Что такое VST
VST-технология, а также такие термины как VST-инструменты («VST-instruments», VSTi), VST-эффекты («VST-effects») и VST-плагины («VST-plugins») – это понятия, с которыми рано или поздно столкнется человек, начавший заниматься обработкой звука и электронной музыкой.
Существуют разные варианты расшифровки данной аббревиатуры: VST – это «Virtual Studio Technology» или «Virtual Synchronization Technology», то есть это широко распространенный формат приложений к звуковым редакторам, реализовавший принципиально новые возможности работы со звуком и работающий по протоколу MIDI.
Немного истории
Данный формат был изначально разработан фирмой Propellerheads, автором всемирно известной виртуальной студии под названием Reason. Возникновение новой технологии для работы со звуком было вызвано тем, что средств обработки звука аппаратными студийными устройствами, а также стандартными эффектами и эквалайзерами было уже недостаточно. В связи с этим Propellerheads создало совершенно новую технологию — виртуальный синтезатор, являющийся аналогом «железного» синтезатора. То есть VST изначально создавалось как прототип аналоговых синтезаторов, а последние в свою очередь как имитация звуков «живых» инструментов. Поэтому развитие VST-технологии всегда двигалось в сторону максимального оживления электронного звука и имитации приемов «живого» исполнения. С другой стороны, VST-инструменты способствовали развитию электронного звучания: создание программистами новых виртуальных инструментов позволило музыкантам создавать абсолютно новый спектр звуков, добиваясь новых выразительных средств и оттенков.
Создав первый виртуальный синтезатор, Propellerheads предложило фирме Steinberg, создателю легендарного редактора Cubase, а также широко известного программного продукта Nuendo, реализовать данную технологию в секвенсоре Cubase. В результате их совместными усилиями была создана технология ReWire, осуществляющая синхронизацию работы программы-секвенсора и различных плагинов, а также позволяющая в одном редакторе открывать другой для использования дополнительных средств работы. После этого идея создания VSTi была полностью передана Steinberg, вот почему возникновение VST-плагинов и инструментов связывают в первую очередь с этой фирмой.
Сначала применение VST-инструментов была преимуществом исключительно секвенсора Cubase, но позже другие фирмы купили у Steinberg права на реализацию VST-технологии. На сегодняшний день практически в любом серьезном профессиональном и даже полупрофессиональном звуковом редакторе любого типа (автоаранжировщик, нотный редактор или программа-конструктор) есть поддержка VST и DirectX плагинов.
«Начинка» для «скелета»
Как известно, средствами одной только программы-секвенсора не создать полноценное произведение с профессиональным качеством. Особенно остро такая ситуация чувствовалась раньше. На сегодняшний день в комплект поставки последних версий Sonar 7 и Сubase 4 входит большое количество виртуальных инструментов, звуковых модулей и синтезаторов, хотя никто не запретит подключать к программе еще целый ряд дополнительных плагинов, которые существуют уже в огромном количестве. С одной стороны, такая комплектация всемирно известных секвенсоров превращает данные программы в полноценные виртуальные студии, наполненные до краев виртуальным оборудованием, с другой стороны, это весьма увеличивает стоимость программного продукта и соответственно его размер на жестком диске. Кроме того, ужесточаются требования к системе: пользователь Cubase 4 или Sonar 7 нуждается в мощном процессоре, необходим также большой размер оперативной памяти для полноценной работы с виртуальными инструментами. Но стоит заметить, что использование «начинки» в виде VST для звукового редактора все же весьма удобно. В целом, размер VST-инструментов выгодно отличается от размера дополнительных банков звуков, к тому же замена банков звуков на соответствующий VST-инструмент бывает очень уместна и выгодна при правильном использовании последнего.
Что такое автоматизация?
Технология DirectX, созданная совместно компаниями Microsoft и Cakewalk и применяемая изначально в продуктах Cakewalk, имеет ряд отличий от технологии VST и заслуживает рассмотрения в отдельной статье. Но коротко можно сказать, что обычно среди главных отличий VST от DirectX выделяют отсутствие поддержки автоматизации в DX-технологии, а также различные способы установки. Если VST устанавливается в конкретную папку, то технология DirectX прочно внедряется в операционную систему.
|
Преимуществом VST-технологии является поддержка автоматизации. Автоматизация — одно из базовых понятий музыкальных компьютерных технологий. Автоматизация позволяет сохранять в процессе обработки изменения различных параметров и регуляторов инструмента или эффекта. При воспроизведении обработанного трека значения параметров и регуляторов меняются автоматически. Это очень удобно, так как появляется возможность одну партию обрабатывать, например, всего одним эффектом и получать при этом совершенно разные варианты обработки звучания на протяжении всей партии.
