Последователи иудаизма встретили самый веселый еврейский праздник — Пурим
Накануне вечером, после захода солнца, с наступлением по еврейскому календарю 14 дня месяца Адара, последователи иудаизма начнут отмечать Пурим (Праздник Жребия), установленный в память о спасении евреев от истребления, попытки которого были предприняты в Персидском царстве во время правления царя Артаксеркса (V в. до н.э.).
Подробно эти события изложены в книге Эсфирь (Эстер). Суть истории Эсфири заключается в том, что она стала женой Артаксеркса, скрыв свое еврейское происхождение. Единственный родственник Эсфири, Мардохей, раскрыл заговор против евреев и рассказал ей об этом. Заговор исходил от Амана, советника царя, который испытывал ненависть к евреям, унаследованную им от предков. Праведный Мардохей, будучи на службе у царя, отказался поклониться до земли Аману, поскольку так требовала от него вера. Это дало повод Аману убедить царя, что его иудейские подданные не были ему верны, и добиться согласия на их истребление за один день во всех концах царства. Чтобы решить, в какой день следует начать их истребление, Аман бросил жребий — пур (отсюда и название праздника), который выпал на 13 Адара. Но когда о заговоре царю рассказала его жена Эсфирь, последствия для Амана были самыми тяжелыми: под впечатлением от мужества жены, которая рисковала собственной жизнью, нарушая запрет самовольно обращаться к царю и признавая свое еврейское происхождение, царь казнил не евреев, а самого Амана. 13 Адара во всех городах Персидского царства евреи уничтожили своих врагов, а на следующий день устроили отдых и торжество в честь победы и избавления. Поэтому празднование Пурима проводится 14 Адара.
В синагогах 14 Адара во время утренней и вечерней молитвы читается свиток книги Эсфирь (Мегилат Эстер) и произносятся три благословения. Существует обычай при упоминании имени Амана во время чтения шуметь и бить в грегер — «колотушку Амана».
Кроме чтения свитка книги Эсфирь существуют еще три «обязанности» (мицвот), выполняемые в праздник Пурим: дарение подарков, подаяние бедным и праздничная трапеза. Чтобы выполнить предписание о подарках, каждый человек относит или посылает своим знакомым или родственникам мишлоах манот — два вида еды (как правило — сладости) или напитков. Подаяние принято давать, по меньшей мере, двум нуждающимся; кроме того, накануне праздника каждый жертвует в общину символическую сумму — «полшекеля» — как символ солидарности всего народа.
Талмуд предписывает евреям проводить праздничный день «в веселье». Это один из немногих праздников, когда евреям разрешено употреблять крепкие напитки.
Праздничная трапеза в этот период отличается обилием блюд и вин. Самое известное традиционное блюдо, связанное с Пуримом — треугольные пирожки из сладкого теста с начинкой из мака и меда (хоменташен).
В Пурим устраиваются маскарадные шествия (в память о том, что под маской поступков скрывается Божественный умысел), костюмированные балы и шуточные представления. В средние века во время таких представлений сжигалось чучело Амана.
Поздравление единоверцам направил Главный раввин России Адольф Шаевич (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России — КЕРООР).
Суть и аргументация предложения царского министра Амана, пишет Шаевич, комментируя смысл праздника, выглядела следующим образом: есть в персидской империи народ — «евреи, у которого своя религия, свои обычаи и который, хотя и разбросан по всей стране, с другими не смешивается. Именно поэтому этот народ весьма опасен. Избавиться от опасности поможет тотальное уничтожение еврейского народа. В этот день, известный только губернаторам провинций, специальные воинские части должны были начать погром, а довершить — «разъяренные граждане».
«В итоге справедливость восторжествовала и вскоре советник был казнен. Пурим — праздник радости, праздник победы над врагом, планировавшим тотальное истребление еврейского народа — в этот день каждый еврей должен выполнить три праздничные «обязанности» (мицвот): дарение подарков, подаяние бедным и праздничная трапеза. Причем подарки отправляются чаще в виде сладостей родным и знакомым. Подать неимущим нужно не менее двух раз и к тому же внести пожертвование в синагогу.
Стол в этот праздник изобилует блюдами и винами. В синагогах 14 Адара во время утренней и вечерней молитвы читается свиток книги Эсфирь (Мегиллат Эстер). Существует обычай при упоминании имени Амана во время чтения шуметь и бить в грегер — «колотушку Амана». Проявление царской власти Б-га, высшее воплощение его беспредельной власти и мудрости, пронизывающее содержание «Мегиллат Эстер», мы находим в каждом событии нашей жизни», — подчеркивается в послании Адольфа Шаевича, опубликованном на сайте КЕРООР.
В Московской еврейской религиозной общине центр празднования находился в Московской хоральной синагоге, где было совершено чтение «Мегилат Эстер», а затем состоялось представление клоунов и праздничное угощение.
В Московском еврейском общинном центре (МЕОЦ) в Марьиной Роще чтение свитка Эстер, повествующего об истории Пурима совершил накануе вечером Главный раввин России Берл Лазар (Федерация еврейских общин России — ФЕОР), сообщает РИА «Новости». После официальной части в МЕОЦ прошли разнообразные веселые представления и розыгрыши, конкурс на лучший «Пуримский прикид» и праздничный концерт популярной российской рок-группы «Смысловые галлюцинации».
Сегодня утром в МЕОЦ также был прочитан свиток Эстер, после чего там прошел детский праздник с пуримским карнавалом, викторинами, подарками и угощением.
По словам Берла Лазара, два обычая Пурима прямо противоположны обычному поведению евреев. Это пуримский карнавал, когда надеваются смешные, нелепые костюмы и маски, и «пуримская выпивка», когда празднующие доводят себя до такого состояния, чтобы уже не отличить Амана (главного злодея пуримской истории) от Мордехая (главного героя).
Пурим — время отбросить все формальные условности и повседневные маски. «На один день мы позволяем себе полную свободу от ограничений, налагаемых обществом, чтобы раскрыться по-настоящему, показать свою настоящую любовь друг к другу. Ту любовь, которая выше разума», — отметил Лазар, комментируя смысл праздника.
Свежие комментарии