«Второе высшее: мотивация выбора»
В недавнем прошлом получение второго высшего образования было большой редкостью, скорее исключением из правил. Система государственного высшего образования, которое было полностью бесплатным, не предусматривала возможностей поменять полученную специальность для тех, кто разочаровался в ней, или хотел бы выбрать для себя новую сферу деятельности, желал бы иметь большую зарплату или достичь более высокого статуса в обществе.
Сложившаяся в стране система повышения квалификации также в основном не предполагала переподготовку кадров по новым специальностям, а была нацелена преимущественно на квалификационное совершенствование в соответствии с полученным образованием. Второе высшее за государственный счет, естественно, не поощрялось государством, его можно было приобрести лишь заочно, и такая возможность имелась у немногих. Тот, кто, получив высшее образование, не желал довольствоваться достигнутым образовательным уровнем, выбирал следующую образовательную ступень, которой была аспирантура. Однако целью обучения в аспирантуре, как известно, было не обретение новой специальности, а выполнение научного исследования, результатом которого являлась кандидатская диссертация. Считалось, что лишь самые способные выпускники высших учебных заведений могут на конкурсной основе поступить в аспирантуру, а их дальнейшее предназначение связывалось с работой в научных учреждениях или высших учебных заведениях, что было престижным в нашем прошлом обществе. Получалось, что, поступая в вуз, человек выбирал себе специальность на всю жизнь. Но кто, скажите, был гарантирован от ошибок в столь серьезном выборе? Пожалуй, сменить мужа или жену было для многих проще, вторично вступив в брак, нежели, разочаровавшись, сменить специальность.
Рыночные реформы внесли существенные коррективы в жизненные сценарии российской интеллигенции, обусловив для значительной ее части необходимость приобретения новой, адекватной рынку и востребованной рыночной экономикой специальности. Многим из тех, кто вступил в пору «среднего возраста», пришлось начинать жизнь почти «с чистого листа», расставшись с полученной специальностью, осваивать новые для себя социальные и экономические роли.
В связи с этим в последние годы получение второго высшего образования нашло среди специалистов широкое распространение и популярность. То, что в недавнем прошлом было довольно редким явлением, сегодня обрело массовый характер. За студенческие парты вновь сели люди, даже наиболее «продвинутые» в рыночной экономике, достигшие высокого социального статуса и имеющие соответственно высокий уровень материального обеспечения. Это и «первые лица» банков, крупных коммерческих фирм, государственных предприятий, и представители властных структур, депутаты и т.п.. Их потребность в продолжении образования обусловлена часто нехваткой современных конкретных знаний для принятия безошибочных решений, грамотного управления людьми.
В то же время насущную потребность в получении второго высшего образования ощутили люди, чья специальность утратила актуальность и не пользуется спросом в условиях рынка; они надеются заиметь новую, «рыночную» специальность, которая позволит им найти высокооплачиваемую работу, сделать карьеру и занять достойные статусные позиции в обществе.
Среди тех, кто также не довольствуется достигнутым образовательным уровнем, есть и третья категория — это люди, которые уже имеют вполне устраивающую их должность и зарплату, но работают не по той специальности, которую им предоставило первое высшее образование. К этой категории относятся, например, главные бухгалтеры с педагогическим или медицинским образованием, заместители директоров производственных и коммерческих фирм с гуманитарным или естественнонаучным образованием. Для того чтобы «закрепиться» в должности, им необходим диплом по новой экономической специальности, поэтому они принимают решение получить второе высшее образование.
Таким образом, осуществление рыночных реформ обусловило рост образовательных потребностей разных слоев населения, а для многих людей и необходимость получения второго высшего образования. Это привело к тому, что само образование все в большей степени стало развиваться по законам рынка, о чем свидетельствует создание различных негосударственных образовательных учреждений в крупных городах и их многочисленных филиалов в малых городах и населенных пунктах; в государственных вузах также были созданы разнообразные коммерческие структуры, предоставляющие платные образовательные услуги. Можно сказать, что под влиянием реформ в российском обществе сформировался рынок образовательных услуг, который, несмотря на все разговоры о кризисе образования, развивается чрезвычайно интенсивно. «Второе высшее» становится наиболее интересным и перспективным направлением российского рынка образования.
Для того, чтобы понять феномен «второго высшего», необходимо проанализировать прежде всего те факторы, которые повлияли на мотивацию взрослых людей, имеющих высокий образовательный уровень, не останавливаться на достигнутом, а продолжить образование.
Этой цели было подчинено социологическое исследование, проведенное в Институте переподготовки и повышения квалификации Уральского государственного экономического университета. В нем приняли участие слушатели, получающие второе высшее образование по специальностям: финансы и кредит; бухгалтерский учет, анализ и аудит; мировая экономика; экономика и управление на предприятии. Исследование было основано на применении методов включенного наблюдения как незаменимого источника информации, анализа документов и анкетного опроса на основе сплошной выборки (п = 248): Обработка социологической информации проводилась с использованием универсальной программы SPSS.
