Прямые продажи: плюсы и минусы трудоустройства
На сегодняшний день в нашей стране существует немало компаний, занимающихся прямыми продажами. Они, с одной стороны, сумели привлечь к партнерским отношениям тысячи людей, а с другой – эффективно решить собственные кадровые проблемы.
Прямые продажи – это бизнес-концепция продвижения продукции от производителя к потребителю, при которой независимые агенты-дистрибьюторы компании-производителя устанавливают непосредственные контакты с потенциальными покупателями в местах их проживания или работы, а не в специализированных магазинах. Дистрибьютор, находясь в договорных отношениях с работодателем и являясь при этом свободным частным лицом, распространяет фирменную продукцию. Помимо доходов с самих продаж, он имеет возможность получать дополнительную прибыль путем привлечения новых распространителей и создания собственной сети сбыта.
Прямые продажи известны в нашей стране уже много лет, но имеют они довольно противоречивую историю.
Прямые продажи известны в нашей стране уже много лет, но имеют они довольно противоречивую историю. Их иногда путают с финансовыми пирамидами, однако компании, занимающиеся прямыми продажами, распространяют не «пустые» акции, а реальный и конкретный продукт, т. е. их деятельность легальна и регламентирована российским законодательством.
На отечественном рынке уже более 10 лет динамично развиваются мировые бренды Oriflame, Zepter, Avon, Amway, Vision, которые добились успеха благодаря выбранной ими системе прямых продаж. В ряде случаев прибегают к ней и такие «монстры» транснационального рынка, как Coca Cola, Colgate, Gilette, Visa, Lipton, Ford. По данным www.globalmlm.ru, на долю сетевой индустрии прямых продаж только в США в год приходится 20 млрд долларов и более половины общего объема проданных в стране товаров и услуг. Таким образом, прямые продажи – одно из наиболее распространенных в мире бизнес-решений.
Экономист В. В. Харьковская отмечает, что рост сетевых компаний потенциально влияет на развитие российской промышленности и сферы услуг, увеличение сбыта продукции, создание новых видов товаров и услуг и т. д.
Преимущества и недостатки работы в прямых продажах
Сегмент сетевого маркетинга является далеко неоднородным явлением по ряду показателей, начиная с ценового диапазона продукции (от сравнительно дешевой фармацевтики и косметики до сверхдорогих электроприборов и предметов роскоши) и заканчивая ценностями корпоративной культуры. Тем не менее, мы попытались выделить общие положительные и отрицательные черты работы в компаниях.
К плюсам работы в сетевом маркетинге можно отнести:
1. Отсутствие ограничений, предъявляемых к кандидатам.
Сетевые компании предоставляют людям возможность реализовать себя в бизнесе, начать заниматься которым не поздно в любом возрасте.
Основную выгоду участия в системе прямых продаж с точки зрения поиска работы вполне обоснованно сформулировал Йиржи Бунда, генеральный директор Zepter International Россия: «У нашего дистрибьютора есть выбор. Он может работать с нами по гражданско-правовому договору как частное лицо, а может стать индивидуальным предпринимателем и открыть с нашей помощью собственный бизнес, т. е. фактически построить свою компанию. При этом никаких капиталовложений от него не требуется как в первом, так и во втором случае. Таким образом, мы предоставляем людям возможность реализовать себя в бизнесе, начать заниматься которым не поздно в любом возрасте».
2. Трудоустройство в брендовую компанию с уже выработанными «техниками продаж».
Существует связь сетевого маркетинга с франчайзингом (передачей распространителю лицензионных торговых прав на бренд), что предопределяет важные плюсы прямых продаж: уже «раскрученную» торговую марку, доступ к базе знаний франчайзора (в данном случае сетевой компании), постоянные поставки продукта и, что немаловажно, проверенный и отработанный на рынке алгоритм коммерческих действий.
Таким образом, торговый представитель получает (или приобретает по сниженным ценам) не только продукцию компанию, но и бизнес-модель, созданную высококвалифицированными маркетологами и, как правило, не один десяток лет назад. Юридическая поддержка в случае возможного конфликта с покупателем или представителями государственных органов, консультация специалистов и регулярные тренинги являются неотъемлемым содержимым пакета услуг, которые предоставляет сетевая компания в обмен на стабильные продажи своего продукта.
3. Отсутствие традиционных многоэтапных собеседований при устройстве в компанию.
4. Возможность выстроить собственный рабочий график и даже совмещать сетевой маркетинг с постоянной работой.
Однако совмещать занятия сетевым маркетингом и полную занятость на основной работе довольно тяжело, так как для выполнения плана по продажам дистрибьютору необходимо много сил и времени.
5. Скидки на распространяемую продукцию и разнообразные бонусы.
Рядом компаний сетевой индустрии устраиваются соревнования, победители которых за счет фирмы отдыхают за рубежом или получают другие ценные призы.
К минусам работы в сетевом маркетинге можно отнести:
1. Необходимо следовать четким и регламентированным методикам ведения предпринимательской деятельности.
Нужно четко следовать маркетинг-плану, так как только соблюдение всех его параметров гарантирует получение желаемого заработка.
Например, всем в обязательном порядке выдают утвержденный в компании маркетинг-план, являющийся основным инструментом планирования бизнес-активности дистрибьютора, где прописано обязательное количество контактов потенциальных покупателей, которое необходимо собрать в неделю, число гостей, приглашенных на акции и др. Нужно четко следовать маркетинг-плану, так как только соблюдение всех его параметров гарантирует получение желаемого заработка.
2. Некоторые организации перекладывают затраты на рекламу на участников сети сбыта.
Часто подобные компании заманивают дистрибьюторов в свою структуру обещаниями комплексной поддержки распространения продукта и не сдерживают их.
3. Ограниченность прав и обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством.
В большинстве случаев оформление на работу в сетевую компанию несет договорной, а подчас и вовсе символический характер, что приводит к отсутствию фиксированного оклада, пенсионных отчислений и т. п.
4. Очень большая текучка сред людей, решивших попробовать себя в качестве частных предпринимателей.
«Возможности предполагают большой риск, – так прокомментировал данную ситуацию Йиржи Бунда. – Подобно тому, как люди вкладывают свои деньги в акции или инвестируют их в банк, в нашей компании они также могут заработать огромные деньги или их потерять. Поэтому, превращаясь в предпринимателя и налаживая собственную сеть сбыта путем привлечения новых людей, человек гарантировано зарабатывает, даже попав в больницу или оказавшись нетрудоспособным».
Таким образом, можно сказать, что сфера прямых продаж как область потенциальной трудовой занятости характеризуется несколькими базовыми чертами: перспективностью, большими возможностями извлечения личной прибыли и управленческой самореализации, риском и отсутствием традиционной формализованной трудовой деятельности.
Работа в сфере прямых продаж актуальна в условиях нестабильной рыночной ситуации, однако пока не приобрела в обществе статуса полноценной и надежной коммерческой деятельности. Это связано как с необъективным освещением системы прямых продаж в СМИ, так и реально существующими проблемами сетевой индустрии.
Источник: planetahr.ru/publication/2633/18/64
Свежие комментарии