В России многие дети остаются незащищенными
Во всем мире 1 июня отмечается День защиты детей. Как живут дети в России? С какими проблемами сталкиваются маленькие россияне, и как государство им помогает в трудной ситуации?
«Сегодня по всему миру отмечается важный день — День защиты детей. В России в этот день внимание приковано к каждому из 30 млн молодых граждан. И для нас, взрослых, это прежде всего напоминание о нашей ответственности», — заявил министр образования и науки
Безусловно, это праздник всех детей мира, но главное внимание в этот день приковано к тем, кому меньше повезло в жизни – сиротам, детям из неблагополучных семей, инвалидам. «Проблемы социального сиротства, жестокого обращения с детьми, другие чудовищные явления до сих пор злободневны и требуют активного участия каждого гражданина», — подчеркнул Фурсенко.
По словам главы Минобрнауки, за последние три года 334 тыс. 888 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вновь обрели семью. С каждым годом вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, становится все меньше (в 2009 году было выявлено 106,7 тысяч детей, 2008 году — 115 тыс., 2007 году — 124 тыс., 2006 году — 127 тыс., 2005 году – 133 тыс.).
Сейчас банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, насчитывает 138 тыс. 241 анкету ребёнка (81 842 анкет мальчиков и 56 399 — девочек). Из них 70% детей в возрасте от 10 до18 лет, 17 % — от 5 до 10 лет, 13 % — в возрасте до 5 лет. В семьях опекунов (попечителей) воспитываются 440 тыс. детей (в том числе в приёмных семьях – 68 тыс., в патронатных семьях – 2,4 тыс. детей), в семьях усыновителей воспитываются 137,6 тыс. маленьких россиян.
Конечно, чем больше детей найдут свои семьи, тем лучше. Но такое решение должно быть принято ответственно и обдуманно. «Самая большая трагедия, когда от ребёнка отказываются во второй раз, — говорит Фурсенко. — Поэтому предварительная подготовка приёмных родителей, в том числе и психологическая, должна быть обязательной».
Кроме того, особенно незащищенными чувствуют себя дети с ограниченными возможностями. В начале 2009/2010 учебного года в России функционировало 1 804 специальных образовательных учреждений (школ и школ-интернатов), в которых воспитывалось 207,2 тыс. детей с различными недостатками в физическом или психическом развитии. В 14,2 тыс. специальных классах при общеобразовательных учреждениях обучается 132,2 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, а 140,9 тыс. детей-инвалидов обучается в обычных классах российских школ.
«Важнейшим направлением государственной политики в сфере социальной защиты детей также является создание максимально комфортных условий для гармоничной социализации ребят с особыми потребностями. В течение последних лет в детских садах, школах и вузах формируется универсальная среда, чтобы такие ребята могли учиться вместе со своими сверстниками. А для тех детей, которые обучаются на дому, создаются технические условия для дистанционного образования и коммуникации», — рассказал министр образования.
Однако и у детей, живущих с родителями и не имеющих серьезных проблем со здоровьем, есть проблемы. «К сожалению, в последние годы полностью рухнула детская досуговая система, куда входят внешкольные учреждения типа домов детского творчества и спортивные организации. Последние два года положение начало несколько улучшаться, полагает лауреат российской Академии образования, психолог Ирина Соковня. — Чем меньше город, тем лучше поставлена досуговая детская деятельность при наличии нормального административного аппарата. В таких мегаполисах, как Москва, Санкт-Петербург и ряде других крупных городов дело обстоит намного хуже. Система компактного проживания детей в небольших городах лучше отслеживается. В Москве детская досуговая деятельность полностью зависит от дохода родителей. Конечно, это плохо, потому что не все москвичи могут позволить это своим детям».
Между тем, Фурсенко не считает, что в России так плохо с детским досугом. «Сегодня в стране существует разветвлённая сеть учреждений дополнительного образования, включающая тысячи дворцов детского творчества, станций юных техников, клубов», — уверяет он.
«О защите государством детей-сирот нельзя сказать однозначно, — подытожил психолог Борис Новодержкин. — С одной стороны, им выплачиваются различные пособия. С другой, это очень мало. Доказательство налицо – наша страна занимает одно из первых мест по количеству бездомных детей, требующих более сильной поддержки со стороны государства. Серьезная проблема, которая очень актуальна – обеспечение безопасности таких детей. Статистика показывает, что случаи насилия с такими ребятами происходят чаще, чем с детьми из благополучных обеспеченных семей».
Однако в целом забота о детях не может идти отдельно от общего развития страны. «Все знают, что мы живем не в правовом государстве, отсюда последствия. Не могут соблюдаться права только ребенка. Если в обществе остро стоит вопрос о правах ребенка, оно не эволюционирует. Дело в том, что человек не должен этого допускать, в первую очередь проявляя заботу о детях и пожилых людях. Юридические нормы также предполагают защиту детей – сильный и так за себя постоит, а за слабыми нужно следить. Все дети относятся ко вторым», — считает Новодержкин.
источник: http://finam.info/
Свежие комментарии