Российское образование в поисках ответа на новые вызовы
Российская Федерация известна как страна с высоким уровнем образования. По данным переписи 2002 года, лица, имеющие высшее (полное и неполное), а также среднее профессиональное образование, составили 462 человек на 1000 населения в возрасте 15 лет и более против 322 на 1000 во время последней советской переписи 1989 года (рост в 1,4 раза).
Среди занятого населения удельный вес лиц с высшим образованием (полным и неполным) в 2005 году достиг 26,6%. По этому показателю Россия входит в первую тройку стран, уступая только Норвегии и США.
Сегодня на показатели деятельности системы образования в России сильное влияние оказывает демографический фактор, изменение численности различных возрастных контингентов. Если в дошкольном образовании длительный спад контингентов закончился и даже наметилась некоторая тенденция роста числа детей, посещающих детские образовательные учреждения, то в общеобразовательных учреждениях число учащихся продолжает сокращаться, а в учебных заведениях начального профессионального образования этот процесс стартовал не так давно: выраженное падение контингентов наблюдается здесь с 2004 года. В среднем профессиональном образовании также наблюдается сокращение контингентов. В высшем образовании контингенты пока продолжают расти, но с 2005/06 учебного года стало падать число принимаемых в вузы на бюджетной основе.
В дошкольном образовании число учреждений все время сокращалось, хотя с 2000 года — значительно медленнее, чем прежде. Но число воспитанников после 2000 года росло, хотя и не очень быстро (рис. 1 и 2). Этот рост был обусловлен двумя причинами: с одной стороны, с конца 90-х шел рост числа рождений — с 1215 тысяч в 1999 году до 1610 тысяч в 2007, что привело к увеличению контингентов детских учреждений, с другой — возрос охват детей дошкольного возраста услугами дошкольных учреждений (экономический рост привел к тому, что матери стали стремиться отдать детей в детские сады и выйти на работу).
Вместе с тем охват детей 5–6 лет дошкольным образованием остается низким — он не достигает и 60%, что привело в 2004 году к постановке вопроса о введении в России предшколы, особенно для детей из малообеспеченных семей, с тем, чтобы подготовить их к обучению в общеобразовательной школе. Эта мера позволила бы выровнять стартовые условия для учащихся из разных доходных групп населения, повысить качество образования в начальной школе.
Число школ в последние годы также сокращалось, с 2000/01 по 2006/07 учебный год оно уменьшилось почти на 7,8 тысячи (рис. 4). Но при этом падало и число учащихся, отражая предшествующее падение числа рождений с конца 1980-х годов (с 2,5 млн. в 1987 до 1,2 млн. в 1999 году).
Продолжается падение числа учащихся, приходящихся на 1 учителя: в 2006/07 учебном году оно уже опустилось почти до 9,5 к 1 (рис. 5).
Этот показатель по европейским и американским меркам (в качестве нормальных рассматриваются показатели 15 к 1 для начальной школы, 25 к 1 для основной, 20 к 1 для старшей) считается крайне низким даже с учетом российских расстояний и структуры расселения. Соответственно можно сделать вывод, что действующая сеть школ нуждается в дальнейшей оптимизации. Однако этот процесс сталкивается с серьезными социальными ограничениями, особенно в дотационных регионах с высоким уровнем безработицы, когда высвобожденные учителя не могут найти другую работу. В то же время возрастная структура учительских кадров, которая сложилась к настоящему моменту, не может не вызывать тревоги, поскольку 47% работающих учителей (т.е. почти половина) — это лица пенсионного (17%) и предпенсионного возрастов (30%).
За 2000–2007 годы число учащихся в государственных и муниципальных общеобразовательных школах уменьшилось почти на 30%. Следствием этого процесса стало значительное сокращение сети государственных и муниципальных школ и числа учителей. С 2000/01 по 2005/06 учебный год сеть указанных школ сокращалась примерно на 1200–1300 школ в год, но с 2005/06 учебного года процесс пошел более интенсивно: в 2005/06 учебном году сеть сократилась уже на 1700 школ, а в 2006/07 учебном году — еще на 2100. Вместе с тем следует отметить, что при падении контингентов на 28,5% число государственных и муниципальных школ сократилось всего на 11,7%, а число учителей — на 13,3%.
наверх
Начальное профессиональное образование не устраивает никого
Начальное профессиональное образование в последние годы рассматривается как один из наиболее проблемных секторов системы образования, все его количественные характеристики снижаются (рис. 6).
