на стенах и потолках лучше избегать резких контрастов.
Источники света размещаются с учетом их функциональности, поэтому их довольно много и располагаются они по-разному: верхний свет, нижний, боковой. Тут мы уже подходим к самому важному — к аксессуарам и мебели. Светильники хай-тек отличает разнообразие форм, порой совершенно фантастичных, и причудливость конструкций. Характер мебели также определяется ее назначением, причем основная тенденция — многофункциональность (популярны различные мебельные «трансформеры»).
Мебель в стиле «хай-тек» редко состоит из дерева, в основном это металл, стекло, полимеры, — все самое передовое. Если используется кожа, то обязательно в какой-нибудь новаторской обработке. Вообще хай-теку присущ дух поиска и новизны, но это не праздный полет фантазии, а скорее напряженная работа мысли, направленная на решение все новых и новых задач, связанных с очень важной «работой» человека — выполнением своих жизненных функций.
Аксессуары интерьера
Однако индивидуальность любому стилю придают, так называемые, аксессуары. Без них даже самый привлекательный интерьер будет выглядеть неживой выставочной площадкой. Среди наиболее популярных «аксессуаров» для интерьера числятся картины и различные постеры. Однако для того, чтобы эти декоративные элементы стали настоящим украшением, надо знать некоторые хитрости для их оформления и размещения.
Посещая музеи и вернисажи, мы не обращаем внимания на принцип размещения картин, воспринимая это как нечто само собой разумеющееся. И только приобретая картины для своего дома и пытаясь гармонично разместить их, начинаешь понимать, насколько это трудная задача. Однако есть ряд простых правил, которые помогут вам решить ее должным образом.
Во-первых, не следует вешать картины слишком высоко. Ведь картина для того и помещается на стене, чтобы ее было удобно рассматривать. Специалисты советуют вешать картину чуть ниже, чем вам хочется, особенно если картина вешается в столовой: рассматривать ее гости будут, скорее всего, сидя за столом. Не менее важным является необходимость учитывать пропорции комнаты. Если в помещении высокие потолки, а картины небольшие, то лучше размещать их группами, организованными вокруг самого крупного экземпляра. Вообще, группировка картин — очень эффектный и распространенный прием. Во-вторых, дизайнеры настоятельно рекомендуют избегать размещения картин на каждой стене комнаты, так как такой прием не позволит создать единства композиции помещения.
Специалисты предлагают универсальный прием развешивания картин. Следует наметить воображаемую «серединную» линию по стенам комнаты. Она должна находиться на уровне глаз (традиционная «музейная» высота развески — 152 см). Картины надо разместить так, чтобы эта линия пересекала их посередине. Если необходимо повесить на стену группу картин, надо сложить их высоту с учетом рам и промежутков между ними. Затем, разделив пополам полученное число, найдите картину, оказавшуюся в середине, и поместите ее на уровне серединной линии.
Существует несколько принципов группировки. Картины, близкие по размеру, можно развесить по принципу строго симметричной «сетки», а разные по формату произведения можно расположить ярусом. Самым простым является вариант аранжировки картин одинакового размера в один ряд на равном расстоянии. Следует избегать размещения картин в порядке увеличения или уменьшения размера, так как обычно такие «пирамиды» разрушают единство композиции. В любом случае, группа должна состоять из картин, близких по стилю.
Например, это могут быть акварели, или серия картин, объединенная единой тематикой, или черно-белые фотографии, или эстампы. Можно «привязать» расположение группы к ширине дивана, невысокого шкафа или стола — тогда коллекция будет восприниматься как единое целое с мебелью. Часто организовывают группу, собрав несколько небольших картин вокруг большой. Другой вариант аранжировки разных по размеру картин предполагает размещение их на единой оси: небольшие выстраиваются в ряд на одинаковом расстоянии (в нескольких сантиметрах друг от друга), а центр композиции (картина большого размера) помещается чуть правее или левее, примерно на расстоянии 30 сантиметров от группы.
Располагая две картины разного размера рядом по горизонтали, необходимо большую поместить чуть выше, чтобы небольшое изображение было удобнее рассматривать. Если Вы разместите на одной стене произведения разного художественного уровня, то слабые работы могут выглядеть более достойно по соседству с шедеврами. Очень часто полотна, сами по себе мало представляющие интерес, объединившись в группу, создают очень интересную игру цветовых пятен. А возможен и другой, прямо противоположный результат — каждая работа прекрасна сама по себе, а вместе не смотрятся.
Далее необходимо учитывать функциональные назначения помещений. В спальню, например, нельзя вешать большие полотна — они будут «давить» на человека, а батальная сцена в столовой вряд ли добавит аппетита. Дизайнеры часто используют прием размещения картины на пюпитре или мольберте. Во-первых, это выглядит очень стильно, а во-вторых дает возможность понять, насколько произведение искусства соответствует стилистике данного помещения. Возможно, через некоторое время вы поймете, что картина «чужая» в интерьере и безболезненно расстанетесь с ней, или, наоборот, повесив на стену, сделаете ее центром композиции всей комнаты.
