В детстве при переходе из класса в класс нам говорят: «И пойми: шестой класс — это не пятый (второй не первый, десятый не девятый и так далее)». Действительно, в каждой новой ситуации человек меняется не только по статусу в дневнике или студенческом билете. Он принимает определенную модель поведения, которая соответствует этому положению.
Нет, это вовсе не означает заключения себя в жесткие рамки «я шестиклассник» и иже с ними. Человек может выглядеть так, как ему захочется, и думать о себе то, что ему заблагорассудится, — однако за него говорят еще и те коды, которые всегда присутствуют в его одежде, словах и самом образе жизни.
Раньше можно было без проблем определить, кто перед тобой — студент или школьник. Подсказки давала и форма учебных заведений, и соответствующее поведение, которое однозначно трактовалось как студенческое.
Прошлое предлагает нам взглянуть на юношей бледных со взором то поникшим, то горящим — это явно студенты. Молодые люди в картузах возле дверей пивной, распевающие “Gaudeamus igitur”, — тоже студенты. Часть комсомольцев, стройотрядовцы — студенты. Очкарик чуть не от мира сего, с конспектами в руках, коротких штанах — студент Шурик из фильмов режиссера Леонида Гайдая. Конечно, мы понимаем, что были и другие, но их образ не остался настолько же зримым.
Часто именно в студенческой среде зарождались те тенденции, которые в дальнейшем и меняли историю (студенческие бунты в Европе 1960-70-х годов). А современный европейский студент мирно сидит на лужайке перед альма-матер, обнимает очень похожую на него девушку в джинсах, достает хот-дог из рюкзака и почитывает конспекты с ноутбука.
Но каков современный студент в России? Есть ли в его облике какие-то отличительные признаки, по которым можно опознать, что именно он — учащийся вуза, или же все современные студенты разные — и каждый из них живет в своем мире? Интересно и то, как в таком случае влиться в студенческую культуру: стоит ли смотреть на западных собратьев и копаться в исторических примерах?
На последний вопрос можно ответить вполне определенно: да. Конечно, не следует слепо копировать то, что мы видим на экране или то, о чем читаем в книгах. Но не окунаясь в эту культуру, не перенимая каких-то привычек, мы так и останемся вечными выпускниками — хорошо, что не второгодниками.
И сразу нужно заметить, что этот образ со всеми его культурными кодами отнюдь не подразумевает причесывания «под одну гребенку», и уж тем более — униформы. Более того, внутренний мир и представления о собственном студенческом образе сегодня имеют огромное значение, может быть, большее, чем когда бы то ни было.
По одежке встречают
Часть образа студента связана с функциональной необходимостью. Очевидно, что студент не может обойтись без более или менее вместительной сумки: там помещаются конспекты, документы, чертежи; современный вариант этого образа — студент с ноутбуком. Технаря или архитектора легко вычислить по тубе с рисунками и чертежами. Некоторые студенты предпочитают носить рюкзак по европейскому образцу, уже не похожий на школьный ранец и не такой большой, как рюкзак путешественника. Девушки традиционно ходят с сумками, более вместительными, чем модный уже пару сезонов клатч. Стоит заметить, что девушка с маленькой сумкой и пакетом, в котором она носит тетрадки, выглядит как минимум странно.
Российские студентки нередко отличаются от западных коллег более женственным и подчас агрессивным образом. Впрочем, у студенток старших курсов страсть к косметике, обилию бижутерии и шпилькам проходит, и известно, что выпускницы вузов нередко выглядят моложе, чем вчерашние школьницы: университетская среда учит и тому, что вечерний макияж и изысканные туалеты не слишком высоко котируются в учебной среде.
Молодые люди традиционно узнаваемы только по более свободному стилю одежды. В самом деле, если в рабочей жизни большинству приходится соблюдать определенный дресс-код, носить деловой костюм или рубашки с брюками, то в студенческие годы можно позволить себе кеды, кроссовки и джинсы в любой день недели. Исключение составляют крупные конференции, экзамены и защиты дипломов, когда даже самые большие любители свободного стиля традиционно одеваются в классический «белый верх — темный низ».
Студент как интеллектуальный символ
Но если встречают по одежке, то провожают всё же по уму — вернее, по тому, как он проявляется. И здесь важно не только умение логически мыслить, рассуждать, придумывать что-то и строить диалог. Для того чтобы находиться в студенческом сообществе, стоит обратить внимание на общий уровень своей эрудиции, быть в курсе того, что происходит в мире и стране и понимать контекст современной культуры. Нет, это вовсе не означает, что каждое утро нужно начинать с просмотра новостных программ, а по дороге в университет зачитываться новенькой книжкой. Хотя если вам близок такой образ жизни, то почему бы его не вести?
