Громкое дело Амара Боуза
Почти полвека американский предприниматель-меломан и бывший профессор Массачусетского технологического института Амар Боуз боролся за чистоту звука. И сегодня домашние аудиосистемы, производимые на пяти фабриках частной компании Bose Corporation, по объемам продаж уступают только продукции такого гиганта, как корпорация Sony.
Десяток с лишним ведущих автомобильных компаний, включая Daimler, Porsche и Audi, выбрали акустические системы Bose для установки в салонах машин класса «люкс». А профессиональной аппаратурой Bose оснащены олимпийские стадионы, бродвейские театры, знаменитая Сикстинская капелла в Ватикане и амстердамский аэропорт Схипхол, круизный лайнер Queen Elizabeth II.
Продукция семейного предприятия Амара Боуза достигла косми-ческих высот и в буквальном смысле – его системы шумоподавления установлены на американских космических челноках Atlantis и Endeavour. Вся эта высококачественная акустика приносит Bose Corporation более $2 млрд. в год.
Сын диссидента
Будущий «султан звука», как прозвали Амара Гопала Боуза журналисты, родился 2 ноября 1929 года в Филадельфии. Его отец в молодости был индийским революционером, боровшимся с английскими колонизаторами в родной Калькутте, и даже отсидел там в тюрьме за свою политическую деятельность. Бежав от преследований в Америку в начале 1920-х, Нони Гопал Босу сменил фамилию на более «англоязычную» Боуз, женился на американке и к моменту рождения сына владел небольшой фирмой, торговавшей импортными товарами.
Сына индийский диссидент воспитал соответственно – в духе постоянной борьбы с «силами реакции». Неслучайно стены штаб-квартиры Bose Corporation в Фрэмингеме (штат Массачусетс) сегодня украшает выгравированная цитата автора знаменитой «Синей птицы» – бельгийского драматурга и Нобелевского лауреата Мориса Метерлинка: «На любом перекрестке дорог, ведущих в будущее, духу прогресса всегда противостоят тысячи людей, защищающих прошлое». Амар Боуз позже вспоминал, что превращению его в «революционера» (в широком смысле) во многом способствовала и Америка 1920-х годов – весьма далекая от нынешней политкорректности: «Расовые предрассудки преследовали нас на каждом шагу. В те времена смешанной супружеской паре – моя мать была белой, а отец «цветным» – могли запросто отказать в обслуживании в ресторане. Я неоднократно с этим сталкивался – мы сидим за столиком, а официанты проходят мимо нас, демонстра-тивно не замечая».
Впрочем, революционный дух молодой Боуз проявил не в политике, как его отец, а в технике. Он увлекся электроникой в 13 лет: «Я тогда вдруг осознал, что могу починить любой электроприбор. Это было поразительное ощущение!» В годы Второй мировой войны, практически разрушившей бизнес Боуза-старшего, его смышленый сын вместе с одноклассниками ремонтировал за деньги игрушечные железные дороги сверстников и радиоприемники их родителей, таким образом материально поддерживая маму и папу. А «для души» паренек смастерил из старой масляной горелки кустарный телевизор – хотя в те годы по нему и смотреть-то было особо нечего. Но от соседей, желавших поглазеть на техническую диковину, все равно не было отбоя.
После окончания войны Амар Боуз органично перешел со сборки ламповых приемников на новомодные транзисторные. Словом, при поступлении в легендарный Массачусетский технологический институт (MIT) он выгодно отличался от прочих абитуриентов практическим опытом работы с электронными приборами. После окончания MIT с дипломом инженера-электронщика Боуз год стажировался в лаборатории Philips в Эйндховене (Нидерланды), а также на исторической родине, в Нью-Дели (где встретил свою будущую жену, с которой ныне находится в разводе). Затем молодой специалист защитил диссертацию по теории нелинейных систем в MIT и там же получил профессорскую ставку.
Главной сферой его научных интересов стала акустика, а первым серьезным изобретением – стереосистема, обеспечивавшая в домашних условиях звук, неотличимый от того, что слышит зритель в концертном зале. Дело в том, что с детства Амар Боуз был страстным меломаном – с семи лет учился играть на скрипке, а в студенческие годы не пропускал ни одного концерта знаменитого Бостонского симфонического оркестра. Зато тогдашняя hi-fi-аппаратура Боуза совсем не удовлетворяла: «Я обожал музыку, и в 1956 году, участь в аспирантуре в MIT, купил лучшую стереосистему, которую тогда можно было отыскать в магазинах. Но после первых пяти минут прослушивания выключил ее в полном разочаровании – звук был совсем не тот, что в концертном зале».
