Обнаружение и устранение неисправности, если зажигание не действует
Допустим, мы пытаемся запустить двигатель, а он не запускается, несмотря на то, что выполняются все правила запуска соответственно условиям (горячий или холодный двигатель, низкая температура). Тогда мы заключаем, что причиной этого является наличие какой-то неисправности. Прежде всего следует проверить, действует ли зажигание , создается ли высокое напряжение для искры в свечах.
Многие водители такую проверку проводят так: снимают крышку и ротор распределителя, подводят высоковольтный провод от катушки зажигания к массе с зазором 5—7 мм и размыкают контакты прерывателя рукой, наблюдая, получается ли в зазоре искра. Такая проверка не гарантирует от ошибки, искра в данном зазоре может и быть, а когда снятые детали поставишь на место и размыкание будет осуществляться кулачком, а не рукой, то неисправность скажется, и искра в свечах будет отсутствовать. Поэтому рекомендуется эту проверку проводить несколько иначе: снять провода с двух — трех свечей и установить их так, чтобы между их наконечниками и массой был бы зазор 6—7 мм. Затем включить зажигание и наблюдать, возникает ли искра в зазорах при проворачивании коленчатого вала стартером или рукояткой. Это также еще не проверка искры в самих свечах. Однако вплоть до свечей она включает все. Если искра в данном зазоре есть, то остается только проверить, действуют ли свечи зажигания. Но если двигатель недавно работал и еще теплый, то мало вероятно, чтобы все свечи оказались одновременно вышедшими из строя. Так что в этом случае можно перейти к поиску неисправности в системе питания.
Проверяя наличие искры, следует изменять величину зазора, чтобы убедиться в том, что ее совсем нет или же она слабая.
Итак, допустим, что искры совсем нет, хотя все другие приборы электрооборудования (свет, сигнал, стартер) действуют нормально. Очевидно, неисправность надо искать только в системе зажигания, начиная от клеммы AM включателя зажигания, где система зажигания подключается к проводам, питающим и другие потребители, а следовательно, заведомо исправным. У автомобилей ГАЗ-63 и ГАЗ-51 проверяемая цепь начинается от клеммы 1 центрального переключателя света.
Самые разнообразные неисправности могут оказаться и в прерывателе, и в конденсаторе, и в катушке, и в распределителе, и во включателе, и в проводке. Первую ориентацию, где и что искать, может дать амперметр на щитке приборов. Если неисправность заключается в обрыве первичной цепи, то не будет тока, и стрелка амперметра останется на нуле, несмотря на то, что контакты периодически замыкаются при проворачивании коленчатого вала. А если неисправность заключается в замыкании первичной цепи помимо контактов прерывателя, то стрелка будет показывать постоянную величину тока 2—3 а (регистрировать тою первичной цепи), несмотря на периодическое размыкание контактов. При исправной первичной цепи стрелка амперметра во время медленного проворачивания коленчатого вала должна колебаться, поскольку контакты то замыкаются, то размыкаются. Если она действительно колеблется и тем показывает, что первичная цепь исправна, а искры нет, то значит неисправность надо искать во вторичной цепи или в конденсаторе.
Определяя место и характер неисправности по амперметру, следует учитывать, что при включении зажигания одновременно могут включиться и другие потребители: контрольно-измерительные приборы, электродвигатели стеклоочистителя и вентилятора обдува ветрового стекла (см. рис. 18), у других автомобилей — указатели поворотов (см. рис. 80) и т. д. Очевидно, что для того, чтобы наблюдать за током только в цепи зажигания, необходимо, чтобы все другие цепи были выключены. Все указанные потребители, за исключением -контрольно-измерительных приборов, имеют свои выключатели, которые при запуске должны находиться в выключенном положении. Что же касается контрольно-измерительных приборов, то их выключить можно, вынув держатель с плавкой вставкой из предохранителя. Но даже если их и не отключать, стрелка автомобильного амперметра очень слабо реагирует на их включение, так как ток, потребляемый этими приборами, очень мал (около 0,75 а для всех приборов вместе). Если цепь зажигания будет разомкнутой (разомкнуты контакты, обрыв), то при включении зажигания стрелка лишь чуть вздрогнет и останется почти у нуля. Вздрагивание стрелки можно использовать как свидетельство того, что цепь зажигания от источника тока до точки ответвления к контрольным приборам исправна.
Еще раз подчеркнем, что, наблюдая за амперметром, вращать коленчатый вал следует возможно медленнее, лучше всего не стартером , а рукояткой, фиксируя положения замкнутых и разомкнутых контактов. Тогда особенно видна разница в показаниях амперметра во всех трех отмеченных случаях.
Итак, для обнаружения неисправности следует включить зажигание, медленно вращать коленчатый вал и наблюдать за показаниями амперметра. Если:
- стрелка стоит у нуля — ищи обрыв в первичной цепи;
- стрелка слегка отклонилась на разрядную часть шкалы (2—4 а) и остается неподвижной — ищи замыкание в первичной цепи на массу помимо контактов прерывателя;
- стрелка слегка отклоняется на разрядку, но колеблется — первичная цепь исправна, ищи неисправность во вторичной цепи или конденсаторе.
А когда известно, где и что искать, задача в значительной мере решена. Рассмотрим каждый случай отдельно.
Свежие комментарии