Поход к врачу с ребенком
Детская поликлиника – учреждение особое. Зайдя в него, в 9 случаях из 10 услышишь ор. В общем-то, ничего удивительного в этом нет. Крик и плач, как реакции протеста, являются нормальными для маленького ребенка. Выражать свое недовольство по поводу неприятных или болезненных процедур другим образом он еще не умеет. Так же, как и терпеть, держать себя в руках, проявлять силу воли и делать «как надо», если этого совсем не хочется.
Вместе с тем, есть дети, для которых визит к врачу даже с профилактическими целями – проблема. Порой можно увидеть, как некоторые малыши уже в вестибюле поликлиники начинают рыдать, а вид врача вызывает у них настоящую панику. Конечно, родителей это тревожит не на шутку. Ведь время от времени приходится проводить плановые медицинские осмотры, получать консультации различных специалистов, обращаться за неотложной помощью. Но, как известно, на все есть свои причины. Знание их – это первый и главный шаг в решении проблемы.
Основные причины детского страха перед врачом:
1. Боязнь неизвестности («все новое, непривычное грозит опасностью»). Чаще всего это характерно для самых маленьких (до 1,5 года) деток, малышей, у которых небольшой круг общения, а также для детей с повышенной тревожностью и мнительностью. Такие дети со страхом воспринимают нового человека, незнакомую атмосферу, перемену привычной обстановки, большое скопление людей. Соответственно, начинают нервничать, беспокоиться и плакать даже тогда, когда объективно им ничего не угрожает.
2. Негативный опыт взаимодействия с медиками в прошлом («боюсь, что будет так же больно, как в прошлый раз»). Это, пожалуй, самая распространенная причина детского плача на приеме у врача. И неудивительно – неприятные, болезненные ощущения, связанные с прививкой, обработкой ссадины, лечением зуба и т.д. являются яркими впечатлениями для ребенка и довольно прочно закрепляются в памяти. Кроме того, при этом запоминаются и другие обстоятельства происходящего: место, детали обстановки, внешний вид медработников… Впоследствии, при попадании в такие же или похожие условия, у малыша возникают негативные ассоциации, а вместе с ними – и отрицательные реакции (крик, плач, нежелание заходить в кабинет, взаимодействовать с врачом). Существует даже выражение «боязнь белого халата», когда формируется довольно устойчивая связь: «врач – боль».
3. Плач «за компанию». Это явление также встречается нередко. При виде плачущего ребенка многие дети начинают рыдать вместе с ним, не отдавая себе отчет о причине слез (как этого малыша, так и собственных). Такая реакция спонтанна и неосознаваемая. Дети быстро «заражаются» настроением друг друга. Поэтому здесь срабатывает своего рода стадный инстинкт: «Этот мальчик плачет, наверное, неспроста. Значит, тут есть что-то нехорошее… Стану и я вместе с ним сигналить об опасности». В итоге получается следующая картина: один малыш ревет обоснованно, а остальные – за компанию. Если в такой момент спросить ребенка: «Почему ты плачешь?», — он вряд ли сможет дать связный ответ. В лучшем случае скажет что-то вроде: «Потому что тот мальчик плачет». Особенно такое поведение свойственно боязливым, тревожным, мнительным малышам, чувствительным и ранимым, подверженным влиянию.
Что же делать, если визит к врачу необходим, а чадо сопротивляется и протестует изо всех сил? В таких случаях трудно и родителям, и ребенку. Ему действительно очень страшно, а мама с папой переживают вдвойне: и малыша жаль, и к врачу идти нужно… Прислушайтесь и присмотритесь в этот момент к своему ребенку. Вспомните свои наблюдения за ним и проанализируйте их. Поговорите с ним, обдумайте происходящее. Это даст возможность понять, что с малышом происходит сейчас: сиюминутный ли это каприз или крик о помощи?