Если в доме есть камин, то над ним следует повесить большую картину, даже если сам камин небольшой. Хотя последние тенденции в оформлении интерьеров предлагают помещать над камином небольшой объект, оставляя вокруг него достаточно много свободного пространства. Такое расположение не только дань современной моде, но и дает возможность сконцентрировать внимание на изображении. Ведь основная цель различных приемов размещения произведений искусства заключается в том, чтобы произвести на зрителя максимальное впечатление, подчеркнуть своеобразие работы.
Важный элемент при развешивании картин — подсветка. Большинство дизайнеров сходятся во мнении, что лучше позаботиться о хорошем освещении всего помещения, чем монтировать подсветку каждой картины в отдельности. Но для выделения особо важных экспонатов из общей коллекции или освещения картин очень больших размеров рекомендуется использовать дополнительную подсветку. Современные методики предполагают подсветку, встроенную в раму картины, ведь в этом случае не придется переносить подсветку, если вы решите перевесить работу.
Основные проблемы при организации подсветки связаны с возникновением бликов и теней. Лампочку следует направить на картину и, плавно перемещая и меняя угол, найти ту точку, исходя из которой, свет будет равномерно падать на картину, не создавая бликов и теней. Для подсветки лучше использовать низковольтные галогенные лампочки, так как размер их невелик, а создаваемый направленный световой поток имеет белый оттенок и не искажает истинные краски произведения искусства. Пустые стены комнаты — это тот чистый холст, на который при помощи картин можно нанести свои неповторимые мазки. Можно начать с того, что разместить картины в предполагаемом порядке на полу и отойти на несколько шагов. Такой взгляд на собранную группу поможет представить, как они будут смотреться на стене.
Оформление картины
Теперь поговорим об оформлении картин. Главный принцип: раму нужно подбирать к картине, а не к интерьеру или к цвету стен. Исключение делают только для совсем уж маленьких помещений: здесь рамы (да и сами картины) приходится подбирать под заранее заданные размеры. Рама и картина должны не конкурировать между собой, а составлять некое единство, взаимно дополняя друг друга. Этого удается достичь, например, если выбранная рама корреспондирует с картиной по цветовой гамме или же ее рельеф повторяет контуры изображенных на картине мотивов.
Для произведений, выполненных на бумаге, необходимо паспарту. Многолетняя практика позволила дизайнерам выявить такой оптический эффект. Нижнее поле паспарту всегда делается более глубоким, чем верхнее, в противном случае вся конструкция будет смотреться на стене не объемно, а плоскостно. Паспарту может быть самых разных цветов. Темные паспарту усиливают интенсивность красок на картине и могут, в зависимости от оттенка, выделить теплые или, наоборот, холодные тона в ее гамме. Еще один выразительный прием, используемый в паспарту, — орнаменты и линии, которые могут составлять единый ансамбль с картиной.
Широкие поля паспарту — модная тенденция в оформлении картин. Помните, что большие рамы отбрасывают больше тени. Если вы выбрали объемную раму, вам придется особенно тщательно рассчитывать угол подсветки. Произведения, выполненные на бумаге, должны находиться под стеклом. Опасность представляют не только пыль и грязь, но и свет. Под действием ультрафиолетового излучения бумага желтеет, краски выцветают. Поэтому необходимо использовать специальное защитное стекло — оно нейтрализует 97 % вредных лучей. Бумага не должна соприкасаться со стеклом.
В таких случаях подбирают более глубокую раму или делают более глубокое паспарту. Постарайтесь найти стекло, отталкивающее ультрафиолетовые лучи, или акриловое стекло, тогда вам не придется бороться с побочными эффектами направленного освещения. Новое поколение стекол со специальным покрытием не дает бликов, а также не приглушает «звучание» красок.
Игра света — преимущество рам с металлическим покрытием, будь то серебро, алюминий или белое золото. Эти металлы вообще прекрасно подходят для обрамления произведений современного искусства. Серебро и белое золото (серебристый сплав из золота и серебра) уравновешивают кричащие краски и хорошо сочетаются с насыщенными, ясными тонами.
Старинные картины требуют старинной же рамы или, по крайней мере, искусной копии, стилистически принадлежащей тому же художественному направлению. Акварели, напротив, материя настолько тонкая, что для них подходят только светлые, лучше всего белые паспарту и сдержанные, не затмевающие их неброскую красоту рамки. Рисунки углем и тушью эффектней всего смотрятся в строгом темном обрамлении без украшений.