Необходимый минимум в отношении к обществу и политике можно почерпнуть из Интернета, причем стоит обратить внимание не только на текстовую информацию, но и на видео. Сегодня есть возможность увидеть самые важные события (вроде обращения президента к Федеральному Собранию) в записи на многих новостных и информационно-аналитических сайтах, там же узнать мнения экспертов и простых пользователей. В последнем, кстати, хорошо помогают блоги. В livejournal, в блогах некоторых СМИ можно прочитать интересные мнения и самому поучаствовать в дискуссиях, задать вопросы сведущим людям. Живые журналы ведут многие известные ведущие, философы, деятели IT-сферы — и просто интересные люди, которые активно высказываются на тему современных событий.
Не менее важно для студента понимать, что создается сейчас в мире культуры, в котором он живет. Конечно, невозможно объять необъятное, да вовсе и необязательно быть знатоком во всех областях искусства. Но различать основные музыкальные стили, знать имена режиссеров-основателей жанров и отличать литературу от беллетристики — нужно и для того, чтобы не попасть впросак в беседе, и для того, чтобы поддерживать собственное развитие.
С музыкой сегодня, конечно, разобраться проще всего, благо основные музыкальные каналы и радиостанции могут познакомить даже невнимательного зрителя и слушателя с мэйнстримом в каждой области. Чуть сложнее обстоят дела с кино.
Фильмы можно смотреть двумя способами, которые вовсе не противоречат друг другу. Первый — просто следить за сюжетом и испытывать эмоции от романтических сцен и драйва на экране. Второй — подключить память и мыслительный процесс. Когда вы читаете кинорецензии, выбирая, какой фильм посмотреть вечером, то наверняка обращаете внимание на то, что критики ссылаются на фильмы-первоисточники тех или иных тенденций, нашедших свое отражение и в рецензируемом фильме. Например, образ настоящего маньяка был показан в «Молчании ягнят», тему внутреннего мира современного человека и его страхов раскрыл Дэвид Линч, а Квентин Тарантино представил лучшие диалоги, которые могут быть в кино, придав своим произведениям форму ироничных криминальных экшнов. Конечно, можно копнуть глубже — и обратиться, например, к творчеству Альфреда Хичкока, основателя психологических мистических драм, познакомиться с произведениями итальянских классиков Феллини, Пазолини и Бертолуччи. Для себя стоит развеять миф о том, что авторское кино изначально скучное и неинтересное. Пожалуй, лучше всего уничтожать это заблуждение с помощью фильмов Эмира Кустурицы. «Черная кошка, белый кот», «Жизнь как чудо» и даже «Аризонская мечта», с одной стороны, показывают необычный, личностный взгляд на жизнь, а с другой — захватывают и сюжетными линиями, и чувством юмора, понятного не только в Восточной Европе, но и во всем мире.
Перейдем к литературному шорт-листу. Конечно, с классикой знакомы все, кто присутствовал на школьных уроках литературы. Но этого багажа знаний недостаточно, и стоит интересоваться тем, что пишут современные авторы. Больше всего традиционно обделена вниманием учителей зарубежная проза ХХ века. Во многом поэтому популярны примитивные вариации на литературную тему вроде Паоло Коэльо. Конечно, далеко не все авторы талантливы, и не каждый окажется близким по стилю именно вам. Но стоит понимать, отчего считается, что Уэльбек и Бегбедер поставили самые точные диагнозы современному поколению тридцатилетних, почему ведутся такие жаркие дискуссии вокруг произведений Сорокина и Пелевина, и пролистать пару книжек Харуки Мураками, чтобы определить, насколько мы можем постичь мир японцев, даже наиболее европеизированных. Конечно, это самые современные авторы, которые продолжают создавать книги. Из писателей прошлого века каждый выбирает своего по любимому жанру. Кто-то не представляет себе описания мира иначе как в жестких, но очень выразительных книгах Чака Паланика; эстеты отмечают красоту слога и неподражаемый стиль Вирджинии Вулф; любители фантастики зачитываются Саймаком, Хайнлайном и Стругацкими; а образованные девушки давно поняли, что об отношениях блестяще писала Франсуаза Саган и никакие женские романы не идут в сравнение с произведениями знаменитой француженки.
И литературная, и кинематографическая эрудиция — это, разумеется, только некоторая часть того, чем интересуются студенты. Есть люди, которые уже в 17 лет влюбляются в театральное искусство — и не пропускают ни одной премьеры; другие увлекаются фотографией — и удивленно посмотрят на вас, если окажется, что вы не знакомы с творчеством, например, Антона Корбайна. Но выбор любимого вида искусства зависит уже и от личных пристрастий, и от круга общения, и даже от школьных уроков: кому-то нравилось рисование, а кому-то — литература.
* * *
Конечно, все эти «must-have» культурного студента нужны во многом для того, чтобы сформировать собственный стиль и вкус. Время студенчества во многом именно для этого и предназначено. Кто-то поймет, что не любит фильмы Тарантино и студенческий стиль одежды совершенно ему не подходит; другой полюбит споры о тенденциях в искусстве всей душой и будет регулярно предаваться этому занятию в компаниях друзей или в Интернете; третьи просто воспримут студенческий период как важный и интересный этап своей жизни. И каждый будет по-своему прав, совершая такой, уже осознанный, выбор.
П. Колозариди
источник: http://www.ucheba.ru/vuz-article/8836.html
Свежие комментарии