Тайна пустыни Наска
«За многие века до инков на южном побережье Перу был создан исторический памятник, не имеющий себе равных в мире и предназначенный для потомков. По масштабам и точности выполнения он не уступает египетским пирамидам. Но если там мы смотрим, задирая головы, на монументальные трехмерные сооружения простой геометрической формы, то здесь приходится смотреть с большой высоты на широкие просторы, покрытые таинственными линиями и изображениями, словно вычерченными на равнине гигантской рукой», – такими словами начинает Мария Райхе свою книгу «Тайна пустыни».
На первый взгляд ничем не примечательная пустыня Наска расположена на плоскогорье, между северной частью Чили и югом Перу. Длина плоскогорья составляет 25 километров, а ширина — 8. Пустынная местность, изрезанная глубокими ущельями, простирается от Анд до Тихоокеанского побережья – это знаменитые пампасы, где редко гуляет ветер, а дождь проливается раз в несколько лет. И здесь как будто специально созданы идеальные условия, чтобы поддерживать в образцовом состоянии рисунки Наска. Рисунки Наска – это гигантские линии, трапецоиды и силуэты животных, словно вычерченные рукой великана на многих километрах безжизненной равнины. Когда-то пампасы были покрыты черным камнем, и, чтобы нанести на их поверхность рисунки, «художники» очищали от камня заранее отмеченные линии и снимали с них дерн. Затем рисунки обрамлялись тем же дерном. Поэтому с воздуха рисунки и линии хорошо различаются и видятся светлыми, а с земли их почти невозможно заметить.
В 1927 году перуанский археолог Торибио Мехия Ксеспе, бывший в то время помощником отца перуанской археологии Хулио Телло, впервые упомянул о таинственных линиях, случайно замеченных им во время осмотра тихоокеанского побережья Перу. Однако первым серьёзным исследователем рисунков и «посадочных полос» плато Наска стал Пол Косок, американский археолог, доктор исторических наук из Университета Лонг-Айленда. До этого он занимался изучением Месопотамии и, в частности, той роли, которую играла ирригация в жизни древних народов. В дальнейшем у него возник интерес к системам орошения в Южной Америке, особенно на засушливом тихоокеанском побережье Перу. Ему рассказали, что летчики, совершавшие полеты над плато в поисках водных источников, заметили на приморских плоскогорьях какие-то линии, похожие на оросительные каналы, и Косок решил взглянуть на них сам, для чего требовалось обследовать этот район с самолета. Американский ученый был потрясен — c высоты полёта он увидел гигантскую стилизованную птицу, размах крыльев которой превышал 200 метров, а рядом с ней нечто, напоминающее посадочную полосу. Затем им были обнаружены гигантский паук, обезьяна с хвостом в виде свернутой спирали, а на пологом горном склоне 30-метровая фигура человека с поднятой в приветствии рукой (см. фото здесь). Абсолютно ровные линии рассекали плоскогорье по всем направлениям и убегали за горизонт, словно не замечая возвышенностей и ущелий. Учёный сделал фотографии линий, пролетая над ними с самолета, что и положило начало его масштабным исследованиям.
21-го июня 1939 года Косок увидел на закате дня, как солнце садилось точно на пересечении одной из прямых линий с горизонтом, а позже нашел линию зимнего солнцестояния. Тогда совместно с профессором Мазотти из Перуанского военно-географического института Косок выдвинул гипотезу, что рисунки и линии Наска – это гигантский астрономический календарь.
К 1940 году он обнаружил еще несколько невероятных древних знаков и опубликовал первую статью. Однако сенсацией его наблюдения не стали: началась Вторая мировая война, и человечеству хватало других забот. И после окончания войны к успевшей подзабыться загадке Наски долго никто не возвращался, пока в 1946 году хрупкая на вид женщина по имени Мария Райхе не пересекла впервые границу загадочной долины. Весь ее научный инструментарий состоял тогда из… четырех метел. С их помощью она с немецким упорством начала работу, которую иначе, как безумием, назвать было нельзя. Оставшись один на один с безжизненной пустыней, она буквально «подметала» ее в поисках заметенных песком древних рисунков.
Мария Райхе родилась в Дрездене, где получила степень по математике. Когда над Германией нависла тень надвигающегося нацизма, Мария, умная и интеллигентная женщина, в 1932 году уехала как можно дальше – в перуанский город Куско, — нанявшись по объявлению домашней учительницей к германскому консулу. Здесь она увлеклась культурой инков, и когда контракт с консулом окончился, Райхе, владевшая испанским и английским языками, пошла работать переводчицей к археологу университета Сан-Маркос Хулио Телло. Оценивший ум и увлеченность Марии, Хулио включил ее в экспедицию для раскопок в Паркасе, на берегу, неподалеку от плоскогорья Наска, где Торибио Мехия Ксеспе взахлеб рассказывал членам экспедиции о странных изображениях, увиденных им в двух сотнях километров от Паракаса.