Если ваш ребенок боится посторонних, начинает беспокоиться в присутствии незнакомых людей, стремится как можно быстрее прекратить взаимодействие с ними и поэтому поход в поликлинику связан с трудностями, то стоит постепенно расширять круг его общения. Ходите в гости (пусть ненадолго, но часто и к разным людям), приглашайте к себе приятелей и друзей. Можно, забежав на минутку к соседке за спичками, прихватить с собой малыша. При этом потихоньку стимулируйте его к общению с взрослыми (непосредственному, а не через маму, как посредника): «Поздоровайся с тетей… Подай тете ключи/книжку/сумочку… Попрощайся… Придешь еще в гости?..» Неплохо также договориться предварительно с подругами и друзьями, чтобы они сами вызывали вашего ребенка на разговор: что-то спрашивали у него, давали посмотреть и подержать, рассказывали… По мере приобретения коммуникативных навыков даже у годовалых малышей будет развиваться социальная компетентность («что происходит, что при этом нужно делать, чего бояться, а чего нет»), а значит, уменьшится тревожность и связанные с ней негативные реакции. Деткам постарше, чтобы преодолеть страх неизвестности, следует заранее в доступной для них форме рассказывать, зачем нужно идти к врачу и что там их ждет. При этом стоит упомянуть и о возможной боли («сначала будет немножко больно, но это быстро пройдет… нужно немного потерпеть, но это совсем недолго…»). Предупрежден – значит, вооружен. Определенность, знание того, что ожидает в будущем, дает уверенность и снимает тревожность. При этом старайтесь оставаться спокойными сами, даже если по каким-то причинам волнуетесь – дети легко и быстро считывают и перенимают настроение взрослых.
Если малыш, попадая в поликлинику, вспоминает «былые обиды» и из-за этого начинает горько рыдать, здесь помогут отвлекающие маневры. Различные игрушки, плакаты, рисунки, стишки и сказки, пальчиковые игры на время займут его внимание. Поэтому стоит взять с собой из дома что-то из перечисленного арсенала (желательно то, что давно не использовалось и будет восприниматься, как новое). Начинать отвлекать стоит как можно раньше, пока хныканье не перешло в истерику – тогда успокоить ребенка будет куда сложнее. Также для того, чтобы угасли негативные ассоциации, нужно заменить их позитивными, то есть наработать положительный опыт общения с людьми в белых халатах. А для этого понадобится какое-то время, поэтому нужно и самим набраться терпения. Лучше, если в этот период ребенком будет заниматься врач, не только грамотный, как специалист, но и привлекательный внешне: доброжелательный, спокойный, с приятным голосом и манерами. Как бы ни раздражали вас слезы и крик, постарайтесь хранить спокойствие. Ни в коем случае не ругайте и не стыдите ребенка в такие моменты. Лучше после похода к врачу провести беседу в домашних условиях: что происходило в поликлинике, было ли больно, испугался ли малыш, стоило ли по этому поводу кричать, как он будет вести себя, если нужно будет еще раз обратиться к врачу и т.д.
Если чадо плачет в поликлинике «за компанию», то:
— совсем маленьких детишек нужно по возможности подальше отвести от источника плача (или взять на руки и прижать к себе), отвлечь каким-нибудь занятием: игрушкой, книжкой, рассматриванием интерьера… Объяснять, что «ничего страшного не происходит и плакать незачем», не стоит: они могут не понять в тот момент смысла ваших слов, а повторное проговаривание этой темы лишь зафиксирует внимание ребенка на ней и рев «за компанию» скорее всего продолжится.
— деткам постарше нужно объяснить, почему тот ребенок плачет. Если ваше чадо отличается мнительностью («а вдруг и мне такое сделают…»), то можно слукавить: «Девочка просто хочет кушать/спать/гулять и поэтому капризничает». Кроме того, расскажите, что будет происходит во врачебном кабинете именно с ним, успокойте, поддержите.
Отдельно нужно упомянуть о «бонусах». В поликлиниках часто располагаются небольшие магазинчики с игрушками. Как отвлекающий способ это очень даже неплохо. В зависимости от ситуации можно его использовать: купить игрушку, чтобы «подсластить пилюлю». Но не стоит злоупотреблять такими покупками. Нежелательно обещать заранее: «Будешь сегодня послушным – куплю». У ребенка может появиться стимул хорошо вести себя за вознаграждение, а не потому что вообще себя надо хорошо вести. Лучше поступить так: в случае «удачи» сказать: «Ты сегодня меня порадовал своим поведением, и я тебе решила сделать подарок». Но это не должно быть системой.
Общая рекомендация для всех случаев детского рева в поликлинике: будьте рядом с малышом и телесно, и духовно. Обнимайте его, целуйте, гладьте, держите за ручку, утешайте. Не бойтесь, что окружающие расценят это, как «телячьи нежности». Ребенок плачет, значит, ему некомфортно. Следовательно, необходимо оказать поддержку и защиту. Говорите, какой он славный, замечательный, как он отлично справится со всеми трудностями, как вы им дорожите и любите его. Ребенку в такие моменты действительно страшно, плохо, грустно. И кто, если не родители, дадут сочувствие, понимание, уверенность, в которых он так нуждается?
источник: http://www.devichnik.ru/index.phtml
Свежие комментарии