Трижды GT
Скорость под двести. Дорога, вильнув влево, тут же уходит вправо в лес. Торможение, третья, вторая, газ… Лавина крутящего момента в 430 Нм срывает задние 19-дюймовые колеса в пробуксовку — и Porsche 911 GT3 в красивом заносе прописывает вираж.
Я сижу справа, а за рулем бессменный тест-пилот Porsche Вальтер Рерль. С Вальтером я езжу не первый раз, но впервые — в дождь и по дорогам общего пользования. Видели бы вы глаза того бюргера, который катил нам навстречу на своем стареньком Audi…
Да-да, немец Вальтер Рерль очень даже не прочь нарушить местный орднунг и превысить километров эдак на сто в час лимит скорости на узких немецких дорожках в окрестностях Штутгарта. А я-то стеснялся — жалкие 130, 140… Хотя, может, оно и к лучшему — погода нелетная, целый день льет как из ведра. А самый «злой» из атмосферных Porsche с индексом GT3 (мощность оппозитной «шестерки» увеличена с 415 до 435 л.с.) «обут» в специальные шины Michelin Pilot Sport Cup с глубиной рисунка протектора 4 мм — вдвое меньше, чем у нормальных покрышек. Влетаешь на таких в лужу и… Лучше смириться с тем, что на мокрой дороге Porsche 911 GT3 реализует в лучшем случае три четверти своих возможностей. Хотя возросшую прижимную аэродинамическую силу, активные электромагнитные опоры двигателя, подвеску увеличенной жесткости — почти все, чем отличается обновленный Porsche 911 GT3 (на базе все того же кузова серии 997) от своего предшественника, — по-настоящему можно оценить только на сухой дороге. А еще лучше — на треке, для которого, по большому счету, и создана эта версия. Точнее — для омологации, необходимой для участия автомобиля в целом ряде кольцевых чемпионатов и кубков. В этом году, например, на спортивных версиях Porsche 911 GT3 будет разыграно 13 различных кубков. Плюс участие в гонках серий GT и Le Mans. Только к спортивному сезону 2009 года на конвейере головного предприятия Porsche в Цуффенхаузене будет собрано 214 новеньких автомобилей серии GT3 Cup, GT Cup GrandAm, GT3 Cup S. А всего в мире сейчас гоняется около 1400 спортивных версий Porsche 911 GT3.
Но вернемся к «обычной» версии GT3, на которой можно ездить и по дорогам общего пользования. Помнится, на прошлой презентации Вальтер Рерль сожалел, что на автомобиле нет системы стабилизации (АР №9, 2006). Похоже, к его словам прислушались — и теперь PSM (Porsche Stability Management) входит в базовую комплектацию GT3. Очень кстати — особенно на мокром асфальте! Конечно, систему можно отключить, как это делает Рерль, и попробовать пройти поворот в таком же эффектном заносе. Но если не получится… Буду утешать себя тем, что даже профессиональные гонщики с выключенной PSM мчат по треку не быстрее, чем с включенной. А сам могу добавить, что на мокрой дороге PSM работает великолепно: бросил чуть резче сцепление при переходе на пониженную передачу, задние колеса резко сорвались в скольжение — и система тут же «ловит» автомобиль. Отработать рулем такой занос было бы ой как непросто! Еще больше порадовало быстродействие и точность работы электроники, когда наш автомобиль под управлением отчаянного коллеги-журналиста начало «мотать» из стороны в сторону на скорости 190 км/ч. То ли он лужу зацепил, то ли попал на скользкую разметку… Хрум, хрум, «точечная» работа тормозами — и система стабилизирует Porsche на третьем колебании с минимальной амплитудой раскачки. Спасибо, родимая, выручила! Спасибо системе и за то, что на выручку она приходит только в случае необходимости — ехать быстро не мешает, мотор на выходе из поворотов не «душит».