При том, что в структуре занятых доля лиц с начальным профессиональным образованием увеличивалась, в растущей экономике достаточно остро ощущалась нехватка квалифицированных рабочих кадров. Привлечение мигрантов (в том числе нелегальных), которое шло все более интенсивно, проблемы не решало, поскольку они в основном используются на рабочих местах, требующих тяжелого, неквалифицированного труда. Крупный бизнес постепенно стал фактически включать учебные заведения НПО в свои структуры, вкладывать значительные средства в подготовку рабочих. Однако такая политика не может быть реализована предприятиями среднего, а особенно малого, бизнеса: они не имеют на это необходимых ресурсов. Кроме того, подростки, которые оканчивают учебные заведения НПО в возрасте 17–18 лет, практически сразу уходят служить в армию, поэтому у обучающихся нет мотивации к полноценной учебе, к получению востребованной рынком профессии. Как показывают социологические исследования, образовательные устремления выпускников системы НПО имеют следующий вид (рис. 7):
Как следует из рис. 7, в настоящий момент эффективность деятельности учебных заведений НПО весьма низкая: только 25% окончивших идут работать по полученной профессии, остальные либо стремятся продолжить образование (поэтому их мотивация к хорошей работе слаба), либо ждут призыва в армию, даже не пытаясь трудоустроиться.
Работодатели недовольны как личностными качествами подготовленных в системе НПО кадров, так и уровнем их квалификации (рис. 8).
Рисунок 8. Основные недостатки выпускников системы НПО по мнению работодателей
Проблемы развития начального профессионального образования уже в ближайшие годы могут стать серьезным препятствием на пути экономического роста в России.
Прием в ССУЗы начал сокращаться
По данным Росстата, в 2004 году впервые за 10 лет сократился прием в государственные и муниципальные учебные заведения среднего профессионального образования (ССУЗы). В 2005-2007 годах эта тенденция сохранялась. В 2007 году прием в государственные и муниципальные средние профессиональные учебные заведения сократился по сравнению с 2006 годом на 26,1 тысячи человек, или на 3,4%. 238,1 тысячи студентов, или 32,6% от общего числа принятых на обучение в учебных заведениях СПО (в 2006 году — 260,8 тысячи, или 34,5%) приступили к занятиям на условиях полного возмещения затрат.
Рисунок 9. Число ССУЗов и численность студентов в них
Источник: Росстат, Россия в цифрах.
Следует отметить, что в настоящее время в России практически для всех выпускников, окончивших среднюю школу (11 классов), магистральным является путь в вуз независимо от региона проживания (рис. 10).
Как нетрудно видеть, для тех, кто заканчивает 11 класс и их родителей, выбор в пользу учебного заведения НПО находится в пределах 1%, для учебных заведений СПО — в пределах 10%. Любопытно, что в Иваново — центре высокодотационного региона — ориентация на получение высшего образования даже выше, чем у московских школьников. Можно предположить, что это связано с желанием за счет получения высшего образования вырваться из неблагоприятной экономической ситуации.
Высшее образование — выше некуда
В России в последние годы наблюдается бум высшего образования: стремительно росло количество высших учебных заведений — с 1991 по 2007 год более чем в 5,8 раза. В 2007 году произошло незначительное сокращение числа государственных и муниципальных вузов — всего на два. Одновременно добавилось 20 новых негосударственных вузов — их количество увеличилось на 4,7% (рис. 11).
Рисунок 11. Число высших учебных заведений
Источник: Росстат, Россия в цифрах.
Одновременно с ростом количества вузов росло и число студентов (рис. 12) — с 1992 по 2007 год оно увеличилось в 2,7 раза. Число студентов увеличивалось как в государственных и муниципальных, так и в негосударственных высших учебных заведениях, достигнув 7,46 млн. человек. Только с 2006 по 2007 год оно выросло на 151,4 тысячи человек — в государственной секторе на 75,3 тысячи (на 1,2%), а в негосударственном — на 76,1 тысячи (на 6,5%).
Рисунок 12. Число студентов в вузах, тысяч человек
Источник: Росстат, Россия в цифрах.
Прием в вузы оторвался от демографической динамики. Начиная с 2000 года, он стал стабильно превышать число выпускников средних школ (рис. 13).
Рисунок 13. Прием в вузы и выпуск из средних школ
Источник: Росстат, Россия в цифрах.
Тот факт, что в 2005 и 2006 годах разрыв между числом поступивших в вузы и окончивших среднюю школу вновь стал увеличиваться по сравнению с 2004 годом, свидетельствует, на наш взгляд, о том, что началось интенсивное перераспределение абитуриентов между учебными заведениями СПО и вузами.
Бум высшего образования стал реакцией на произошедшее обесценение человеческого капитала в период социально-экономического кризиса 90-х годов: повышение уровня образования позволяло преодолевать неопределенность экономического развития и повышало адаптивные возможности молодежи в новой социальной и экономической среде. При этом получение высшего образования становится социальной нормой для населения России. Этому способствовало и быстрое развитие платного образования.
Уже в 2000 году фактически сравнялись величины бюджетного и платного приема в государственные и муниципальные вузы (рис. 14).