Виды VST-приложений
Первая классификация, которую легче всего провести, это разделение VST на VST-инструменты (VSTi) и VST-плагины. Под первыми подразумеваются виртуальные синтезаторы, звуковые модули, вторые представляют, например, эффект-процессоры. Если первые предназначены для создания звука, то вторые — больше для обработки. Хотя надо оговориться, что большое количество виртуальных синтезаторов содержит встроенные эффекты, позволяющие редактировать звук не выходя из окна инструмента. Точно также никто не мешает добиваться новых звучностей с помощью VST-эффектов. Собственно, на этом и основано такое направление в музыкальном искусстве как акусматика, получающая новые звуки и целые музыкальные произведения с помощью экспериментов обработки эффектами заранее записанных живых звуков.
Виртуальные синтезаторы в свою очередь делятся на две группы. Если звук создается исключительно средствами плагина, то такой инструмент справедливо назвать просто генератором. Если же инструмент работает исходя из содержащейся в нем библиотеки семплов или дополнительных банков звуков, то это так называемый семплерный виртуальный синтезатор. Надо сказать, что в первом виде редакторов работать сложнее, а во втором проще. Создание звука с нуля, из простой синусоидальной волны требует большого опыта и терпения, а видоизменение семпла — нехитрая операция. Собственно эксперименты в генераторах чаще бывают удачными нежели в семплерных виртуальных синтезаторах. Также стоит помнить, что семплер всегда требует существенно больше места на жестком диске, чем генераторы звука, так как для работы с ним необходимо иметь гигабайты банков звуков.
Можно упомянуть еще об одной классификации: VST-инструменты могут работать независимо от других программ («stand-alone VST(i)») или наоборот только в других редакторах. Причем последние делятся на имеющие собственное изображение и не имеющие. Интерфейс первых всегда неизменен, в то время как интерфейс вторых зависит от программы, в которой его открыли.
Особенно интересными являются VST-инструменты, которые создаются как конкретная копия «железного» аналогового синтезатора. Например, существует VST-синтезатор Korg или VST-синтезатор Arturia, являющийся виртуальным аналогом синтезатору фирмы Yamaha. Использование виртуальных аналогов профессиональных синтезаторов и интерактивных рабочих станций позволит сэкономить огромнейшее количество средств на покупку последних.
Как работает VST(i)?
Как было сказано выше, VST-инструменты работают по MIDI-протоколу. Это значит, что на вход VST-инструмента «MIDI-In» подается поток стандартных MIDI-сообщений о длительности ноты и ее скорости нажатия, а также, например, использовании демпферной педали или эффекта auto-touch. Далее основываясь на поступившей MIDI-информации, программа формирует аудиопоток, исходя их собственных настроек и пресетов.
Надо сказать, что при использовании VST-плагинов, имитирующих звучание живых инструментов, например, серии Edirol («Edirol Orchestra», «Super Quartet») красота сгенерированной партии инструмента зависит от знания исполнительских приемов игры на данном инструменте.
VST-инструменты Edirol (HQ Orchestral, Super Quartet, Hyper Canvas) оригинальны тем, что существуют в двух вариантах: и как VST(i) и как DX(i). «HQ Orchestral», аналогичный HALion Symphonic Orchestra, но уступающий по качеству, является универсальным VST-инструментом, содержащим большое количество тембров. Edirol Super Quartet является специализированным плагином, содержащим только 4 инструмента и ориентированным на конкретные музыкальные стили. |
Для работы многих VST-плагинов требуется специальная программа-хост, с помощью которой осуществляется связь с VST-инструментом. Существуют VST-утилиты, позволяющие найти все содержащиеся на компьютере VST-плагины проиграть MIDI файл.
Чем больше VST-инструментов задействовано в проекте, тем больше требуется оперативной памяти для нормальной работы секвенсора. В результате может возникнуть такая распространенная проблема как задержка сигнала. Но у счастливых обладателей мощных процессоров и профессиональных звуковых карт такая проблема не возникает. Конечно, при активном использовании VST-технологии требования к системе возрастают, но следует учитывать, что все равно они остаются гораздо ниже, чем в случае работы с видео.