Рамы из узких деревянных планок гармонируют с тонкими линиями карандашных рисунков и могут либо ненавязчиво продолжать их оптически, либо создавать с ними приятный контраст. Рамы из широкого багета несут, как правило, особую декоративную нагрузку. Их расцветка, декор иногда бывают даже чересчур эффектными и могут затмить собой картину — вот почему при выборе таких рам требуется осторожность, чувство вкуса и стиля.
Основная функция рамы состоит в том, чтобы защитить картину от воздействия внешних факторов. Поэтому надо удостовериться в том, что при изготовлении паспарту использовалась бескислотная технология. Рама и картина должны соответствовать друг другу по стоимости. Поменяв раму старой картины, вы сможете продлить ее жизнь и, возможно, взглянуть на произведение искусства совсем другими глазами.
Как выбрать багет?
Весь багет можно разделить на несколько групп: по виду профилировки, материалу и отделке. Плоские профили — простейшие в исполнении, не отвлекают взгляд зрителя. Прямые — классические профили — высокая наружная кромка как бы «ниспадает» по изгибу кривой профиля к внутренней кромке. С такой рамой взгляд зрителя «собирается» на картине. Раньше такие профили использовались в качестве основы для лепных узоров, а теперь популярны сами по себе. В противоположность классическим, наивысшая точка обратного профиля расположена ближе к внутренней кромке, что создает эффект выталкивания картины из рамы по направлению к зрителю. Такие профили известны с XVI века, широко распространены и популярны. У профилей типа «Кассета» плоская часть расположена посередине, и обычно богата декорирована (часто с использованием шпона).
Черный скругленный профиль. Слегка матовое покрытие, прямоугольный профиль со скругленными краями — часто можно встретить на сертификатах, карандашных рисунках, текстах, планах и т.д.
Тонкие золотые профили. Иногда однородные, некоторые с черной полосой или отделкой под старину — хорошо смотрятся с небольшими гравюрами и акварелями.
Лакированные, тонированные и мореные профили. Рисунок дерева проглядывается сквозь слой лака, воска или морилки и различается в зависимости от сорта дерева. Широкая гамма цветов делает такие профили универсальными.
Кабинетные профили. Черная или темно коричневая отделка шпоном профиля типа «Кассета», иногда с золотой внутренней кромкой, гармонирует со старинными картинами, гравюрами, или документами.
Профиль под старинное серебро. Он подойдет к большому числу картин, включая акварели. Широкие профили под золото. Золотая гамма широких профилей незаменима при оформлении традиционной живописи и репродукций.
Профили с эмбоссингом Рисунок на деревянный профиль наносится с помощью эмбоссинга (продавливания). Затем профиль покрывают морилкой или красят. Такие профили незаменимы при оформлении классических Голландцев и подобных им произведений.
Профиль — обкладка. Такие профили черного или коричневого цвета (а иногда и под золото) часто используют для оформления современных живописных полотен, как правило, большого размера
Профиль — паспарту. Называемый также слип-вставка — плоский профиль с необработанной боковиной, с четвертью или без нее, отделанный тканью, замшей или под золото, используют внутри рамы, увеличивая ее ширину.
По материалу изготовления багет можно разбить на несколько основных групп.
Твердые породы дерева. Такие сорта дерева имеют плотную ячеистую структуру (дуб, вишня, яблоня, орех, и т.д.). Багет, изготовленный из такого дерева, меньше подвержен воздействию влажности и колебаниям температуры. Это положительно сказывается на сроке его хранения с течением времени. В целом багет из твердых пород дерева удобнее в работе, чем багет мягких хвойных пород, но выше по цене.
Мягкие породы дерева. Наиболее распространенным материалом в этой группе является сосна. Мягкая структура дерева, обилие сучков и неравномерное качество в данном случае становиться преимуществом и создает багету естественную фактуру, при отделке специальными лаками и морилками. Багет из мягких пород дерева не так удобен в работе и хранении, но значительно ниже по цене, поскольку сосна вырастает быстро и более распространена в средней полосе.
Алюминиевый багет. Там, где нужен небольшой, но очень прочный багет (например, тонкая рама большого размера со стеклом), незаменим экструдированный алюминиевый профиль. Относительным недостатком алюминиевого багета является его высокая цена и необходимость наличия в мастерской скоростной дисковой пилы.
Багет из полистирола. Наиболее популярный на сегодняшний день в Белоруссии багет. При том, что цена в два-три раза меньше аналогичного деревянного профиля, многие не могут отличить профили, изготовленные из полистирола от деревянных. К недостаткам багета из полистирола можно отнести излишнюю пластичность на рамах большого размера. Диапазон видов отделки багета необычайно велик и постоянно расширяется за счет новых направлений в дизайне. Мы здесь покажем наиболее распространенные варианты.
В. Львова
Свежие комментарии