Часто высокий конкурс образуется на те специальности, о которых абитуриент много слышал, но толком не понимает, о чем идет речь. Сегодня «КПУ» рассказывает о некоторых таких направлениях подготовки.
Организацией праздников чаще всего занимаются люди с театральным образованием (Институт культуры, РАТИ, Школа-студия МХАТ и др.) Например, руководитель Культурного центра ГУ-ВШЭ Шамиль Сиразетдинов еще несколько лет назад активно участвовал в разработке так называемых корпоративов: больших выездных праздников для всех сотрудников компании. Организовать театрализованное новогоднее шоу для многотысячного офиса банка — дело отнюдь не простое. Тем более, что Новый год не устроишь на природе, а значит, нужны декорации, сцена, музыканты, возможно, костюмы для сотрудников (хотя бы минимальные рожки и Чебурашкины розовые ушки). Кроме того, на корпоративах приняты выступления руководителей компании, а как их вписать в этот праздник? Словом, студенческим капустником тут не обойдешься. Требуется профессиональный режиссер.
Именно такой факультет РАТИ и заканчивал Шамиль Сиразетдинов, и многие годы подряд он подрабатывал организацией корпоративов. Уфимское музыкальное училище и Государственный университет искусств Уфы, а именно их дипломами по классу вокала располагает Сиразетдинов, нашли свое применение в виде музыкального обрамления праздничных шествий. «Чего только не было на моей памяти. Особенно хорошо помню праздник 23 февраля, который мы делали во дворике Дома ученых на Пречистенке для коллектива некой компании, где значительная часть сотрудников оказалась бывшими военными. Мы для них и «курс молодого бойца» под музыку устроили, и взятие танка, и каскадеры у нас по-пластунски весь двор облазили, и салют — чуть ли
не гранаты взрывали. Главное в нашем деле — чтобы клиент был доволен». Так что пригодился и опыт работы в цирковом училище, и кружок пантомимы, который вел режиссер в родной Уфе. Непростая эта работа — веселить скучных офисных клерков. Так что все — от фехтования до акробатики — чему учат в театральном вузе, бывает полезно.
PR (public relations, то есть связи с общественностью)
Связи с общественностью — сравнительно новая отрасль, в России она стала развиваться вместе с маркетингом в середине 90-х гг. PR-агентства занимаются имиджем товаров и услуг, компаний, проектов на рынке. Их задача: обеспечить максимально положительный информационный фон вокруг того или иного продукта или события (сплетни из серии «Пусть говорят» категорически исключаются). Как правило, пиарщиками становятся выпускники филологических или рекламных факультетов. В данный момент, как и все «необязательные» направления бизнеса, PR страдает: денег мало, 30—40% специалистов уволили. Однако через 5 лет, вместе с ростом экономики, возможен новый всплеск интереса к PR. «Сейчас, в кризис, в первую очередь востребованы те, кому 28—32 года, люди с 6—10 годами профильного опыта работы, — говорит Наталия Мандрова, генеральный директор агентства инвестиционных коммуникаций «Примум Мобиле». — Если до кризиса молодые пиарщики из престижного вуза (например, МГИМО, кафедра связей с общественностью) получали не менее 35 тыс. рублей, сейчас за эти деньги готовы работать специалисты с опытом работы 5—6 лет». Индустрия коммуникаций зависима от делового и общественного климата в стране. Но ясно, что в любое время людям без знания иностранных языков в этой области делать нечего, уверена Наталия Мандрова. Тем, кто посматривает на эту профессию, она советует обратить внимание не только на товарные рынки, но и на PR-услуг, например, продвижение ассоциации клининговых компаний.
PR-специалист и в повседневной жизни — образец коммуникатора, имеет связи в самых неожиданных сферах, знает разных людей — от хорошего парикмахера до лидеров общественных движений. Ольга Муронец, управляющий партнер тренинг-консалтингового центра MOLD Ltd. и преподаватель кафедры рекламы и PR журфака МГУ, добавляет, что главный багаж пиращика — это связи и его собственный имидж (рынок узок, и все друг друга знают).
Международные отношения
К огда абитуриенты штурмуют МГИМО, надеясь поступить на «Международные отношения«, они видят себя в будущем как минимум сотрудниками посольства России в Вашингтоне, Париже или Лондоне. Никто не рвется в Уганду и тем более не предполагает, что работать ему придется в МИДе за 30 тыс. руб. в месяц. Однако на самом деле это именно так. Выпускники МГИМО работают и в хедхантинговых компаниях (подбор персонала для корпораций), и в международных консалтинговых фирмах, и на госслужбе. А вот в посольствах и международных организациях — таких как представительство ОБСЕ и ОПЕК — много россиян с отнюдь не «международным» образованием. Короче говоря, образование вовсе не гарантирует, что человек сможет стать дипломатом. И наоборот: специалист по связям с общественностью петербуржского вуза вполне может стать пресс-секретарем Представительства Европейской комиссии в России. А затем уехать работать в Вену в ОБСЕ — именно такая история произошла с Татьяной Баевой.
