Нужна ли старшеклассникам профориентация?
Сегодня школьники могут обратиться в любой из городских центров трудовой адаптации и профориентации. Там им не только предложат пройти психологическое тестирование на склонность к тому или иному виду деятельности, но и помогут узнать, что из себя представляет та или иная профессия, а также дадут консультацию о том, в какой вуз можно поступить, а некоторым из них даже помогут найти работу, конечно, при желании.
«Выбор профессии и подготовка к профессиональному труду — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в подростковом возрасте, — утверждает заместитель директора по УВР, Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» Сергей Цыганов. — Выбирая профессию, человек выбирает свой образ жизни и жизненный путь, так что к этому вопросу нужно подойти со всей ответственностью».
Помощь в профориентации оказывается школьникам на безвозмездной основе, как в городских центрах профориентации, так и по месту учебы. В девятом классе (первый рубеж, ведь после его окончания можно покинуть родные пенаты и поступить в колледж или перейти в школу при каком-то конкретном вузе) — с ребятами начинают работать штатные психологи и приглашенные специалисты из окружных центров.
«В Центр профориентирования пришла по рекомендации друзей, — рассказывает Ксения Мастеркова, студентка 2 курса отделения культурологии философского факультета Высшей школы экономики. — Сначала была беседа со специалистом центра, затем пришел черед тестов. До прохождения тестов на профориентацию полагала, что буду учиться на психолога или специалиста по связями с общественностью. Однако тесты показали, что я несколько ошиблась. Обще направление верное — гуманитарий, но вот более узкое направление — культуролог, а не психолог. Узнав результаты теста, не огорчилась, тем более что и простор для поступления был велик — специалисты центра предложили мне список вузов, в один из них я успешно поступила».
Психолог Светлана Валент, проработавшая несколько лет в школе, отмечает, что профориентация — это комплекс занятий, рассчитанный на целый год: тренинги, деловые игры, психологические тестирования, позволяющие школьнику выбрать направление, в котором данному человеку было бы комфортно себя чувствовать, развиваться и применять свои способности. Где он мог бы работать не «как на каторге», а с удовольствием, и успешно продвигаться по выбранному профессиональному пути.
Казалось бы, что может быть проще? Но тут возникают первые и сложно преодолимые препятствия.
Ошибка или сознательное заблуждение?
«Знаю массу примеров, — отмечает Светлана, — когда люди с явно выраженной гуманитарной направленностью идут учиться в экономические вузы. И чувствуют себя глубоко несчастными, получая образование и затем работая по «выбранной» специальности«.
Что же является причиной ошибочного выбора? Нередко срабатывает «стадный инстинкт» — куда все, туда и я. Привычка следовать за лучшим другом/подругой может завести в настоящий тупик.
«Я поступала в ГУУ на одну из экономических специальностей, — рассказывает Екатерина Савитская, — «за компанию» с подругой. Однако, поскольку мне всегда была ближе литература и история, результаты ЕГЭ подвели, и меня не оказалось в списках поступивших. Пришлось срочно подавать документы в другой вуз (платный). На этот раз я выбрала специальность — журналистика. Сначала очень переживала, было страшно оказаться в новом коллективе совсем одной. Но началась учеба и я поняла, что это «мое», да и ребята на курсе оказались хорошими. Очень скоро я обзавелась целой компанией новых друзей и представить себе не могла, как бы училась в ГУУ на скучной экономической специальности».
Еще одно заблуждение, часто сбивающее с выбранного пути — престиж выбираемой профессии и зарплатные перспективы в ней. Здесь также есть свои подводные камни, переизбыток специалистов в той или иной специальности, который наблюдается сегодня, к примеру в юриспруденции. Юридических факультетов масса, но котируются по-настоящему лишь 3-5 из них. Соответственно, устроится на престижную и высокооплачиваемую работу большинству отучившихся в вузах «второго плана» не так-то просто.
Третий путь, ведущий к ошибочному выбору, — навязывание родителями своего мнения.
«Нередко приходилось сталкиваться с родителями, — рассказывает Светлана, — которые считали, что наша программа профориентации — профанация. Они заранее делали выбор за своих отпрысков, не считаясь ни с их задатками, ни с их мнением. Хорошо, если выбор родителей оказался верным и наши тесты только подтверждали его. А если нет? Очень обидно наблюдать такие ситуации. Ведь таким образом родители ломают судьбу своего ребенка, даже если делают это из самых лучших побуждений».
Впрочем, есть и те, кто самостоятельно делает правильный профессиональный выбор. «Сегодня я учусь в педагогическом колледже №10. После его окончания планирую поступить в педагогический университет, — рассказывает Валентина Бондаревская, — еще в школе я знала, что свяжу свою жизнь с педагогикой. Тесты по профориентации, которые проходила в девятом классе, только подтвердили мою уверенность».