В 1939 году Пол Косок и Райхе уже пытались вместе разгадать загадку линий, глубоко врезанных в грунт Наска, но только в 1946 году в полном одиночестве Мария Райхе начала свою эпическую работу. Ей разрешили поселиться на гасьенде невдалеке от фигур, и вот что Мария написала об этом периоде в своём дневнике: «Я стала бродить вдоль каждой линии, чтобы уяснить их значение, постепенно обнаруживая фигуры: паук, обезьянка, птица… Затем я продолжала обходить линию за линией, стараясь как можно точнее наносить их на бумагу, и только тогда поняла, что гляжу на колоссальный календарь».
В 1947 году исследовательница получила возможность пользоваться вертолетом. Первый раз она летела, обвязавшись верёвкой и свесившись за борт, чтобы в таком положении фотографировать гигантские изображения. Потом знакомый инженер сконструировал для неё подвеску — и стало относительно безопаснее.
Практически переселившись в пампу, как называют местные жители пустыню, перед рассветом и на закате, когда канавки на щебне лучше видны, Мария занималась измерениями и съемкой. Ручной рулеткой она обмерила 788 фигур, и только на составление первых приблизительных карт и топографических планов плато площадью 500 квадратных километров, испещренного непостижимыми рисунками у Марии ушло 7 лет. Первую подробную схему изображений ей удалось закончить лишь к 1956 году, а последнюю — когда Марии уже было далеко за восемьдесят. До последнего дня почти оглохшая, почти утратившая зрение Райхе продолжала искать математическую запись циклических приходов климатического коллапса «Эль Ниньо» в «календаре», вырезанном на плоскогорье Наска. Crazy gringa — называли ее индейцы трех поколений и, исполненные жалости, оставляли фрукты у входа в палатку. К концу 1980-х гг. Мария Райхе стала такой же достопримечательностью Наски, как и знаменитые рисунки.
Посвятив свою жизнь Наске, она упорно боролась за то, чтобы сохранить эту жемчужину древности в первозданном виде. На собственные деньги она наняла шестерых охранников, приобрела для них мотоциклы и поручила следить, чтобы туристы не вредили циклопическим композициям. Ее тревога была постоянной, ведь даже колеса грузовиков и легковых автомашин способны оставлять на почве Наски следы не менее заметные, чем древние чертежи. Приходилось остерегаться и вторжения строителей. Так, в ходе сооружения Панамериканского шоссе дорожники беспечно разрезали пополам 188-метровое изображение рептилии, уничтожив часть рисунка.
«Для древних народов положения Солнца и Луны служили календарем», — рассказывала Мария Райхе. — По нему определяли приход весны и осени, сезонные колебания водного режима, а, следовательно — сроки посева и сбора урожая. Именно поэтому здесь так много линий — около 13 тысяч!» Правда, впоследствии известный астроном, автор книги «Кроме Стоунхенджа» Дж. Хокинс, проанализировав очертания фигур на плоскогорье Наска с помощью компьютера, заявил: «Компьютер разбил вдребезги теорию звездно-солнечно-лунного календаря!» Действительно, далеко не все фигуры удаётся отождествить с астрономическими объектами.
В 1986 году «первая дама Наски», которой шел уже 84-й год, отметила 40-летие своей исследовательской деятельности. По этому случаю над пустынной долиной поднялся воздушный шар, на котором Мария Райхе облетела свои владения.
«Первая дама Наски» скончалась в 1998 году в возрасте 95 лет. За пять лет до этого, когда родственники попытались вернуть ее домой, она ответила им тихо, но непреклонно: «Мне еще многое надо сделать в пампе Наска». После кончины Марии Райхе муниципальные власти округа Наска приняли решение, что после гражданской панихиды в Национальном музее Лимы, все местные жители должны получить возможность проститься с ее прахом. Затем Мария была похоронена в пустыне, которой посвятила свою жизнь — рядом с фигурой птицы. Ее дом в городке Ика (недалеко от знаменитого плоскогорья) ныне превращен в музей, одна из улиц Ики носит имя Райхе, также в городке установлен бюст подвижницы, а в Наске в ее честь названа одна из школ.
