Стратегия «вопреки»
Сергей Рыжиков, 36 лет. Окончил Белорусский государственный университет по специальности «Радиофизика и электроника» До 1998г. возглавлял отдел интернет-технологий и финансовых телекоммуникаций в АКБ «Инвестбанк». В 1998 году вместе с партнерами создал компанию «Битрикс». С 2007 года — генеральный директор ООО «1С — Битрикс», совместного предприятия фирмы «1С» и компании «Битрикс»
«Мне рассказывали, что в США проводили такой эксперимент: маленьким детям давали на сладкое зефирку и говорили: «Если ты не съешь ее сегодня, то завтра ты получишь большущую-большущую коробку зефира». Большинство детей надкусывали или съедали зефирку. Но были дети, которые даже пряталась под стол, чтобы не смотреть и не поддаться искушению. Они терпели, рассчитывая в будущем получить больше. Большинство из этих детей стали успешными. Такой подход я называю стратегическим мышлением. Стратегическое мышление плюс команда профессиональных сотрудников – вот вам и формула успеха», – заключает генеральный директор «1С-Битрикс» Сергей Рыжиков. Сам Рыжиков стратегическим мышлением научился пользоваться десять лет назад, с наступлением кризиса 1998 года. Тогда будущий основатель компании «1С-Битрикс» работал руководителем отделения интернет-технологий и коммуникаций в калининградском банке. А в банки, как повелось, кризис наведывается в первую очередь. Так кризисный 1998-й стал поворотным в судьбе банковского служащего, направив его стопы на предпринимательский путь.
«Когда десять лет назад произошел дефолт, стало понятно, что еще лет пять российские банки будут восстанавливаться после кризиса, активно развиваться они не будут, так что я и другие мои коллеги по работе начали думать, сможем ли мы зарабатывать самостоятельно», – рассказывает Рыжиков. США тогда кризис не затронул, а интернет-технологии уже позволяли находить заказчиков на разработку ПО даже на другом конце планеты. Так Рыжиков и коллеги решили продавать свои услуги по разработке ПО для поддержки сайтов и их модернизации на условиях почасовой оплаты, по пять долларов час. «В 1998 году это были неплохие деньги, – вспоминает он. – Начинали мы свое дело у меня на кухне, потом сняли однокомнатную квартиру, потом – трехкомнатную. Так появилась компания «Битрикс»». Однако, по словам Сергея Рыжикова, вскоре стало очевидно, что таким способом можно заработать на жизнь, но о стратегическом развитии предприятия, занимаясь предоставлением услуг в рамках почасовой оплаты, говорить не приходилось. В этом случае компания не производила свой продукт, так что и права на интеллектуальную собственность от их разработок принадлежали заказчику. По-настоящему развивать бизнес можно было лишь при производстве собственного продукта. Первой такой разработкой для «Битрикс» стало ПО – система управления веб-сайтом, однако до того, как продукт компании стал успешно продаваться на нашем рынке, прошло несколько лет. «Сначала я предложил нашим американским партнерам совместно разрабатывать программное обеспечение, но они не поверили в эту идею и сказали, что привыкли работать по схеме «купить час человека за $5 и продать его за $25″ и отказываться от нее не намерены, – вспоминает Рыжиков. – В итоге мы выделили отдельную команду разработчиков, которую финансировали за счет средств, получаемых за счет работы на аутсорсинг, и начали самостоятельную разработку ПО. На базе этой программы мы смогли разрабатывать сайты самостоятельно».
Продажи своих программных продуктов «Битрикс» начала именно в России.
Первые версии продуктов компании, как это обычно бывает, развивались от клиента к клиенту, впитывая в себя как достоинства, так и недостатки разных требований заказчиков. Одним клиентам компания разрабатывала форумы, другим – опросы, третьим – статистику. Все это напоминало запчасти от автомобилей разных марок, которые сложно было собрать воедино. Для каждого клиента приходилось выполнять существенные доработки, согласование модулей и общее тестирование полученного решения. «В какой-то момент, выполняя проект для нового клиента, я понял, что необходимо изменить сам подход к разработке продукта, продаже и даже внедрению, надо выпустить по-настоящему тиражируемый продукт», – объясняет предприниматель.
Спрос на такой продукт был очевиден, но к разработке универсального ПО компания приступила только в 2001 году. «У нас было ощущение, что на нашем рынке уже присутствовует огромное количество CMS (прим. ред.: Content Management System – систем управления контентом).
Опасаясь конкуренции, мы медлили выходить в этот сегмент. Мы разрабатывали системы электронной коммерции, коммуникационные продукты, другое программное обеспечение… А к выпуску CMS нас, по сути, подтолкнули наши клиенты, которые неоднократно сигнализировали нам о том, что нуждаются в такой программе», – говорит Рыжиков. Принципиально новая тиражируемая система была готова у «Битрикс» уже через девять месяцев после принятия решения о ее разработке. В компании к тому времени работало не больше двадцати человек. «У нас было два продукта, – вспоминает Сергей Рыжиков. – «ИнфоПортал» – сложная система и более простая – «Управление сайтом». Изначально мы рассчитывали на успех более сложного ПО. Так что при встрече с потенциальным покупателем я первым делом показывал ему «ИнфоПортал» – эта система была дороже, и нам было выгодней ее продавать. Клиент восхищался технологичной и дорогой системой, но покупал «Управление сайтом», потому что она была проще в управлении. В этом был наш маркетинговый просчет, который компания осознала не сразу».
