Творческая специальность: Куда пойти учиться на художника, моделлера, аниматора, звукорежиссера. Часть 1
В прошлый раз мы рассказывали, где выучиться на программиста, а в этом обратим внимание на творческие специальности — профессии художника, дизайнера, звукорежиссера и сценариста. Сразу оговоримся: с подготовкой творческих специалистов конкретно для игровой индустрии в нашей стране дела обстоят еще хуже, чем с обучением программистов.
Такие трудности обусловлены сразу несколькими причинами. Во-первых, в отличие от других специализаций, у компьютерной графики нет образовательной базы, наработанной еще в СССР. Зато фундаментальные науки и тесно связанный с ними военпром никогда не были обделены вниманием правящей верхушки. На подготовку технических специалистов из госбюджета выделялись большие средства, в то время как художественные вузы довольствовались более скромными дотациями. Соответственно, в некоторых технических вузах до сих пор осталось хоть и старое, но работоспособное оборудование, а взращенные в СССР академики и поныне преподают фундаментальные науки. Художественным же вузам приходится начинать почти с нуля.
Во-вторых, технические наукограды в большинстве своем как были, так и остались на территории России: Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск по-прежнему конкурируют с Западом. А вот культурное богатство нации больше полувека создавалось на всем пространстве бывшего СССР, и после развала Союза мы недосчитались, например, Киевского национального университета культуры и искусств им. Поплавского, Грузинского государственного театрального института в Тбилиси, Ташкентского государственного театрально-художественного института им. Островского и многих других. В результате нарушилась стройная образовательная структура, абитуриенты со всех концов страны устремились в престижные столичные вузы, и конкурс в художественные и театральные училища подскочил до немыслимых цифр — от 50 до 130 человек на место.
В-третьих, в художественных вузах очень тяжело с оборудованием. Если выучить язык программирования можно фактически на любой технике, то для обучения веб-дизайну и компьютерной графике нужны как минимум три компонента: мощный компьютер, а лучше графическая станция, большой графический планшет и много-много лицензионных копий специализированного софта. Цены на технику исчисляются десятками тысяч долларов, а одна-единственная копия Adobe Creative Suite 3 стоит $1500.
Кроме того, технологии развиваются слишком стремительно и все оборудование быстро устаревает. Обновлять компьютерные классы чаще, чем раз в пять-шесть лет, не может практически ни один вуз: компьютерный класс, оборудованный три года назад, числится в материально-технических службах как новый, хотя на самом деле он безнадежно устарел.
И наконец, главное: тон всем дизайнерским тенденциям задают в основном на Западе. Это значит, что вся учебная литература пишется на английском, а преподавателей приходится посылать на практику за океан или выманивать иностранцев в Россию. И то и другое упирается в финансы: переводить и издавать учебники у нас почему-то считается делом неприбыльным (да и стоит переводная литература ого-го какие деньги), обучать своих или приглашать чужих специалистов тоже влетает в копеечку. Да и потом, не все студенты могут воспринимать большие объемы английского текста и уж тем более вести продуктивный диалог с преподавателем: некоторые абитуриенты вообще изучают в школе французский или немецкий.
В общем, если не присматриваться, то все российское компьютерно-дизайнерское образование кажется непроходимым болотом: куда ни сунься, везде не хватает специалистов, техники и, главное, денег. Однако за последнюю пару лет в этой области наметились положительные сдвиги: в вузах стали появляться вернувшиеся из-за рубежа профессионалы, на бюджетные деньги закупается новое оборудование, появляются такие специализации, как «Режиссура мультимедиа-программ», «Графический дизайн веб-среды» и «Специалист по компьютерной графике». Наконец-то в российском образовании признали, что умение продюсировать игровые заставки или создавать компьютерного персонажа столь же важно, сколь и умение написать интересный киносценарий или подобрать актеру костюм.
Обзор художественных вузов мы построим по несколько иному принципу, нежели вузов технических. «Нашим» специализациям учат всего в паре-тройке учебных заведений, в основном столичных, а рассказывать обо всех художественных училищах и академиях просто нет смысла. Поэтому мы подробно остановимся лишь на самых «продвинутых» в компьютерно-игровом смысле вузах (ВГИКе, МГУ и СПбГУКиТ), подробно узнаем, чему где учат, а также поговорим с преподавателями.
ВГИК им. С. А. Герасимова
Снимать во ВГИКе придется много и даже через не хочу. |
Название: Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова
Сайт: www.vgik-edu.ru
Сайт приемной комиссии: www.vgik.info
Факультет анимации и мультимедиа: +7 (495) 181-64-65; 4,8 человека на место
Режиссерский факультет: +7 …, +7 (495) …, +7 (495) 181-35-92; 1,8 человека на место
Художественный факультет: +7 (495) 181-36-82; 13,2 человека на место
Сценарно-киноведческий факультет: +7 (495) 181-40-69; 10,6 человека на место
ВГИК — обитель «мастеров экрана», как писали в газетах в год его основания, в 1919-м, неизменно видится абитуриентам неприступным бастионом. Достаточно только посмотреть на прошлогоднюю сводку приемной комиссии (131 человек на место!), и желание поступать пропадает сразу. Но не так страшен черт, как его малюют: 131 человек на место — это количество поданных заявлений, поделенное на количество бюджетных мест (их всего 15). Однако до экзаменов «доживает» едва ли десятая часть всех абитуриентов: большинство отсеивают на творческом конкурсе (о нем мы поговорим ниже). Да и потом, эти страшные цифры иллюстрируют лишь состояние дел на актерском факультете — самом популярном в вузе. Редко кто вдается в подробности, а сами студенты любят прихвастнуть, что поступили, «оставив за бортом 130 конкурентов».
Центральный холл главного кинематографического университета страны — ВГИКа. |
На «наших» факультетах конкурс куда скромнее: в среднем 10-15 человек до творческого испытания и 2-5 человек после. В общем, если отвлечься от абстрактных чисел, получается, что поступить вполне реально.
Теперь о том, на кого учат во ВГИКе. Традиционно на актеров, режиссеров, критиков, операторов — все, разумеется, с приставкой «кино-«. Однако несколько лет назад появились специализации, которые можно уверенно отнести к игровым: режиссура (режиссура анимации и компьютерной графики, режиссура видеофильма; вот номер специальности, чтобы вам легче было ориентироваться на сайте, — 050200); звукорежиссура (звукорежиссура кино- и видеофильма, 050500), живопись (изобразительное решение фильма, изобразительное решение комбинированных съемок, 051800), а также графика (изобразительное решение мультипликационного фильма, анимация и компьютерная графика, 051900). А если хотите стать хорошим управленцем (геймдизайнером, например, или бренд-менеджером), вам наверняка подойдет специализация 061100 — менеджмент организации (менеджер производства аудиовизуальной продукции; менеджер реализации аудиовизуальной продукции).
Заметьте, ВГИК — единственная российская государственная киношкола, которая имеет собственную киностудию с полным технологическим циклом производства кино- и видеофильмов. Однако приходится признать, что обучать непосредственно компьютерной графике (то есть работе в определенных программах) вас не будут. Хорошо это или плохо, расскажет наш эксперт.
Обучение компьютерной графике — занятие не из дешевых. Технику придется докупать, менять и апгрейдить каждые полгода. |
Мнение эксперта |
Наш э
Вам понравится |
Свежие комментарии