Запах времени
Мальчишкой я обожал автомобильный отдел Политехнического музея и музей АЗЛК. Красивые редкие машины… Правда, они не казались живыми. Они не пахли бензином, автолом, нагретой на солнце кожей. Да и как без крана выбраться из подвала Политеха?
В новейшем музее Porsche, что открылся 31 января в Цуффенхаузене, посреди выставочного зала расположен лифт размером с гараж. Несколько минут — и почти любой из 80 автомобилей окажется на свободе и оживет. Поэтому и запах здесь другой. Настоящий.
За последние три года фирменные музеи капитально обновили и Daimler (см. АР №8, 2006), и BMW. А вот фирма Porsche долгие годы обходилась маленьким залом рядом с проходной завода в Цуффенхаузене: с 1976 года там бок о бок теснились два десятка машин. И вот наконец…
Новый музей Porsche вознесся на трех бетонных V-образных опорах прямо напротив завода. По выставочной площади (5600 м²) он втрое уступает мерседесовскому. Но по смелости архитектуры поспорит и с баварской «кастрюлей», и с мерседесовским «коконом»!
Проект, который выбрали из 170 вариантов, не похож ни на что. Прямые плоскости, цельный объем, но отдельные элементы связаны между собой столь причудливо, что с каждой точки музей выглядит иначе. И не всегда гармонично. Зато у Цуффенхаузена — пригорода Штутгарта, больше напоминающего промзону, — появилась своя архитектурная доминанта.
Наверх ведет эскалатор — он один длиннее всего старого музея. В конце пути — наверное, единственная реплика, алюминиевый кузов Volkswagen Aerocoupe 1939 года, или Type 64 по нумерации Фердинанда Порше. Это первый автомобиль, на который он нанес свою фамилию. Но рядом — шесть машин, принимавших участие в гонке Targa Florio, самые настоящие, с потертыми рулями и педалями и наклейками современных ретропробегов вроде Mille Miglia Storica, Targa Tasmania или фестиваля скорости в Гудвуде. Запах резины, топлива, переобогащенного выхлопа… Хоть сейчас включай «массу», нажимай на кнопку стартера — и к лифту! А если учесть, что все машины в новом музее Porsche принципиально стоят без загородок, то вот он — дух истории без примесей.
В 1939 году на шасси Жука Фердинанд Порше построил в трех экземплярах гоночный Type 64 (также известный как Volkswagen Aerocoupe) для гонки Берлин—Рим. Цельноалюминиевый кузов сделали соседи, фирма Reutter, — годом ранее бюро Порше переехало в Цуффенхаузен. Форсированный 35-сильный мотор разгонял аэродинамичный автомобиль до 130 км/ч. Сохранился лишь один Type 64 — в частных руках, а к открытию нового музея воссоздали копию его кузова
Экспозиция построена по спирали — это стандарт для новейших немецких автомузеев. И прежде чем мы «по маршруту» попадем к гоночным прототипам Targa Florio, надо пройти экспозицию о довоенном творчестве Порше. Экспонаты выстроены не по хронологии, а в соответствии с шестью темами — вот самые мощные Porsche во главе с прототипами 917, вот самые «продвинутые» вроде 959… Говорят, что первыми в музей пустили сотрудников Porsche — и смотрели за их передвижениями, чтобы подкорректировать расстановку экспонатов.
Впрочем, за полтора часа можно обойти зал и по спирали, и вдоль, и поперек. Половина машин — чисто гоночные. Я облазил «дакаровский» Porsche 959, рассмотрел «разобранный по винтику» 1200-сильный турбомотор прототипа модели 917 (кто бы подумал — маслосъемные кольца цельные, а не наборные!), сунул нос в самый первый 356-й — еще с австрийскими номерами…
Компрессорный гоночный Mercedes Monza 1923 года. Разработка его восьмицилиндрового двухлитрового мотора была одним из первых заданий для новоиспеченного главного конструктора компании Daimler Motoren Gesellschaft по имени Фердинанд Порше, только что переехавшего в Штутгарт. Кстати, этот автомобиль на самом деле принадлежит даймлеровскому музею. Но отношения между музейщиками столь хорошие, что они идут на такую «сдачу в аренду». А в комиссию, рассматривавшую проекты нового «храма истории» Porsche, были приглашены директора нескольких «марочных» музеев
Новый музей обошелся в два раза дороже, чем планировалось, — в 100 миллионов евро вместо 50 миллионов. Но вышел на славу: в нем пахнет реальной, а не придуманной пиарщиками историей. В запасниках — около 400 машин, и музейщики обещают время от времени менять экспозицию. Благодаря тому самому лифту делать это гораздо проще, чем в музеях BMW или Daimler.
Здесь ожидают до 200 тысяч посетителей в год. Будете в Германии — не пожалейте восьми евро на билет и еще двух — на подземную парковку. Или сядьте на центральном вокзале Штутгарта на поезд S-bahn — и через 12 минут он привезет вас прямо к подножию музея. Не разочаруетесь: несмотря на футуристический внешний вид, это собрание настоящей, нелакированной старины.
Прямо посреди выставочного зала — двери автомобильного лифта. Он же при необходимости служит камерой с вытяжкой для выхлопа — если какой-то мотор потребуется завести. Заводятся почти все: Rollendes Museum означает «музей на колесах», и многие машины пестрят наклейками ретропробегов. На этом Porsche 356B 1600 GS Carrera GTL Abarth нас недавно катал Герберт Линге (см. АР №21, 2008)
«Скорость» — это, конечно, Ле-Ман с его шестикилометровым прямиком Мюльсанн, где прототипы 70—80-х годов развивали под 400 км/ч. Выжить на такой скорости можно только полностью обуздав аэродинамику. Например, уже на скорости 321,4 км/ч этот прототип 956 развивает такую прижимную силу, что теоретически способен держаться на потолке
На отдельном стенде — шесть из 46 построенных прототипов 917. Эта машина начала 70-х годов не только впервые привела Porsche к победе в Ле-Мане (в 1970 и 1971 годах), но и вошла в историю как одна из самых «харизматичных» гоночных моделей. Справа стоит открытый 917 PA Spyder, который гонялся в Америке в классе CanAm, машина 1969 года — с уникальным 16-цилиндровым «оппозитом». В гонках она участия не принимала — 12-цилиндровая наддувная версия оказалась перспективнее
Еще один «конек» Porsche обозначен как «интенсив». В 1986 году на полноприводном Porsche 959 уже была электронноуправляемая межосевая многодисковая муфта. И если бы раллийная группа В, для которой строилась модель 959, просуществовала еще несколько лет, в музее Porsche наверняка пришлось бы организовать специальный отдел, посвященный успехам в ралли. Но ее закрытие вынудило Porsche переработать модель 959 для ралли-рейдов и… кольцевых гонок. Уникальный случай — машина побеждала и на Дакаре, и в своем классе в Ле-Мане
Завершает экспозицию иллюстрация эволюции Porsche — от 356-х к последним 911-м. Только чем современнее версия, тем грустнее читать подписи в духе «еще экологичнее, еще экономичнее»… Но распиленный пополам Porsche серии 997 будто выставляет напоказ свои корни
Н. Гудков
Свежие комментарии