А вот дойти до «максималки» на этот раз не удалось, хотя организаторы специально включили в маршрут участок «безлимитного» автобана. Дождь и здесь спутал все карты:
— Там, на автобане, есть просматриваемый участок, где можно выжать все 312 км/ч. Но в дождь на этой дороге каждую неделю кто-то попадает в аварию, иногда с очень тяжелыми последствиями, — виновато улыбается инструктор, протягивая мне ключи. — Я бы быстрее 150 км/ч ехать не стал.
В дождь систему стабилизации лучше не отключать — Porsche 911 GT 3 «обут» в специальные полуслики Michelin Pilot Sport Cup с глубиной рисунка протектора всего 4 мм
Но дождь немного стих, и я решился на 240 км/ч. Зато почувствовал, что Porsche действительно липнет к асфальту и без лишней резкости реагирует на подруливания. А в зеркале заднего вида — сплошное «молоко». За плотным шлейфом водяной пыли плохо видно даже антикрыло, благодаря которому — вкупе с доработанными воздушными каналами в переднем бампере — прижимная сила и увеличилась вдвое. А сами каналы теперь защищены решетками: раньше камешки с дороги летели прямиком в радиатор, а теперь — в мелкую «рабицу». Для России крайне актуально. Так же, как и появившаяся в списке опций система подъема передней части кузова. Если раньше владелец GT3 рисковал оторвать юбку бампера не то что при подъезде к бордюру, но и на доморощенных «лежачих полицейских», то теперь нажимаешь на кнопку — и через секунду зазор под юбкой увеличивается с 90 до 130 мм.
Если же говорить о главном — о моторе и коробке передач, то здесь изменений немного. Коробка по-прежнему механическая, шестиступенчатая, c короткоходным механизмом переключения. А почему не преселективная PDK, которая с прошлого года устанавливается на «девятьсот одиннадцатые»? Ведь с ней разные версии Porsche разгоняются до 100 км/ч в среднем на 0,2 с быстрее, чем с обычной «механикой»? Основная причина — масса: PDK на 30 кг тяжелее обычной «механики», а работая над GT3, инженеры борются за каждый грамм с особым энтузиазмом! Особенно теперь, когда после модернизации двигателя стальные гильзы цилиндров сделали его на 3,5 кг тяжелее. Система регулировки фаз Vario-Cam — теперь не только на впускных, но и на выпускных клапанах — это еще два лишних килограмма. Но за счет облегчения катушек зажигания, компрессора кондиционера, маслонасосов и маховика двигатель все же «похудел» на один килограмм. В итоге снаряженная масса автомобиля по-прежнему составляет 1395 кг.
Сзади обновленный GT3 легко узнать по широкому антикрылу и новым светодиодным фонарям
Конечно, эта цифра может меняться как в плюс — если заказывать лифт-систему передней части кузова или DVD-чейнджер, так и в минус — когда вместо чугунных тормозных дисков устанавливается «керамика» (минус 20 кг) или вместо стандартных сидений используются углепластиковые «ковши» весом всего-то 10 кг каждый! А можно, не размениваясь на частности, сразу заказать версию GT3 Clubsport — и тогда в комплекте со спортивными углепластиковыми сиденьями вы получите монтируемый на болтах каркас безопасности, шеститочечный ремень для водителя, выключатель «массы» и спортивный огнетушитель с кронштейном крепления в салоне.
Именно такой красный Porsche GT3 в версии Clubsport я и вел по дорогам Швабии, наслаждаясь потрясающей динамикой и звуком. Когда двигатель минует 4200 об/мин, в резонаторах открываются две заслонки, превращая этот участок системы выпуска в прямоточный. И без того породистый рык становится злее и громче, а уж Porsche GT3, идущий на максимальных оборотах… Но в городе, когда катишь на умиротворенных 2000 об/мин, автомобиль тише воды. По крайней мере, укладывается в нормы шумности. И, само собой, в экологические нормы Euro 5 по составу отработавших газов.