Выпускник факультета международных отношений МГИМО Максим Кацев и его сокурсники называют себя «дилетантами широкого профиля». «У нас нет четкой специализации, — рассказал Максим. — Моя специальность, например, звучит так: «Регионоведение со знанием иностранных языков». А что такое регионоведение? Это и политика, и экономика, и право, и история, и культура. Мы разбираемся во многих сферах, теоретически наш выпускник может работать где угодно. Но формально — ты готов только для работы в МИДе. А если ты захочешь поработать в бизнесе, придется пройти дополнительные курсы». Гринпис, WWF в России держатся на биологах, а вовсе не на специалистах по международным отношениям — и это вполне справедливо. Напротив, МИД несколько лет подряд проводил рекрутинг выпускников любых престижных вузов, хорошо владеющих двумя европейскими языками — таких навыков вполне достаточно, чтобы поступить на госслужбу в это престижное ведомство.
Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере
Это направление — удивительная смесь математики и гуманитарных наук. Речь идет об анализе
слов, который применяется в поисковых машинах интернета: Яндекс, Google. Такая область знания, как искусственный интеллект (наука о том, как научить компьютер запоминать новые слова и их комбинации, вести диалог с человеком и т. д.) получила большое развитие у нас в стране в 80-х гг. Хотя сам термин «artificial intelligence» появился в США еще в 1956 г. Практически единственное учреждение, которое готовит специалистов по искусственному интеллекту — Институт лингвистики РГГУ (в этом году в первой волне конкурс сюда был несколько сотен человек на место, хотя к третьей поступить оказалось совершенно реально и со «средними» баллами, свидетельствует абитуриент Роман Елисеев). Традиционно сюда сдают математику, литературу и иностранный язык. Ведь типичная тема дипломной работы — «Система морфологического анализа слов», которая активно используется в компьютерных переводчиках текста (типа Abbyy Lingvo) и при обработке поисковых запросов.
Интересно, что коллектив преподавателей этого института — просто замечательное сочетание филологов и математиков, отпочковавшихся в 90-х от отделения лингвистики филфака МГУ. Тем не менее завотделением искусственного интеллекта — типичный технарь, д. т. н. Виктор Финн. Он занимается приложениями логических методов к наукам о поведении (социология, социальная психология) и медицине. А автоматический анализ текстов в поисковых системах читает д. т. н. Делир Лахути.
Информационный менеджмент
Специальность считается очень востребованной работодателями: ни одна современная компания не может обойтись без человека, который будет управлять ее информационными процессами и работой IT-подразделений, внедрять и поддерживать ERP и прочие электронные системы. Однако опытные айтишники относятся к этой специальности скептически. «Сфера IT перегружена такими, как я, тем более что инженерные специальности на зрелых рынках больше ценятся», — утверждает Сергей Детков, который управляет ИТ-системой в одном из ведущих банков Москвы. По образованию Сергей инженер со специальностью «Информационные системы и технологии», начинал программистом, последние 4 года занимает управленческие должности.
«Информационный менеджмент» готовит управленцев, которые очень поверхностно знакомы с индустрией разработки ИТ-продуктов. «Как он может управлять программистом, если понятия не имеет, сколько времени уходит у того на выполнение той или иной задачи? — недоумевает Сергей. — Если вы хотите руководить ИТ-проектами, нужно заканчивать технический вуз, а потом добирать управленческие знания и навыки по ходу работы, на курсах или получать дополнительное образование. В специальности «Информационный менеджмент» инженерная составляющая минимальная, поэтому рассчитывать на хорошую базу не стоит. А без нее вы никому не нужны на рынке».
Антикризисное управление
Эта дисциплина получила широкое распространение в вузах после кризиса 1998 года, когда оказалось, что таких специалистов в стране нет. Но можно ли за 5 лет подготовить человека к решению проблем предприятия? Конечно, нет. Надо ли говорить, как смотрят на новичка, пришедшего после вуза «усовершенствовать бизнес-процессы предприятия» его более опытные коллеги. В итоге, дипломированные специалисты по антикризисному менеджменту часто работают маркетологами, свидетельствует Алексей Лазутин, директор по развитию торговой сети «ВЕЩЬ!», получивший пресловутую специальность в ГУУ.
Политология
Политическое консультирование было очень модно и популярно в 90-е годы, когда в России появилось невероятное множество партий и течений. Со временем, а точнее, с установлением минимального порога в 7% голосов для любой партии, которая хотела иметь представительство в Госдуме (этот закон был принят в 2005 г.), надобность в политологах резко сократилась. А «партийная вакханалия 90-х годов», как ее назвал нынешний президент Д. Медведев, закончилась. По сути, подготовка политологов в больших количествах стала излишней. Но только в этом году отделение политологии философского факультета МГУ было преобразовано в отдельный факультет. Зачем — непонятно. Ясно только, что большинство выпускников этого отделения работают пиарщиками (см. выше).
Полина Юдина, Катерина Печуричко, журнал «Куда пойти учиться» № 47, сайт www.ucheba.ru
источник: http://www.ucheba.ru/vuz-spec/11217.html
Свежие комментарии