В последующие годы платный прием в государственные и муниципальные вузы стал превышать бюджетный (рис. 15). В 2006/2007 учебном году доля студентов, обучающихся на платной основе, в общей численности студентов государственных и негосударственных вузов достигла 66%. Следовательно, в настоящее время уже более 2/3 студентов в Российской Федерации учатся, платя за свое обучение, и только треть учится за счет государства.
Рисунок 15. Динамика приема в государственные и негосударственные вузы
Источник: Росстат, Россия в цифрах.
Общий прием в вузы в 2007 году составил 1681,6 тысячи человек, что на 24 тысячи человек больше, чем в 2006 году. При этом прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения вырос незначительно — всего на 7,3 тысячи человек; соответственно, основной прирост приема — на 16,7 тысячи человек пришелся на негосударственные вузы.
Прием на бюджетные места падал три года подряд — его снижение за 2005-2007 годы составило почти 60 тысяч человек, или 9,5%.
В профессиональном образовании до последнего времени явно или неявно преобладала задача обеспечения доступности, под которую оформились все организационно-экономические механизмы. Расширение доступности, особенно за счет студентов, платящих за свое обучение, решало для вузов еще одну проблему: компенсировало острую нехватку бюджетных средств. Однако после того, как формально задача обеспечения доступности была решена, — Россия перешла фактически ко всеобщему высшему образованию, — в полной мере встал вопрос о качестве подготовки специалистов. Представляется, что в ближайшей перспективе именно задача повышения качества начнет формировать требования к изменению экономики высшей школы. Все отчетливее встает вопрос о доступности именно качественного высшего образования для различных слоев и групп населения. Однако, как показал опыт последних двух лет, государственные высшие учебные заведения в своей массе к такому изменению задач пока не готовы.
К тому же круг социальных функций высшей школы существенно расширился. Во многих дотационных регионах она превращается в «социальный сейф», предотвращающий высокую молодежную безработицу. Она служит также механизмом уклонения юношей от армии, компенсацией низкого уровня школьного образования, все больше превращается в институт социализации, а не профессионализации молодежи до 22 лет. Кроме того, она функционирует как машина по присвоению определенного социального статуса для многих работающих, когда формальными требованиями к занятию должности является наличие высшего образования.
На фоне общего роста студенческого контингента в России произошло серьезное переформатирование всей системы высшего образования и более широко — всей системы профессионального образования.
Прежде всего, обращает на себя внимание то, что темп роста контингента студентов-заочников в последние годы превышает темп роста числа студентов очной формы обучения (рис. 16). В результате если в 1992 году на очную форму обучения принималось 69% общего приема, а на заочную — 24,8%, то в 2006 году прием на заочную форму обучения превысил 43%, а на очную — снизился до 49,8% общей численности принятых на 1-й курс.
Рисунок 16. Число студентов государственных и частных вузов, обучающихся на различных отделениях, тысяч человек
Источник: Росстат, Россия в цифрах.
Общепризнанно, что качество заочного обучения ниже, чем очного, а качество образования в филиалах ниже, чем в головном вузе. Вместе с тем в последние годы наиболее быстро рос прием в филиалы государственных вузов и негосударственный сектор высшего образования. В 2007 году доля студентов-заочников в негосударственных вузах достигла 66,6%. Соответственно можно сделать вывод: столь быстрое расширение системы высшего образования происходит в форме развития массового высшего образования невысокого качества, доступного для подавляющего большинства поступающих. Другими словами, в результате произошедших изменений в 1990-е — начало 2000-х годов в России сложилась система массового и преимущественно дешевого образования. В силу того, что стоимость заочного обучения составляет 10% стоимости очного, повышение бюджетных расходов в расчете на 1 студента-бюджетника может привести не только к оттоку студентов в негосударственный сектор, но и к еще большему развитию заочной формы обучения в государственных вузах.
В 2000-2007 годах существенно изменилась структура подготовки кадров в системе высшего профессионального образования. Прежде элитные (престижные) специальности уступили в новых условиях место другим, которые в советское время не пользовались особой популярностью. Центр тяжести сместился явно в сторону экономических, управленческих и юридических специальностей, специальностей сервиса и гуманитарно-социальных специальностей. В последние годы к этому списку добавляется и специальность «информатика и вычислительная техника». Вместе с тем нельзя не отметить, что при всей выраженности тенденций ситуация достаточно сильно различается, если сравнивать государственный и негосударственный сектора высшего образования. В государственном секторе наличие бюджетного сегмента приводит к тому, что сохраняется рост по тем специальностям, которые в целом рыночным спросом не пользуются.
Массовое высшее образование: потери и приобретения
Быстрое и резкое увеличение контингента высшей школы поставило на повестку обсуждение вопроса и о новом разделении высшего образования на общее высшее и высшее профессиональное. Превращение высшего образования в социальную норму привело к тому, что молодежь получает его все более вынужденно — под давлением семьи или даже более широкого социального окружения.
Согласно данным социологических исследований, направленных на выявление требований работодателей к работни
Свежие комментарии