Каждому покупателю по вере его
Обращаясь к религиозным чувствам, компании могут завоевать симпатии тысяч потребителей. Тот, кто хотя бы раз в жизни соблюдал строгий пост, меня поймет. Сорок дней подряд есть картошку с овощным салатом и «пустые» макароны довольно сложно.
Греховная натура уже на третьей неделе настойчиво требует чего-нибудь повкуснее. Понимая это, в последние годы производители наладили выпуск превосходных постных продуктов: соевого мяса, колбасы, сыра, майонеза и даже йогуртов. Однако большинство владельцев торговых точек как будто не замечают, что такие продукты есть в природе. Например, из десятка магазинов, работающих в моем районе, купить постные «деликатесы» можно только в двух. И это притом, что, по данным социологов, Великий пост в той или иной степени соблюдают около четверти россиян!
В отличие от России, на Западе «религиозный» маркетинг развивается достаточно активно.
Владельцы компаний, работающих на рынках с сильной конкуренцией, осознали, что обращение к религии может стать мощнейшим двигателем торговли. Например, во всех заведениях McDonald’s в Израиле посетители могут заказать блюда из кошерного мяса. Кроме того, компания открыла в этой стране специализированные кошерные рестораны. В их меню отсутствуют молочные продукты, а пища готовится в строгом соответствии со всеми правилами, принятыми у иудеев. Кроме того, эти рестораны не работают по субботам и в религиозные праздники – в дни, когда посещение каких-либо заведений запрещено законами иудаизма. А не так давно руководители двух ресторанов McDonald’s пошли на беспрецедентный шаг, впервые в истории компании изменив на вывесках красный фон фирменного логотипа на синий – один из цветов государственного флага Израиля. Кроме того, в новые логотипы добавили слово «кошерно» на иврите и английском языке. Сделано это для того, чтобы религиозные потребители могли легко отличить заведения, где подается «правильная» кошерная пища, от других ресторанов сети.
Мудрые предприниматели способны сделать «религиозно окрашенным» практически любой товар. Например, недавно итальянский бизнесмен Лука Корради наладил в Пакистане производство джинсов для мусульман. Специальный крой сделан таким образом, чтобы джинсы не облегали фигуру и чтобы в них было удобно становиться на колени во время молитв, совершаемых пять раз в день. Кроме того, джинсы дополнили множеством глубоких карманов, из которых не вываливаются вещи. Ведь если во время молитвы мусульманин совершает лишнее действие, например, поднимает выпавшие ключи, то молитва считается «недействительной» и ее надо начинать сначала. Джинсы делают из ткани зеленого цвета – священного для ислама. Первая партия из десяти тысяч пар разошлась в мгновение ока, и Корради сразу стал получать крупные заказы – как из мусульманских, так и из европейских стран.
Так как в мире насчитывается более миллиарда мусульман, неудивительно, что компании, работающие в самых разных областях, проявляют к этой группе потребителей повышенный интерес. В 2003 году на рынке появился первый мобильный телефон для мусульман от компании LG. Он был оснащен компасом, показывающим направление на Мекку. Другой «мусульманский телефон» от арабской компании Samcom – ilkone i800, выпущенный чуть позже, дополнительно оснастили не менее важными функциями. В определенные часы он подает своему хозяину сигнал, что пришло время молитвы; также в телефоне есть полный текст Корана. А производитель детских игрушек – компания NewBoy Design Studio в 2003 году стала продавать на Ближнем Востоке «куклу-мусульманку» Фуллу. В отличие от ветреной американки Барби, Фулла скромна и добродетельна. Она одета в длинное платье и платок, а в комплекте к кукле даже прилагается крохотный молитвенный коврик.
Выпуская подобные товары, компании демонстрируют потребителям, что они очень хорошо понимают одну из их глубинных потребностей – потребность в вере. Поэтому при прочих равных верующие отдают предпочтение именно таким продуктам. Впрочем, успешными могут стать далеко не все товары, при изготовлении которых «эксплуатируются» религиозные символы. Просто так использовать звезду Давида, исламский полумесяц или православный крест недостаточно. Любой шаг надо тщательно продумывать, изучая историю и законы той или иной религии. В противном случае можно совершить ошибку, подобную той, которую американский журнал Business 2.0 включил в рейтинг восьми самых глупых ситуаций из мира бизнеса за 2005 год.
Russell Stover Candies Inc., третий по величине производитель сладостей в США, выпустил новый продукт – пятнадцатисантиметровую шоколадную фигурку в виде распятия. Но вместо того, чтобы выстраиваться в очереди за «лакомством», верующие христиане отправились на почту, посылая тысячи писем протеста как в адрес компании, так и в адрес магазинов, где продавался крест. К протестам подключились и высокопоставленные представители католической церкви. Шоколадку немедленно убрали из продажи. Но репутация компании в глазах верующих была «подмочена» надолго. Если не навсегда.
источник: http://www.mybiz.ru/index.php?page=3377
Свежие комментарии