Электрификация в дореволюционной России
В конце XIX века электричество было научным чудом, поражающим воображение новшеством. Тем не менее, довольно быстро его начали использовать для вполне бытовых целей, таких как освещение улиц в темное время суток. Российская империя не отставала от запада.
«Электрификация всей страны» — лозунг победившей революции, впервые прозвучал в 20х годах XX века. В то время был принят план «ГОЭЛРО» — государственной электрификации России. План начал разрабатываться еще до Первой мировой войны — которая, собственно, и помешала своевременно воплотить его в жизнь. Масштабная электрификация началась в XX веке, однако первые электрические приборы в стане появились задолго до того. В 1879 году в Санкт-Петербурге был освещен Литейный мост – первый случай в Европе, когда мост был освещен электрически. В следующем году был основан электротехнический отдел Русского технического общества. В том же году началась электрификация улиц Петербурга и Москвы. Трудно поверить, но в некоторых домах старого фонда до сих пор работает проводка, положенная в конце позапрошлого века. Старая проводка часто бывает причиной пожаров – измерение сопротивления изоляции там никогда не проводилось, и риск очень велик. В 1888 году в Москве в честь празднования коронации Александра III эффектно подсвечивается кремль. Для того чтобы сгенерировать достаточно энергии для такой масштабной иллюминации, на Софийской площади строится электростанция. Чуть позже был освещен Невский проспект, а затем и Зимний дворец. Строится довольно крупная электростанция мощностью 35 КВт. Она располагалась на барже, пришвартованной у набережной Мойки. В 1886 году немецкий предприниматель, носящий знаменитую фамилию, Карл Федорович Сименс, основывает Общество Электрического Освещения. Общество сыграло важную роль на первых этапах электрификации страны. После революции оно было национализовано и передано в подчинение МосЭнерго. К концу 1880х в столицах действует несколько небольших электростанций, обслуживающих отдельные объекты: крупные храмы, вокзалы, университеты. В 1892 году в Киеве был пущен первый электрический трамвай. Протяженность маршрута составляла полтора километра. В 1895 году в Санкт-Петербурге была запущена первая гидроэлектростанция. Между Ессентуками и Кисловодском также была построена ГЭС – для обеспечения электричеством курортов. В 1897 году была введена в эксплуатацию электростанция на Раушской набережной в Москве. Ее мощность по тем временам была огромной – она достигала 1470 КВт. К началу войны суммарная мощность российских электростанций составляла около 1100 МВт. После мировой и гражданской войн страна начала электрифицироваться ударными темпами. Скоро понадобилось боле совершенное оборудование, электролаборатория для проверки и тестирования сетей, квалифицированные специалисты. Электрификация начала новую эру.
Свежие комментарии