«Золотой Орел» на «Диком поле»
Невероятно, но факт: члены Национальной академии кинематографических искусств и наук России совпали во мнении с отечественными кинокритиками и признали фильм «Дикое поле» лучшим в ушедшем году. Такого согласия в оценках меж «Золотым Орлом» и «Белым Слоном» мы еще никогда не наблюдали.
Критики и киноведы — эти умники и эстеты кинематографического цеха — вечно норовят отметить что-то «эдакое», потрафить новациям, поощрить изыски. Академия же за высокой модой никогда не гналась, старалась держаться «поближе к народу». Когда критики называли лучшим фильм Дмитрия Месхиева «Свои», академики награждали «72 метра» Владимира Хотиненко. Когда главный «Слон» доставался картине «Солнце» Александра Сокурова, «Орел» улетал к «9-й роте» Федора Бондарчука… И прошлогодняя параллель не стала исключением: «Груз-200» Алексея Балабанова был фаворитом критиков, «12» Никиты Михалкова — гран-призером «Золотого Орла». И ничто не предвещало такого расцвета вкуса в академии — ведь на победу в этот раз явно напрашивался кондово-гламурный «Адмиралъ» Андрея Кравчука, произведенный «Первым каналом», раскрученный опытными руками Джаника Файзиева и Анатолия Максимова. Но что-то дало сбой в системе, и главная награда ушла на сторону.
VII церемония вручения «Золотых Орлов» состоялась по традиции в первом павильоне «Мосфильма» 23 января. Прошла она в целом гладко, но вяло. В воздухе висела какая-то скованность. Видимо, контекст происходящего в кинематографическом сообществе придал атмосфере некую настороженность. В самом начале действа руководитель академии, режиссер Владимир Наумов, сделал в своей речи характерную оговорку, назвав приветствие Президента РФ Дмитрия Медведева «посланием нашему съезду». Теперь уже всем ясно, что VII съезд Союза кинематографистов РФ, прошедший в декабре, оказался не просто бомбой, но бомбой замедленного действия. Именно сейчас группа деятелей кино, традиционно поддерживающих Никиту Михалкова, ведет судебную тяжбу, цель которой — доказать нелегитимность съезда и продлить полномочия прежнего председателя СК. Владимир Наумов — как раз один из тех, кто инициировал этот иск. Сколько будет тянуться дело и кто победит — совершенно не ясно. Ситуация замерла, но зато в ней четче оформились стороны противостояния — «Золотой Орел», считающийся «михалковской премией», наглядно это проиллюстрировал. Аншлага не наблюдалось. На церемонию не пришло подавляющее большинство академиков — кинематографистов, числящихся (чего греха таить!) в обеих киноакадемиях (в «Орле» и «Нике»). Вели церемонию Мария Шукшина и Леонид Ярмольник. То и дело опуская глаза в бумажку, торопливо, без куража проговаривали текст и как будто стеснялись сами себя. Сколько-нибудь живые реакции зал выдал дважды. Первый раз со стороны зала повеяло искренней симпатией, сочувствием, когда почетный приз академии за вклад в кинематограф вышел получать актер Алексей Петренко. Представляя его, Никита Михалков прочел небольшую лекцию о природе актерского таланта, сказал, что все актеры — люди совершенно ненормальные, в том числе и «эти перцы, ведущие церемонию». Шукшина и Ярмольник проглотили «комплимент» без аппетита. От неловкого момента отвлек всех Петренко. Отсутствие предложений со стороны кинорежиссеров и причисление к разряду получивших «за вклад» обыграл с горьковатым юмором: «Спасибо академии за нашу счастливую старость…» Еще раз публика проявила эмоции, приветствуя на сцене пару «вручантов» в номинации «Лучший зарубежный фильм в российском прокате»: боксер-великан Николай Валуев галантно вывел к микрофонам актрису Машу Шалаеву, девушку и без того миниатюрную, а уж в таком соседстве и вовсе похожую на воспитанницу детского сада. Дав людям нахохотаться вволю, Валуев начал речь: «Конечно, зарубежное кино тоже имеет право на жизнь, как и наше…» Веселье продолжилось, а «Орла» отдали представительнице фирмы «Уолт Дисней в России» за прокат фильма «Нефть» Пола Томаса Андерсона.