Оказалось, что самым важным фактором, мотивирующим решение продолжить образование, большинство респондентов посчитали нехватку конкретных знаний, чтобы занимать нынешнюю должность, хорошо разбираться в экономических вопросах и принимать самостоятельные решения. Этот мотив отметили 73,1% опрошенных; причем 27,7% респондентов признали его самым важным, и еще 19,3% поставили его на второе по значимости место. Вместе с тем около четверти (26,9%) слушателей оставили этот фактор без внимания, не относя его к числу тех, которые повлияли на их выбор.
Второй по популярности мотив, который отметили 63,9% наших слушателей, связан с тем, что в настоящее время они работают не по той специальности, по которой ими получено первое высшее образование, и для того, чтобы «закрепиться» в должности в условиях конкуренции, им необходим диплом по новой специальности. 29,8% считают этот, а не предыдущий фактор самым важным, и 13,9% придали ему второй по значимости ранг. В итоге получается, что данный мотив имеет максимальное количество предпочтений. Тем не менее более трети респондентов (36,1%) вообще не считают этот мотив значимым для себя, не отметив его в числе тех, которые повлияли на их решение.
Естественно было предположить, что для многих второе высшее образование окажется необходимым для того, чтобы сделать карьеру. И действительно, этот мотив был отмечен большинством (60,9%) слушателей, а почти пятая часть из них (19, 3%) поставили его на первое и 11,8% на второе место. Около половины слушателей (47,5%) решили продолжить образование по той причине, что их не устраивает собственный социальный статус, и, получив диплом по новой специальности, они рассчитывают занять более значимую должность и иметь более высокую зарплату.
Более трети опрошенных (34,9%) сочли, что их прежние знания устарели, не соответствуют изменившимся социальным и экономическим требованиям, поэтому они решили продолжить образование. Однако этот мотив поставили на первое место только 5,5% респондентов.
Также примерно треть получающих второе высшее образование (34%) столкнулась с тем, что их первая специальность не пользуется спросом в современной рыночной экономике, поэтому они считают, что им необходимо получить новую специальность, чтобы сменить работу. На первое место этот мотив ставят 7,6%, и каждый двадцатый определил ему второе место.
Для четверти слушателей (25,2%) значимым оказался такой мотив: «В современных условиях молодежь имеет преимущества на рынке труда. Я бы не хотел уступать более молодым в условиях конкуренции и готов для этого продолжить образование». Данный мотив был отмечен теми слушателями, чей возраст превышает 35 лет, а таких среди опрошенных 30, 8%. Однако и этой частью людей зрелого возраста конкуренция с молодежью не рассматривается как фактор более значимый в сравнении с насущной потребностью получить современные конкретные знания по специальности, чтобы хорошо разбираться в экономических вопросах и принимать самостоятельные решения.
Вопреки нашему ожиданию, оказалось, что наименее значимым среди факторов, повлиявших на мотивацию получения второго высшего образования, была чрезмерная идеологизация предыдущего образования. Более трех четвертей респондентов (78,6%) не выбрали предложенный нами вариант ответа: «Мое первое высшее образование получено в тот период, когда оно было чрезмерно идеологизированным. В настоящее время нет идеологических ограничений, образование стало более свободным, это меня привлекает».
Приходится признать, что идеологическая регламентация утратила актуальную значимость для тех, кто получил высшее образование в постперестроечный период. А те, кто закончили вузы в последние годы, имеют об этом весьма смутное и искаженное представление, т.к. им не пришлось испытать на себе давления идеологии как в образовательном процессе, так и в жизни. Тем не менее больше одной пятой (21,4%) наших слушателей согласились включить этот фактор в свою мотивационную цепочку — преимущественно это опять же люди более старшей возрастной категории, которые получили первое высшее образование до начала демократических преобразований в нашем обществе.
Мы решили более явно вычленить прагматическую, утилитарную компоненту в мотивации получения второго образования и сформулировали перед слушателями конкретный вопрос: «Рассчитываете ли Вы, что получение Вами второго высшего образования приведет к повышению Вашей зарплаты или будет способствовать увеличению иных Ваших доходов?» Ответы показывают, что большинство наших слушателей отнюдь не чужды прагматизма и утилитаризма в выборе собственного поведенческого пути, что совершенно естественно в условиях рыночных реформ: 63,1% рассчитывают на повышение зарплаты и 71,1% на то, что получение второго высшего образования будет способствовать увеличению иных доходов. И тем не менее 36,9% в первом и 28,3% во втором случаях не связывают получение второго образования с повышением своего материального благосостояния. Похожая картина вырисовывалась и по второму вопросу, направленному на выявление «утилитарной» компоненты мотивации: «Предполагаете ли Вы, что, получив второе высшее образование, Вы займете более высокую должность?» — 60,9% ответивших предполагают такую радужную перспективу, а 38, 2% опять же не связывают это с прагматическим интересом. Конечно, среди них есть и такие, кто ставит своей задачей «удержаться » в той должности, которую они занимают, что мы выяснили ранее.
Источник: rudiplom.ru/articles/Vtoroe_vysshee.html
Свежие комментарии