Главной проблемой было то, что в зале человек воспринимает бо-гатую звуковую палитру, лишь на 11% обеспеченную прямыми звуковыми волнами, идущими непосредственно со сцены. Остальные 89% добавляют звуковые волны, отраженные от потолка и стен, – именно эту существенную добавку безнадежно теряли при воспроизведении даже лучшие тогдашние стереосистемы. Молодой сотрудник MIT Амар Боуз решил исправить ситуацию.
За чистоту звуковых рядов!
Поиски адекватного звучания заняли долгих восемь лет, по ис-течении которых Боуз уже обладал рядом патентов и собственных теоретических разработок в новой дисциплине, изучающей проблемы восприятия звука, – психоакустике.
К тому времени он созрел и до создания собственной фирмы. Тем более MIT славился тем, что раньше других американских универси-тетов начал поощрять сотрудников на занятия бизнесом без отрыва от преподавательской работы. Частная Bose Corporation была создана в 1964 году – в основном на заемные деньги. «Бизнес-ангела» Амар Боуз нашел в лице своего научного руководителя – профессора Ли, который настолько поверил в дело ученика, что вложил в него всю свою пожизненную страховку. Интуиция не подвела профессора – уже спустя четыре года стереоколонки Bose 901 с использованием технологии Direct/Reflection, разработанной и запатентованной главой фирмы, произвели сенсацию на рынке «дорогой» аудиотехники.
Эта технология позволяла смоделировать оптимальный баланс прямого и отраженного звуков, обеспечивая в домашних условиях «живой» звук – совсем как в концертном зале. Для получения идеального звучания команда Боуза за несколько лет провела сотни экспериментов в зале Бостонского симфонического оркестра, со скрупулезной точностью высчитывая углы, под которыми музыка «вливается» в уши слушателя, а затем анализировала полученные данные в университетской лаборатории. Результат превзошел все ожидания – модель Bose 901 успешно продается на протяжении сорока лет, что стало своего рода рекордом на таком динамичном и подверженном веяниям моды рынке, как домашняя аудиоаппарату-ра.
Другим направлением Bose Corporation стала разработка автомобильных стереосистем, также требующих учета психоакустических особенностей. В результате на рынке появились уникальные системы, разработанные с учетом особенностей конкретного автомобиля, что в корне отличалось от других предложений на рынке.
В середине 1980-х очередной фурор произвела акустическая система Bose Acoustimass 5, на протяжении десятилетий не имевшая себе рав-ных. Система состояла из сабвуфера (акустической колонки для вос-произведения сверхнизких частот) со встроенными кроссоверами (разделительными фильтрами) и двух колонок прямого/отраженного звука – каждая размером с теннисный мячик. Bose Acoustimass 5 обладала невероятным для своего времени качеством звучания и стала родоначальницей целой линейки так называемой «пассивной акустики» – Bose 2,1 и Bose 5,1 (сателлиты плюс сабвуфер).
На базе той же технологии компания выпустила и свою первую музыкальную систему Lifestyle 5, также не имевшую аналогов на рынке. На сегодняшний день одним из самых популярных продуктов компании остается модельный ряд «домашних кинотеатров» Bose Lifestyle Digital, опровергающий расхожее представление о том, что невозможно создать домашний кинотеатр Plug & Play, способный конкурировать с аналогичной продукцией на основе раздельных компонентов.
Одной из последних новинок Bose Corporation стала музыкальная система 3-2-1 Digital Home Entertainment, в которой реализован принцип объемного звучания всего на двух компактных колонках, принимающих информацию не только фронтальных, но также центрального и тыловых каналов.
В последние годы к ассортиментной линейке прибавились системы для iPod – SoundDock и SoundDock Portable. Любопытно, что первая изначально была создана по заказу компании Apple в качестве «родной» системы для iPod.