По словам Сергея Рыжикова, ключевым моментом в успехе его предприятия стало то, что компания «Битрикс» очень быстро осознала необходимость отказа от самостоятельной дистрибуции своего ПО и начала реализовывать свои разработки через партнеров.
«Можно сделать хороший продукт, но если продавать его самому, то в месяц сможешь выполнить максимум 50 проектов, тем более в нашем сегменте, когда каждому клиенту нужно индивидуально настроить внешний вид сайта, дизайн и так далее», – поясняет он. «Битрикс» отказалась и от выполнения работы по обслуживанию и оформлению сайтов, оставив за собой только разработку технологических продуктов. В результате веб-студии, которые раньше были конкурентами компании, перешли в разряд ее партнеров, число которых постоянно увеличивалось. «Мы просто приходили в агентства, которые оказывали поддержку веб-сайтов, со своим продуктом и говорили: вот вам платформа, делайте на ней что хотите», – рассказывает предприниматель. Принять такое соломоново решение, однако, компании было совсем непросто, так как, на первый взгляд, при отказе от продаж в обороте предприятия исчезала крупная статья доходов. «Помню, собирал деньги на три месяца, так как был уверен, что за это время я вообще ничего не заработаю. Если через три-четыре месяца мы бы не вывели продукт на окупаемость, пришлось бы вернуться к обслуживанию сайтов», – признается Рыжиков.
В 2003 году компания открыла представительство в Москве.
Сотрудники московского офиса занимались маркетингом, продажами продукта и поддержкой партнерской сети. Калининградский офис стал центром разработки. Сейчас в Калининграде работает 50 человек, в Москве – 15. «Все дело в эффективности управления, – говорит Рыжиков. – Десять лет назад я принял еще одно стратегически важное решение: создавая компанию, я предложил ключевым разработчикам стать совладельцами фирмы. У меня нет контрольного пакета. Каждый из нас может заменить другого, помочь. Я уверен, что нельзя одному решать все задачи. И еще я уверен, что хороший бизнес можно построить только с хорошими партнерами». Весной 2007 года «Битрикс» объявила о создании совместного предприятия с фирмой «1С». Решение об объединении с крупнейшим в России разработчиком IT-платформ в компании объясняют следующим образом: «Наш клиент – это малый, средний и крупный бизнес. Сегодня в России 1200 тыс. предприятий, которые платят налоги. Из них 1 млн. работают с «1С». Поэтому такой шаг позволяет, во-первых, укрепить брэнд, во-вторых, предложить рынку новые решения».
За полтора года существования СП «1С-Битрикс» таких решений в портфеле предприятия появилось несколько. Во-первых, это комплексная система автоматизации интернет-торговли: «1С-Битрикс: Управление сайтом» интегрирован с системой «1С:Предприятие 8» (с «1С:Управление Торговлей», «1С:Управление Производственным Предприятием» – флагманским продуктом ERP-сегмента). Интеграция выполнена именно с точки зрения интернет-торговли (обработка заказов, выгрузка каталогов товаров из «1С» на сайт). Сейчас компания разрабатывает интеграцию «Корпоративного портала» с «1С:Управление персоналом».
«1С-Битрикс: Корпоративный портал» – это новый продукт разработчиков, с запуском которого компания «1С Битрикс» выходит, по сути, в новый для себя сегмент. Новый продукт представляет собой платформу для организации в компаниях интранет-систем. Причем то, что выход этого продукта совпал со временем экономического кризиса, не является случайностью. По мнению Рыжикова, именно сегодня такой продукт будет наиболее востребованным на нашем рынке. «Уже сейчас к нам обращаются первые клиенты, у которых в компании работает до 8 тысяч человек, – рассказывает Сергей Рыжиков. – Руководители компаний прекрасно понимают, что как раз в кризисные времена и нужно наиболее точно управлять внутренними коммуникациями, настроением персонала. Мы планируем занять весь рынок компаний размером 3,5-5 тысяч сотрудников, а на следующий год наметили общее количество внедрений на уровне 10 тысяч». По его оценке, в прошлом году российский рынок веб-разработок составлял порядка $150-300 млн., а объем рынка разработок корпоративных порталов – в три раза больше.
Одним из стратегических шагов в развитии бизнеса «Битрикс» стало решение о выпуске модификации системы управления сайтами под базы данных Oracle. «Oracle – безусловный лидер сегмента. Когда нагрузка на сайт растет, требуется более серьезная технологическая платформа для его поддержки. Сегодня у тебя десять человек в день, а завтра – десять тысяч человек в час. Такая мощная платформа, как Oracle, позволяет выдержать любые нагрузки», – объясняет Рыжиков.
Современная версия «Управления сайтом» вышла в свет в 2003 году. Она постоянно совершенствуется и регулярно обновляется. С самого начала компанией была поставлена задача, чтобы продукт покрывал 95% потребностей сайта. На рынке и по сей день есть предложения, когда такие компоненты, как форум, блоги, статистика, интернет-магазин, продаются отдельно, каждый со своей архитектурой. Наш продукт все это в себя включает, а открытая архитектура позволяет без особых проблем и без потерь обновлять сайт и оставаться актуальным.
Источник: www.mybiz.ru/index.php
Свежие комментарии