Рената Литвинова, способная разнообразить любую скучищу, и тут проявила свою знаменитую непосредственность. Ей выпало вручать «Орлов» лучшему мини-сериалу (им стал телефильм «Диверсант. Конец войны» режиссера Игоря Зайцева) и сериалу (победила «Ликвидация» Сергея Урсуляка). «Достался мне, как всегда, самый гной… — посетовала Рената. — Столько шлачины на телевидении… Наверное, и среди этого перегноя встречаются шедевры, но вот я, снявшись в «Границе», сказала: больше ни-ког-да!» Народ порядком оторопел, и в те секунды, пока на сцену за призом поднимались создатели «Диверсанта», даже пахнуло скандалом. Но, видимо, восторжествовала привычка воспринимать Литвинову как шута, который нет-нет да и брякнет что-то грубое, но так похожее на правду. Кстати, с номинацией «Лучший телесериал» произошла вообще интересная вещь: в ней были представлены три фильма, и все три созданы компанией «Централ Партнершип», даже набор продюсеров один и тот же: Рубен Дишдишян, Сергей Даниелян, Арам Мовсесян, Юрий Мороз.
Взяв «Орлов» за лучшие работы художника по костюмам, оператора и звукорежиссера, «Адмиралъ» остановился на планке «Лучшая мужская роль». Принимая приз в этой номинации, исполнитель роли адмирала Колчака Константин Хабенский красиво, поэтично поблагодарил «экипаж», то есть съемочную группу и тех, «кто ждал на берегу». Дальше картина Андрея Кравчука не пошла. Лучшей актрисой стала Ксения Раппопорт, исполнительница роли заблудшей оперной дивы в фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день». «Золотой Орел» в номинации «Лучший сценарий» достался ушедшим из жизни соавторам Петру Луцику и Алексею Саморядову, приз принял за них продюсер картины «Дикое поле» Андрей Бондаренко (он же принимал потом и Гран-при, режиссер Михаил Калатозишвили представлял в это время свой фильм на фестивале в Роттердаме). Лучшим режиссером, по версии академиков, стал Карен Шахназаров с «Исчезнувшей империей». «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего, таким образом, вообще остался незамеченным академией. Зато на церемонию была выписана Фэй Данауэй, она терпеливо просидела в зале два часа и вышла на сцену под конец, дабы получить очередной приз за вклад в мировой кинематограф. Ее сопровождал и представлял публике Андрей Кончаловский. Сведенные на одной сцене в одной церемонии братья Михалковы-Кончаловские снова продемонстрировали фамильные особенности: они «на ты» со всем миром, они запросто греются в лучах славы звезд мирового кино, они сами зажигают звезды! «Дорогая Фэй! Мы тебя любим. Ты — легенда. Ты была легендой уже тогда, когда я снимал свой первый фильм в Средней Азии. Я говорил там: найдите мне героиню, похожую на Фэй Данауэй!» — так просто, по-свойски ворковал Андрей Сергеевич со знаменитой лауреаткой «Золотого Орла». Та, в свою очередь, продемонстрировала выучку западного воспитания и дружелюбия, поблагодарила Россию за Станиславского и выразила желание сыграть в паре с «господином Петренко» — так он ей понравился. В финале все лауреаты со своими «Орлами» поднялись на сцену и выстроились в ряд, как на школьной фотографии. Не было ощущения, что их много, большинство держали по нескольку призов — за себя и за того парня, который не пришел на церемонию. Особой цеховой радости и братаний тоже не было. Зато энтузиазм и темперамент наконец-то нашли выход в очереди на банкет, который был дан при содействии «Bosco di ciliegi» в соседнем мосфильмовском павильоне.
Д. Борисова
На фото: К. Раппопорт и К. Хабенский
источник: http://www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=813&rubric_id=200
Свежие комментарии