Что напоминает о немалых выбросах CO₂, так это стрелка топливомера, которая к концу двухсоткилометрового пробега опустилась с максимума к границе красной зоны. Вывожу на дисплей показания маршрутного компьютера: пробег — 205 км, запас хода — 65 км. То есть стандартного 67-литрового бака не хватит и на 300 км активного драйва. Нет, уж лучше сразу заказать опционный 90-литровый бак.
Любопытно, что атмосферный GT3 «на бумаге» расходует топлива даже больше, чем более быстрый GT2 с 530-сильным битурбомотором. Но это объясняется спецификой измерений — типовые показатели расхода топлива получают на стендах с беговыми барабанами при движении по стандартному циклу. Циклу, по которому барабаны крутит и Fiat Panda, и Porsche GT3. Циклу, по которому никогда не будет ездить ни один из владельцев Porsche. Кстати, а на какой версии GT предпочел бы ездить сам Рерль?
— В сухую погоду, конечно, на более мощной GT2. А в дождь — на GT3. Ею проще управлять тягой в скольжениях — на GT2 все же мешает турбояма, отклики на газ не такие чистые, ощутимы запаздывания.
Что ж, Рерль может себе позволить иметь парочку Porsche по погоде. А если выбирать для России один из двух?
Классическая компоновка Porsche: оппозитный мотор в заднем свесе, коробка передач перед осью задних колес. Спереди — только радиаторы системы охлаждения и аккумулятор
Мне ведь посчастливилось поездить и на GT2 (АР № 20, 2007). Разницы в эмоциях — никакой. Схожи и динамика, и предельные возможности. И только цена отличается более чем в полтора раза: если Porsche GT3 стоит в России 5 млн 680 тысяч рублей, то за версию GT2 придется выложить минимум 9195600 рублей! Я бы выбрал GT3, а на оставшееся купил бы Porsche Cayenne. Чтобы езда на эксклюзивном автомобиле не превратилась в рутину, а оставалась праздником. А поводов сомневаться в эксклюзивности Porsche GT3, как, впрочем, и GT2, у меня нет: за прошлый финансовый год (с 1 августа 2007 года по 31 июля 2008 года) из 173 проданных в России Porsche 911 только два автомобиля были отмечены индексами GT3 и еще два — GT2. Квота на этот год — два GT2 и всего один Porsche GT3.
Паспортные данные | ||
Автомобиль | Porsche 911 GT3 | |
Тип кузова | купе | |
Число мест | 2 | |
Размеры, мм | длина | 4460 |
ширина | 1808 | |
высота | 1280 | |
колесная база | 2355 | |
колея передняя/задняя | 1497/1524 | |
Объем багажника, спереди/сзади, л | 105/205 | |
Снаряженная масса, кг | 1395 | |
Полная масса, кг | 1680 | |
Коэффициент аэродинамического сопротивления, Сх | 0,32 | |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском топлива | |
Расположение | сзади, продольно | |
Число и расположение цилиндров | 6, оппозитно | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 102,7/76,4 | |
Степень сжатия | 12,0:1 | |
Рабочий объем, см³ | 3797 | |
Число клапанов | 24 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 435/320/7600 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 430/6250 | |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая | |
Передаточные числа | I | 3,82 |
II | 2,26 | |
III | 1,64 | |
IV | 1,29 | |
V | 1,06 | |
VI | 0,92 | |
задний ход | 2,86 | |
главная передача | 3,44 | |
Привод | на задние колеса | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые (диаметр 380 мм), с 6-поршневыми суппортами | |
Задние тормоза | дисковые, вентилируемые (диаметр 380 мм), с 4-поршневыми суппортами | |
Шины передние/задние | 235/35 ZR19/305/30 ZR19 | |
Максимальная скорость, км/ч | 312 | |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 4,1 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 19,2 |
загородный цикл | 9,0 | |
смешанный цикл | 12,6 | |
Выбросы СO₂, г/км | 298 | |
Топливо | бензин АИ-98 |
Свежие комментарии