Реализация VST-технологии во всемирно известных звуковых редакторах
Необходимо оценить результаты изобретения под названием VST на развитие музыкальных компьютерных технологий. Логичнее всего будет начать с рассмотрения четвертой версии знаменитого Cubase, так как именно эта программа стала первым редактором, поддерживающим VST. Четвертая версия программы прославилась не только превосходной системой защиты, так как ее до сих пор не смогли взломать, но также большим количеством VST-оборудования. Steinberg производит огромное разнообразие VST-инструментов, ориентированных на практически любой музыкальный стиль и жанр — от металла до поп-музыки, от акустической музыки до электронной. Изобретенные фирмой Steinberg плагины впоследствии внедряются в такие продукты как Cubase, Nuendo, а также во многие другие приложения. На сегодняшний день Steinberg выставляет на рынок такие VST-инструменты, как виртуальный барабанщик «Groove Agent 3», инструмент, представляющий целую коллекцию звуков симфонического оркестра «HALion Symphonic Orchestra», также более раннюю версию «HALion 3» и новый вид семпл-плеера под названием «HALion Player». Кроме того, Steinberg зачастую выпускает диски с VST-коллекцией, содержащие, например, такие инструменты как виртуальный аналоговый синтезатор под названием «D?cota SE», фортепианный модуль «The Grand SE», а также плагин, крайне необходимый каждому творчески мыслящему гитаристу — виртуальный гитарист «Virtual Guitarist Electric». В целом Cubase VST отличается удобством использования и высоким качеством. Необходимо также упомянуть, что Steinberg также производит VST для платформы Mac.
Рассмотрим, как повлияла VST-технология на развитие многофункционального редактора FL Studio, принцип работы которого мы излагали в предыдущей статье. Создание виртуальной студии Fruity Loops было бы невозможно без использования VST-технологии. FL Studio знаменит, в первую очередь своими виртуальными инструментами, количество которых растет с выходом каждой новой версии программы. К самым известным инструментам FL Studio можно отнести «Sytrus», «Morphine», «FL Keys». В программе содержаться не только VST-инструменты, но также VST-эффекты Fruity FX, использование которых является очень удобным и продуктивным. Без VST-инструментов Fruity Loops выглядел бы как совсем другой редактор, и здесь будет уместно вспомнить программу Reason, которая с одной стороны построена по другому принципу, но в которой те же задачи можно реализовать без использования VST.
Как ни странно Propellerheads, идейный вдохновитель разработки VST, изначально не делал главного упора на реализацию VST в своем главном изобретении — программе Reason. Хотя в четвертой версии появились виртуальные синтезаторы, например «Thor». В то же время в первых версиях редактора таких возможностей не было, но можно было осуществлять те же задачи при помощи средств программы, например, окна «Combinator».
Традиционно программа Cakewalk Sonar содержала в себе больше DirectX-плагинов, чем VST, что неудивительно. Комплект поставки седьмой версии содержит обширное количество и тех и других плагинов, хотя DirectX-плагинов там все же несколько больше.
Каким образом можно сделать выбор между программами с практически одинаковой архитектурой, например, Cubase и Sonar? На сегодняшний день, выбирая звуковой редактор, необходимо, прежде всего, оценить его начинку из VST-оборудования и DX-плагинов, поскольку именно данное виртуальное оборудование в первую очередь будет помогать творить со звуком чудеса. Сама по себе программа без плагинов представляет фактически простой костяк из секвенсора, стандартных эффектов, микшера и General MIDI. Именно виртуальные инструменты и эффекты дают возможность создавать уникальные звуки и эффекты, а также помогают справиться с отсутствием студийной и диджейской аппаратуры.
Заключение
На сегодняшний день VST-технология сделала большой шаг вперед, количество существующих VST-плагинов уже нереально сосчитать. Необходимо сказать, что в результате работы с виртуальным оборудованием, как правило, в качественных VST-инструментах звук на выходе несравним с изначальным примитивным MIDI-звучанием. В этом основная задача VST-синтезаторов — создать с нуля как можно более богатое звучание. VST-технология является крайне перспективной и должна в будущем бурно развиваться, пока, возможно, ей на смену не придут новые возможности работы со звуком.
Свежие комментарии