Практичный подход
По словам Сергея Цыганова, на консультацию в Центр школьники приходят не так уж часто. В России просто пока еще нет достаточной культуры профориентации. Многие считают, что советов родителей вполне достаточно. И тем не менее, Центры социальной адаптации и профориентации готовы оказывать школьникам всестороннюю поддержку при выборе профессии.
Первый шаг в этом направлении можно сделать не выходя из дома. На сайте Центра имеются разделы, в которых можно получить предварительную консультацию психолога, или другого специалиста центра, пройти тестирование.
«Организованные нашим Центром мероприятия по профориентации учащихся проводятся во всех учебных заведениях нашего округа, — поясняет Сергей. — Образовательные учреждения прибегают к помощи наших специалистов. Проводим тестирование, анкетирование учащихся, что позволяет нам получить информацию о предпочтениях, взглядах, склонностях подростков. Эта методика относится к т.н. неактивным формам профориентирования, и в то же время она очень интересна подросткам, они с удовольствием принимаю участие в таких тестированиях».
Говоря об активных формах профориентации можно отметить прежде всего тренинговые группы, функционирующие в Центре и направленные на улучшение навыков общения, что поможет быстрее адаптироваться в новом коллективе и избежать страха расставания со школьными товарищами.
«Устраиваем также различные конкурсы по профессиям, — рассказывает Сергей. — Ребятам предлагается рассказать о выбранной ими специальности. Принцип такой: умеешь рисовать — нарисуй картину, любишь писать сочинения — сделай статью о профессии, хорошо фотографируешь — представь фоторепортаж. В прошлом году на этот конкурс вышли около 800 участников из половины образовательных учреждений нашего округа. Проводим и фестивали профессий, стараемся, чтобы они были прикладные — представители профессий рассказывают ребятам о своем ремесле, дают попробовать себя в деле (столяр делает стул, парикмахер — стрижет или делает укладку и т.д.). В прошлом году был интересный опыт: приглашали мастера, который занимается изготовлением тедди-медведей. Он подробно рассказал об истории этой игрушки, показал, как они изготавливаются, предложил ребятам попробовать сделать тедди-мишку самим. Еще одна интересная форма активного профориентирования: «Школа будущего». В рамках производственной практики студенты старших курсов вузов проводят с ребятами из школ и училищ циклы занятий, где рассказывают о своей профессии, о специфике обучения именно в своем вузе. Это очень интересная форма сотрудничества как для нас, так и для вузов, т.к. учебные заведения получают возможность заполучить абитуриентов (что очень важно сегодня, когда во многих вузах недоборы — ведь учиться сегодня идут те, кто родился в период сильного демографического спада начала и середины 90-х). Школьники, общаясь со студентами, могут заранее определиться «по силам» и «по интересам» ли им, именно этот вуз«.
Увидеть на практике
«Еще одна уникальная форма профориентирования, которой мы гордимся, — рассказывает Сергей, — это экскурсии на различные предприятия, в т.ч. на закрытые военные объекты.
Туда мы попадаем по договоренности с профсоюзами или вузами, к примеру, у нас налажено плотное сотрудничество с МИРЭА, так что на предприятиях Института наши группы — желанные гости.
Недавно в рамках таких профессиональных экскурсий наши ребята были допущены и в святая-святых аэропорта — диспетчерскую. Это очень интересно и наглядно и открывает, порой, неожиданные перспективы. Прежде чем выбирать специальность, нужно много узнать о ней, а то ведь у нас очень часто смотрят только на деньги, или на внешнюю сторону специальности (мол, престижно, модно, интересно). Вот почему у нас так много «белых воротничков» — менеджеров, юристов, маркетологов. Но, мало кто знает, что диспетчер в аэропорту может получать до 400 т.р. в месяц — на зависть «офисному планктону». Правда, здесь конечно требуется большое желание работать, высокая концентрация внимания и умение брать ответственность на себя, принимая решения.
Центры профориентации
- Городской центр профориентации
- Инновационный центр «Статус БиоТехнологии» при МГТУ им. Н.Э.Баумана
- Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»
- Центр профориентации молодежи
- Центр занятости населения ЮАО г. Москвы
- Центр психолого-медико-санитарного сопровождения «Взаимодействие»
- Центр профориентации «Ориентир» СВАО г. Москвы
- Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Ясенево» ЮЗАО г. Москвы
- Окружной Центр профориентации и самоопределения «Карьера» СЗАО г. Москвы
- Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский» ЮЗАО г. Москвы
- Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Академический» ЮЗАО г. Москвы
- Центр профориентации молодежи «Компас» Зеленоградского Административного Округа г. Москвы
- Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Красносельский» ЦАО г. Москвы
- Центр профориентации и социальной адаптации молодежи «Горизонт»
Елена Борисова, журнал Куда пойти учиться № 46
источник: http://www.ucheba.ru/vuz-article/12942.html
Свежие комментарии