Будучи частной компанией, Bose Corporation не обязана публиковать свои финансовые отчеты, однако кое-какая информация в СМИ все-таки просочилась. Ряд источников утверждает, что в 2007-м финансовом году оборот компании Амара Боуза составил $2 млрд. А анализ рынка, проведенный в марте 2006 года независимой исследовательской фирмой Forrester Research, показал, что по уровню доверия со стороны американского потребителя брэнд Bose входит в первую тройку брэндов на рынке бытовой электроники и компьютеров.
Босс Боуз
Как и сорок лет назад, главный упор Bose Corporation делает на высокие технологии. Все эти годы тон в стремлении к технологическому совершенству и инновациям задавал сам Амар Боуз – автор многих патентов, лежащих в основе тех продуктов, которые разрабатывала и разрабатывает его корпорация (например, системы шумоподавления, применяемой в наушниках Bose QC3).
Глава компании является и главным стражем ее производственных секретов, многие из которых тщательно скрыты даже от сотрудников Bose Corporation. Так, перед выводом на рынок новых автомобильных систем шумоподавления в суть готовящегося технологического прорыва были посвящены лишь сто человек из тогдашних 8 тысяч сотрудников.
Бывший университетский профессор (Боуз покинул MIT в 2005 году) и сегодня, накануне своего восьмидесятилетия, по-прежнему одержим новыми технологиями и не скрывает этого: «Как только речь заходит о новых исследованиях, я испытываю такое же возбуждение, что и полвека назад». Глава компании постоянно подчеркивает, что вся ее прибыль реинвестируется в развитие, и на одни только исследовательские разработки Bose Corporation ежегодно тратит $100 млн.
Любопытно, что в 1991 году «акустическая» фирма занималась и таким далеким от акустики делом, как холодный термоядерный синтез. Правда, положительного результата в те времена специалистам Bose Corporation получить не удалось.
Но Амар Боуз не унывает, напоминая о великой игре, изобретенной на его исторической родине: «Еще никто не выигрывал шахматной партии, делая одни только безупречные ходы. Движение вперед иногда требует предварительных тактических отступлений и манев-ров».
Бессменный глава Bose Corporation по-прежнему занимает посты председателя правления и технического директора и является главным акционером семейного предприятия. По некоторым сведениям, Амару Боузу принадлежат 60% акций, что гарантирует ему полный контроль над компанией.
В свободное от работы время он увлекается бадминтоном, по несколько раз в год летая на Гавайи, чтобы принять участие в тамошних турнирах. Во всем остальном, по свидетельству коллег Боуза и журналистов, бравших у него интервью, профессор-«аудиомагнат» остается в большей мере профессором, нежели магнатом. В компании уже привыкли к тому, что босс постоянно носит на пиджаке бейджик с собственным именем – чтобы каждый сотрудник был в курсе, с кем он в данный момент разговаривает. Для Амара Боуза это просто элементарная вежливость, принятая в научной среде.
Деньги его интересуют лишь в той мере, в какой они позволяют дове-сти что-то до совершенства. По одной из корпоративных легенд, когда Боуз остался недоволен размерами стекол, покрывавших фа-сад штаб-квартиры компании во Фрэмингеме, то приказал заменить их все – причем на дорогостоящие «оптически градуированные».
С первой женой он давно развелся и сейчас живет со второй, работающей старшим менеджером в Bose Corporation. Оба его ребенка от первого брака, также окончившие MIT, пошли своим путем. Сын Вану Боуз основал и возглавил собственную компанию Vanu, Inc., поставляющую технологические решения для беспроводной связи, а дочь Майя занимается хиропрактикой.
Однако в июне прошлого года на ежегодном собрании акционеров Боуз впервые озвучил свои планы на обозримое будущее, добавив, что в его возрасте строить далеко идущие планы глупо. В частности, он собирается завещать значительные средства на создание особого исследовательского фонда своего имени. «Я надеюсь, – заявил Боуз, – что этот фонд поможет студентам и исследователям максимально реализовать свой творческий потенциал. Я передам фонду все свои акции, он будет собственностью Bose Corporation и ею же будет финансироваться».
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КОМПАНИИ:
Bose Corporation
Основана в 1964 году.
Штаб-квартира – Фрэмингем, штат Массачусетс (США).
Штат – 12 тыс. человек.
Оборот (2007 г.) – $2 млрд.
В. Гаков
источник: http://www.mybiz.ru/index.php?page=3440
Свежие комментарии