Продолжательницей дела Марии Райхе стала Виктория Никитцки, переселившаяся в Ику в начале 1990-х гг. из Австрии. В течение последних 10 лет жизни Марии Виктория была ее ближайшей подругой и помощницей.
Мария Райхе полагала, что создатели рисунков сначала делали небольшие эскизы, а затем воспроизводили их в желаемых размерах. В качестве доказательства Мария Райхе показывала эскизы, обнаруженные ею в этом районе. Кроме того, на концах линий, образующих рисунки, были найдены деревянные сваи, вбитые в почву и, видимо, игравшие роль координатных точек при нанесении рисунка. Установлено, что сваи относятся к VI веку н.э. К этому же периоду относятся и остатки поселений «Наска», обнаруженные неподалеку от таинственных рисунков.
Для современных специалистов – архитекторов, конструкторов-авиационщиков, разметчиков и других профессионалов – не представляет труда нанести на поверхность земли рисунки большого размера с малого чертежа-эскиза. Для этого им тоже потребовались бы координатные точки с применением свай. Подобной ювелирной работой они занимаются профессионально, ежедневно, с миллиметровой точностью исполнения.
Линии же настолько прямы, что возникает предположение, что для их проведения применялись шесты, которые укладывались «на глазок». Даже если это так, все равно остается загадкой, как удавалось рисовальщикам так точно придерживаться замысла и достигать эффекта ровных линий на столь больших расстояниях.
В 1980 году подобный калейдоскоп фигур был обнаружен в перуанской провинции Арекипа в тысяче километров к юго-востоку от Лимы. В 1986 году перуанский летчик Эдуардо Гомес де ла Торре открыл новые наземные рисунки и предложил музею в Лиме 87 фотографий ранее неизвестных гигантских изображений. Эти снимки он сделал с самолета в малоисследованной зоне – так называемой «пампе Сан-Хосе». Изображения зверей, растений и людей оказались нанесенными на поверхность пустыни такими же глубокими бороздами, как и все ранее обнаруженные.
Наверняка подобные произведения существуют и в других районах земного шара. Например, в Эффингтоне (Англия) известна «Белая лошадь», вычерченная на земле, в штате Огайо (США) — «Большая змея». Гигантские рисунки, похожие на изображения в Наске, имеются в пустыне Мохаве в Калифорнии (США).
В 1980 году вертолетчики Каракалпакского филиала академии наук Узбекистана обнаружили на плато Устюрт (бассейн Аральского моря) стреловидные изображения. Они выглядели как овальные фигуры длиной 800-900 м и шириной 400-600 м. Эти овалы с втянутой внутрь горловиной и двумя стрелами, указывающими на север, выложены камнями высотой около метра и имеют следы скрепляющего раствора.
Официальная гипотеза считает стреловидные фигуры Устюрта загонами для мигрирующих куланов и сайгаков. Но тогда непонятно, почему все «загоны» сориентированы на север и тянутся на добрую сотню километров? Кто и зачем выполнил эту тяжелейшую работу, любоваться которой могли на протяжении многих столетий только птицы, до сих пор неизвестно.
Непонятно, почему подобные рисунки находятся в таких местах, где их с земли никто не может рассмотреть? Смотревшие известный документальный фильм «Воспоминания о будущем» помнят посадку спортивного самолета на одну из полос пампы Наска. Но коль скоро они видны только с самолета, возникает вопрос: неужели древние обитатели Кордильер – инки – умели летать? Здесь можно вспомнить древнее предание инков, в котором говорится о «золотом корабле», прибывшем с далеких звезд: «И командовала им женщина по имени Орьяна, которой суждено было стать праматерью земной расы. Орьяна родила семьдесят земных детей, а затем вернулась к звездам».
В этом предании сообщается об умении «сынов солнца», инков, «летать над землей на золотых кораблях». Возможно, есть какая-то связь между этими преданиями и сообщениями английского антропологического журнала «Мэн», в котором, в частности, говорится: «Анализ мышечных тканей сохранившихся мумий инков показал, что по составу крови они резко отличаются от местного населения. У них была обнаружена группа крови редчайшей комбинации. В наше время такой состав крови известен лишь у двух-трех человек во всем мире».
В молодые годы Мария Райхе скептически относилась к инопланетным объяснениям тайны пустыни. Но на закате своих дней она стала терпимее относиться к альтернативным гипотезам. В интервью журналу «Курьер ЮНЕСКО» она однажды заявила: «Совершенство пропорций этих изображений, достигающих порой размеров 200-300 м, наводит на мысль, что они, возможно, предназначались для небесных зрителей… Как бы там ни было, но эти фигуры навсегда останутся в числе величайших творений человеческого гения!»
Свежие комментарии